дело № 2-2552/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Синьковской Л.Г.,
при секретаре Колесниковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 июля 2012 года в г. Омске дело по иску прокурора Кировского административного округа г. Омска к ОАО «Омскшина» об обязании произвести ликвидацию скважины,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Кировского административного округа города Омска предъявил в Октябрьском районном суде г. Омска исковое заявление к названному ответчику. В обоснование заявленных требований указано следующее. Прокуратурой Кировского административного округа города Омска на основании обращения директора ООО «Мечта» Бомбина С.А. проведена проверка соблюдения требований законодательства о недропользовании в деятельности ОАО «Омскшина», при эксплуатации скважины, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Суворова, 110, в ходе которой установлено, что ОАО «Омскшина» принадлежит опасный производственный объект (далее - ОПО) - скважина минеральной воды № 140 - 370 на основании лицензии на пользование недрами серия ОМС № 00611 МЭ на добычу минеральных лечебно-столовых вод на участке недр, расположенном в городе Омске на территории санатория-профилактория «Мечта», сроком действия лицензии с 13 августа 2007 года по 1 ноября 2015 года.
В ходе проведения работ на указанной скважине ЗАО «Старатель» на основании соглашения, заключенного ООО «Мечта» установлено, что внутренние работы в скважине невозможны, по причине того, что при любом механическом воздействии на стенки трубы может произойти ее облом с непредвиденными последствиями.
В ходе проверки, проведенной Ростехнадзором в деятельности ОАО «Омскшина» при эксплуатации указанной скважины выявлены многочисленные нарушения законодательства.
По результатам проверки Ростехнадзором возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Омскшина» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, которое оставлено без изменений Решением Арбитражного суда Омской области от 18 мая 2012 года.
17 февраля 2012 года Ростехнадзором выдано предписание № 10-05-2Т, которым ОАО «Омскшина» обязывается устранить выявленные в ходе указанной проверки нарушения в установленные сроки, в частности: признать скважину № 140-370 аварийной и ликвидировать по техническим причинам, сроком устранения до 1 ноября 2012 года; принять меры по завершению работ по герметизации устья скважины и уменьшению затрубного перетока, сроком устранения до 1 марта 2012 года; после проведения ликвидационных работ на скважине провести
обследование технического состояния фундаментов здания бывшего
санатория - профилактория «Мечта», сроком устранения до 10 ноября 2012 года. Кроме того, ОАО «Омскшина» предписывается разработать: а) задание на проектирование и согласование его с Западно-сибирским управлением Ростехнадзора, в срок до 1 апреля 2012 года; б) проект ликвидации скважины в срок до 1 июня 2012 года; в) провести экспертизу промышленной безопасности в срок до 1 июля 2012 года; г)провести работы по ликвидации скважины минеральной воды №140- 370, до 1 сентября 2012 года; д) составить и подписать акт о ликвидации скважины органами, предоставившими лицензию на право пользование недрами, органом государственного горного надзора и руководителем предприятия недропользователя, сроком до 10 сентября 2012 года.
Прокуратурой округа совместно с Управлением Росприроднадзора по Омской области 14 ноября 2011 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации вышеуказанной скважины.
Проверка показала, что в воде скважины содержится газ (метан). Самоизлив воды скважины, минуя газоотдельную камеру, создает угрозу накопления взрывоопасного газа в помещениях павильона, что может привести к чрезвычайным ситуациям.
Также в ходе проверки установлено, что ОАО «Омскшина» в соответствии с положениями статьи 20 Закона РФ «О недрах» обратилось в лицензирующий орган Управление по недропользованию по Омской области с заявкой на досрочное прекращение лицензии ОМС 00611 МЭ.
22 декабря 2011 года данная заявка рассмотрена постоянно действующей комиссией при Управлении по недропользованию по Омской области и решением комиссии отклонена.
Таким образом, ОАО «Омскшина» обязано принять меры по ликвидации скважины до аннулирования вышеуказанной лицензии, данные обстоятельства подтверждены справкой о результатах совместной проверки Управления Росприроднадзора по Омской области от 23 декабря 2011 года.
