2-348/12, гражданское дело по заявлению Никитина А.А. о признании незаконным Решение депутатов Совета Таврического района Омской области.



                                                   Дело № 2-348/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Носенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 16 января 2012 года дело по заявлению Никитина А.А. о признании незаконным Решение депутатов Совета Таврического района Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Никитин А.А. обратился в Октябрьский районный суд города Омска с заявлением к районному Совету Депутатов Таврического района Омской области о признании незаконным Решение депутатов Совета Таврического района об отзыве депутатских полномочий у Никитина А.А. В обоснование своей позиции указывает, что при принятии решения нарушены заинтересованным лицом положения Конституции Российской Федерации, Устав Таврического района Омской области. Считает, что при рассмотрении настоящего дела необходимо применение Постановления Конституционного суда РФ от 2 апреля 2002 года, где полномочия депутата могут быть отозваны большинством голосов избирателей, зарегистрированных в данном округе. Согласно итогам голосования от ДД.ММ.ГГГГ 2010 года Никитин А.А. набрал <данные изъяты> голосов, соответственно, такое же число должно проголосовать за отзыв депутатских полномочий. Просит признать незаконным Решение Совета Таврического муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ 2011 года «О снятии депутатских полномочий с депутата Совета муниципального района по Любомировскому избирательному округу № 11 Никитина А.А.».

Никитин Алексей Александрович в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, считая их подлежащими удовлетворению. Дополнительно пояснил, что оспариваемое Решение принято в нарушении норм действующего законодательства, без соблюдения порядка принятия соответствующих решений, без его воли, без инициативы населения, отсутствуют сведения об опубликовании в средствах массовой информации данных об отзыве депутата. Указал, что Коновалов В.П., представляющий в настоящем деле интересы заинтересованного лица не может участвовать в настоящем судебном заседании и давать пояснения, поскольку является сотрудником Администрации Таврического муниципального района Омской области.

Представитель Совета Таврического муниципального района Омской области Коновалов В.П., действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что в связи с вступлением в законную силу приговора Таврического районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года, руководствуясь статьёй 40 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, статьёй 25 Устава Таврического муниципального района Омской области с ДД.ММ.ГГГГ 2011 года Совет Таврического муниципального района Омской области решил снять депутатские полномочия с депутата Совета муниципального района Любомировского избирательного округа № 11 Никитина А.А.. Согласно п. 5 части 10 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправлении, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Согласно части 11 статьи 40 указанного закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий. Приговор в отношении заявителя вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, решение оспариваемое принято в установленные сроки. Поясняет, что досрочное прекращение полномочий не затрагивает конституционный статус заявителя как гражданина и не лишает его возможности вновь быть избранным в органы публичной власти.

Избирательная комиссия Омской области в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежаще. В отзыве на исковое заявление, представленном в материалы дела, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Принимая во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2, "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной. При этом при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Закон РФ № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В соответствии со статьёй 1 Закона РФ № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления согласно статьи 4 Закона РФ № 131-ФЗ составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно статьи 40 Закона РФ № 131-ФЗ депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

В соответствии с пунктом 10 Закона РФ № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Аналогичные положения содержатся в статье 25 Устава Таврического муниципального района Омской области, утвержденным Решением Совета Таврического муниципального района Омской области от 26 мая 2005 года № 47, полномочия депутата Совета муниципального района прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70-72). Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда (пункт 6 части 6 статьи 36 и пункт 5 части 10 статьи 40). Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании данного Федерального закона и в порядке, определенном уставом муниципального образования (пункт 6 части 6 статьи 36, пункт 5 части 10 статьи 40, пункт 8 части 1 статьи 44). Решение уполномоченного органа (по общему правилу – представительного органа муниципального образования) о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значение характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям (Определение № 285-0-0 от 15.04.2008 года).

Судом установлено, что Решением окружной избирательной комиссии Таврического муниципального района Никитин А.А. избран депутатом Таврического муниципального района Омской области по одномандатному избирательному округу № 11 (л.д. 88).

Приговором Таврического районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года по делу № Никитин А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания 1 год 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком в два года (л.д. 46-53).

Приговор Таврического районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 5 части 10 статьи 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" исключает возможность осуществления депутатских полномочий.

Вышеназванная правовая норма имеет императивный характер, полномочия депутата в данном случае прекращаются в силу прямого указания закона. В связи с чем, Совет Таврического муниципального района Омской области Решением от ДД.ММ.ГГГГ 2011 года «О снятии депутатских полномочий с депутата Совета муниципального района по Любомировскому избирательному округу № 11 Никитина А.А.», вынесенным на основании статьи 40 Закона РФ № 131-ФЗ, статьи 25 Устава Таврического муниципального района Омской области, на основании приговора Таврического районного суда Омской области от 31 мая 2011 года в данном случае лишь констатировал факт досрочного прекращения полномочий депутата Никитина А.А. Указанное Решение двадцать пятой сессии четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ 2011 года № 187 «О снятии депутатских полномочий с депутата Совета муниципального района по Любомировскому избирательному округу № 11 Никитина А.А.» опубликовано в информационной газете Таврического района Омской области «Таврические новости» № ДД.ММ.ГГГГ 2011 года (л.д. 163).