По информации, полученной из ООО «Мечта», в результате самоизливания воды в грунт из данной скважины, он постоянно находится в обводненном состоянии, проседает, что неизбежно приводит к просадкам отдельных частей здания, образованию трещин и саморазрушению несущих конструкций здания санатория, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Суворова, 110.
По сведениям ООО «Мечта», ежедневно на территории санатория-профилактория «Мечта» находится в среднем около 100 человек посетителей. Обслуживающей персонал санатория работает круглосуточно, имеет лечебно-профилактическое направление. Термальная глубоководная вода скважины является опасным производственным объектом из-за наличия в ней газа и представляет собой угрозу населению, а также имуществу, находящемуся в санаторно-защитной зоне профилактория.
Согласно пункту 7.4 заключения технического обследования состояния здания профилактория «Мечта», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Суворова, 110, выполненного НТОО «Научно-исследовательский институт стройсервиспроект» (НИИстройсервиспроект) прочность грунтов даже для восприятия существенных нагрузок, снижение прочности грунтов произошло вследствие техногенных факторов, которые на момент проектирования отсутствовали. Как правило, одним из основных факторов, приводящих к размягчению грунтов, является интенсивное обводнение грунтов.
В соответствии с пунктами 8.1-8.5 данного экспертного заключения в процессе обследования фундаментов здания прочности грунтов недостаточно для обеспечения безаварийной работы несущих конструкций обследуемого здания, то есть напряжение в грунте от существующих нагрузок превышает фактическую прочность грунтов.
Грунты находятся в обводненном состоянии, что привело к их разжижению и снижению их плотности, а, следовательно, прочности. Такое состояние грунтов имеет техническое определение как текуче-пластичные грунты.
Указанное выше состояние грунтов неизбежно приведет к просадкам (погружению в текуче-пластичный грунт) отдельных частей здания, образованию трещин и саморазрушению несущих конструкций здания.
Кроме того, данным исследованием установлено, что причиной обводнения грунтов под фундаментами здания является аварийное состояние по типу перфораций труб глубоководной напорной скважины № 140-370, предназначенной для снабжения профилактория минеральной водой.
Учитывая, что при самоизливе скважины, расположенной по адресу: г.Омск, ул. Суворова, 110, возможно обрушение здания профилактория ООО «Мечта», которое может причинить вред жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, персонифицировать которых не представляется возможным, прокурор выступает в защиту неопределенного круга лиц.
Уточнив требования, прокурор просит обязать ответчика произвести ликвидацию скважины № 140-370 сроком до 12 января 2013 года.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кировского административного округа г. Омска Щербаков В.А. поддержал заявленные требования.
Ответчик с иском не согласился, представил возражения, в которых указано следующее.
Согласно заключенному договору купли-продажи от 12 ноября 2010 года ООО «Мечта» приобрело у ОАО «Омскшина» объекты недвижимого и движимого имущества. В том числе, был приобретен объект недвижимого имущества - земельный участок 55:36:140107:7, на котором находится участок недр, предназначенный для добычи минеральных вод и соответствующее оборудование.
В соответствии со ст. 23.31 КоАП РФ органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за опасными производственными объектами, в том числе связанными с недрами, является Ростехнадзор (Западно-Сибирское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Именно в компетенцию данного государственно органа входит проверка опасного производственного объекта - скважины № 140-370, расположенной на земельном участке 55:36:140107:7 по адресу г. Омск, ул. Суворова 110. Во исполнение своих полномочий Управлением Ростехнадзора по Омской области была проведена проверка состояния опасного производственного объекта - скважины № 140-370. Проверкой было выявлено аварийное состояние скважины и принято решение о ее ликвидации.
Западно-Сибирским Управлением Ростехнадзора направлено в адрес ОАО «Омскшина» предписание № 10-05-2Т от 17 февраля 2012 года, в соответствии с которым работы по ликвидации скважины № 140-370 было предписано провести в срок до 1 сентября 2012 года. При повторной проверке Западно-Сибирским Управлением Ростехнадзора было направлено в адрес ОАО «Омскшина» новое предписание № 10-05-7Т от 15 июня 2012 года, которым сроки выполнения ряда мероприятий по ранее выданному предписанию были перенесены на более позднее время.
В настоящее время ОАО «Омскшина» осуществляет все установленные предписанием Западно-Сибирского Управления Ростехнадзора № 10-05-7Т от 15 июня 2012 года мероприятия. Так, для осуществления работ по ликвидации скважины ОАО Омскшина» 25 апреля 2012 года заключен договор № 03-12 со специализированной организацией ООО «ПИРС», предметом которого является проведение в срок до 1 сентября 2012 года работ по ликвидации скважины № 140-370.
В случае, если, по мнению И.о. прокурора Кировского АО г. Омска, имеет место угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц в результате их нахождения в непосредственной близости от опасного производственного объекта- скважины № 140-370, данное обстоятельство является поводом для обращения прокурора с соответствующими требованиями к ООО «Мечта» об обязании ограничить доступ к данному опасному объекту, поскольку именно ООО «Мечта» осуществляет деятельность связанную с предоставлением неопределенному кругу лиц услуг с использованием минеральной воды из скважины № 140-370. Ответчик полагает, что основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
В судебном заседании представители ответчика, действующие на основании доверенностей Тихонов М.Ю. и Карпов С.В. исковые требования не признали, по существу заявленных требований Тихонов М.Ю. дал суду пояснения следующего содержания. Ответчик не возражает провести ликвидацию скважины. Но срок, указанный в предписании может быть и продлен, данные вопросы разрешаются не прокуратурой, а Ростехнадзором и т.д. Сроки по предписанию ещё не наступили. Два предписания направлены на достижение одной цели. В предписании от 15 июня 2012 года требования те же, но уже с иными сроками.
Представитель по доверенности третьего лица - ООО Мечта» - Филина Л.А. с иском прокурора согласилась, полагает он подлежит удовлетворению. Пояснила, что на территории ООО « Мечта» ежедневно находится более 150 человек, с учетом медработников и обслуживающего персонала. Территория санатория открытая, многие местные жители, там просто гуляют. В том случае, если ответчик не ликвидирует скважину деятельность санатория придётся приостанавливать. Но это не решит проблему, поскольку ООО «Мечта» не вправе ликвидировать скважину.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Управление по недропользованию по Омской области в судебное заседание представителя не направило. За подписью исполняющего обязанности начальника Управления Фалалеева Н.К. представлен отзыв, в котором он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. По существу спора указано следующее. ОАО "Омскшина" имеет лицензию на право пользования недрами с целью добычи минеральных подземных вод лечебного назначения из водоносных песков меловых отложений покурской свиты (скв. № 140-370) ОМС 00611МЭ, сроком действия до 1 ноября 2015 года. Неотъемлемой частью лицензии является лицензионное соглашение об условиях эксплуатации водозаборной скважины № 140-370 Открытым акционерным обществом "Омскшина". Пункт 1.6.18 лицензионного соглашения гласит: "при выходе скважины из строя и невозможности ее дальнейшей эксплуатации она должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке ликвидации и консервации скважин и оборудования их устьев и стволов" утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2002 года за № 22. Акт на ликвидацию скважины владелец лицензии направляет распорядителю недр, в ТЦ ГМСН и Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Новосибирской области.
На рабочем совещании (Протокол от 15 февраля 2012 года) о техническом состоянии скважины № 140-370 было принято решение о ликвидации скважины, как вышедшей из строя и не подлежащей ремонту. Таким образом, Омскнедра считает необходимым произвести ликвидацию скважины № 140-370 в соответствии с действующими правилами и нормами законодательства РФ.
В судебное заседание представитель Западно-Сибирского управления Ростехнадзора не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представитель управления Скакун И.Н. исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что повторной проверкой было установлено, что ОАО «Омскшина» не выполнило ряд мероприятий, совокупно направленных на устранение выявленных нарушений и ликвидацию аварийной скважины. Проект ликвидации скважины на согласование в управление не поступал. ОАО «Омскшина» за невыполнение предписаний оштрафовано на 400 000 рублей.