Согласно пункта 11 статьи 40 Закона РФ № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Согласно статьи 17 Устава Таврического муниципального района Омской области Совет муниципального района обладает правами юридического лица (л.д. 108).

Распоряжением председатель Совета депутатов Таврического муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ2011 года в соответствии с Уставом Таврического муниципального района Омской области созвал депутатов на двадцать пятую сессию Совета Таврического муниципального района четвертого созыва, определив дату ДД.ММ.ГГГГ 2011 года. Указанная информация была размещена в информационной газете Таврического района Омской области «Таврические новости» № 33 (10059) ДД.ММ.ГГГГ 2011 года, в связи с чем доводы заявителя об отсутствии информации о проведении сессии Совета Таврического муниципального района Омской области, назначенной на ДД.ММ.ГГГГ 2011 года не находят своего подтверждения (л.д. 165).

Согласно пункта 3 главы 3 Положения о Совете Таврического муниципального района Омской области, утверждённого Решением районного Совета Таврического муниципального района Омской области от 27 марта 2008 № 431 районный Совет правомочен при наличии не менее 50 % от установленных Уставом общего числа депутатов районного Совета.

Протоколом двадцать пятой сессии Совета Таврического муниципального района Омской области четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ2011 года зафиксировано количество депутатов, принявших участие на сессии. Пунктом 10 Протокола двадцать пятой сессии Совета Таврического муниципального района Омской области четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ.2011 повестки дня сессии вынесен вопрос о снятии депутатских полномочий с депутата Совета муниципального района по Любомировскому избирательному округу     № 11 Никитина А.А.. (л.д. 61-71).

Суд не находит возможным при рассмотрении настоящего дела применить Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года, поскольку в настоящем постановлении проведена проверка конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе». Правовое значение, основания и порядок проведения процедуры отзыва депутата отлично, не тождественно от процедуры отстранения последнего от занимаемой должности. В связи с чем, указанный акт не подлежит применению.

Суд не находит возможным согласиться с позицией заявителей, указывающего на невозможность Коноваловым В.П. представлять интересы Совета Таврического муниципального района Омской области по причине отсутствия соответствующего Решения Совета Таврического муниципального района Омской области.

Коновалов В.П. является начальником управления правового обеспечения Администрации Таврического муниципального района Омской области, что подтверждается удостоверением № , подписанным главой муниципального района. Удостоверение действительно до ДД.ММ.ГГГГ2015 года (л.д. 161).

В настоящем судебном заседании Коновалов В.П. представляет интересы заинтересованного лица Совета Таврического муниципального района Омской области на основании доверенности, выданной председателем Совета Таврического муниципального района Омской области (л.д. 55).

Председатель Совета Таврического муниципального района Омской области осуществляет свои полномочия на основании Устава Таврического муниципального района Омской области, где статьёй 21 предусмотрено, что председатель организует деятельность Совета и осуществляет полномочия в соответствии с регламентом Совета муниципального района (л.д. 113). Регламентом Совета Таврического муниципального района Омской области, утверждённым Решением пятнадцатой сессии районного Совета депутатом третьего созыва от 15.12.2005 № 135 подпунктом 4 статьи 5 к полномочиям председателя Совета относится выдача доверенности на ведение дел в судах от имени Совета, на представительство перед третьими лицами (л.д. 141). В связи с чем, суд считает Коновалова В.П. представителем заинтересованного лица Совета Таврического муниципального района Омской области на основании доверенности, наделенного правами, предусмотренными статьёй 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя Никитина А.А., в связи с чем делает вывод, что оспариваемое Решение Совета Таврического муниципального района Омской области от 25 августа 2011 года «О снятии депутатских полномочий с депутата Совета муниципального района по Любомировскому избирательному округу № 11 Никитина А.А.» принято надлежащим лицом в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Таврического муниципального района Омской области и не нарушает прав либо свобод заявителя, поскольку досрочное прекращение полномочий не затрагивает конституционный статус последнего как гражданина и не лишает возможности вновь быть избранным в органы публичной власти, если к этому нет других препятствий, установленных федеральным законом, и если избиратели выразят ему доверие.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Требования, заявленные Никитиным А.А. о признании незаконным Решение Совета Таврического муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ 2011 года «О снятии депутатских полномочий с депутата Совета муниципального района по Любомировскому избирательному округу № 11 Никитина А.А.», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                    Е.Л. Бессчетнова