Представитель Росприроднадзора по Омской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, по существу иска пояснений либо возражений не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
На основании договора купли-продажи от 12 ноября 2010 года ООО «Мечта» приобрело у ОАО «Омскшина» объекты недвижимого и движимого имущества. В числе прочего недвижимого имущества были приобретены объекты, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Суворова, 110: здание под скважину минеральной воды и земельный участок 55:36:14 01 07:7, на котором находится участок недр, предназначенный для добычи минеральных вод. В числе движимого имущества передано в собственность ООО «Мечта» соответствующее оборудование для эксплуатации скважины согласно приложению № 2 к договору. Глубина скважины составляет 1545 метров, введена в эксплуатацию 29 декабря 1970 года.
В преамбуле к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» указано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно ч. 2 ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «О недрах» в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 № 3314-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Судом установлено, что ОАО «Омсшина» выдана лицензия на право пользования недрами серии ОМС № 00611 МЭ с целевым назначением и видами работ: добыча минеральных подземных вод лечебного назначения из водоносных песков меловых отложений покурской свиты (скважина 140-370); участок расположен на территории санатория-профилактория «Мечта» в г. Омске, на левом берегу р. Иртыш. Срок окончания действия лицензии 1 ноября 2015 года.
В приложении к лицензии, именуемым лицензионным соглашением об условиях эксплуатации водозаборной скважины № 140-370, в п.1.6.18 прописано, что при выходе скважины из строя и невозможности ее дальнейшей эксплуатации она должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке ликвидации и консервации скважин и оборудования их устьев и стволов" утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2002 года за № 22. Акт на ликвидацию скважины владелец лицензии направляет распорядителю недр, в ТЦ ГМСН и Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Новосибирской области.
Прокуратурой округа совместно с Управлением Росприроднадзора по Омской области 14 ноября 2011 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации вышеуказанной скважины № 140-370. Проверка показала, что в воде скважины содержится газ (метан). Самоизлив воды скважины, минуя газоотдельную камеру, создает угрозу накопления взрывоопасного газа в помещениях павильона, что может привести к чрезвычайным ситуациям.
ОАО «Омскшина» в соответствии с положениями статьи 20 Закона РФ «О недрах» обратилось в лицензирующий орган Управление по недропользованию по Омской области с заявкой на досрочной прекращение лицензии ОМС 00611 МЭ. 22 декабря 2011 заявка была рассмотрена постоянно действующей комиссией при Управлении по недропользованию по Омской области. Решением комиссии указанная заявка ОАО «Омскшина» отклонена.
17 февраля 2012 года Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая проверка скважины № 140-370, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Суворова, 110, о чем составлен акт проверки № 10-05-1Т. В ходе проверки установлено, что ОАО «Омскшина» принадлежит опасный производственный объект - скважина минеральной воды № 140 -370 на основании лицензии на пользование недрами серия ОМС № 00611 МЭ на добычу минеральных лечебно-столовых вод на участке недр, расположенном в городе Омске на территории санатория-профилактория «Мечта», сроком действия лицензии с 13 августа 2007 года по 1 ноября 2015 года. Проверкой было установлено, что согласно проекту скважина состоит из кондуктора глубиной 3 м., обсадной трубы, установленной на глубину 300 м., эксплуатационной колоны, расположенной в интервале 230-1496 м. Рабочая часть фильтра находится на глубине 1391-1407 м. и 1422-145 м. Согласно заключениям ООО «ЭКО» - скважина № 140-370 построена с грубейшим нарушениями. ЗАО «Старатель» пыталось произвести ремонт скважины, однако после определения нарушения целостности колоны работы не были завершены, с целью недопущения облома с непредвиденными последствиями. Проверкой было установлено, что на скважине после неудачного ремонта допускается бесконтрольный (не предусмотренный технологической схемой) выпуск минеральной воды.
По результатам проверки Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Омскшина» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Также по результатам проверки 17 февраля 2012 года Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора выдано предписание № 10-05-2Т, согласно которому ОАО «Омскшина» обязывается устранить выявленные в ходе указанной проверки нарушения в установленные сроки, в частности: признать скважину № 140-370 аварийной и ликвидировать по техническим причинам, сроком устранения до 1 ноября 2012 года; принять меры по завершению работ по герметизации устья скважины и уменьшению затрубного перетока, сроком устранения до 1 марта 2012 года; после проведения ликвидационных работ на скважине провести
обследование технического состояния фундаментов здания бывшего
санатория - профилактория «Мечта», сроком устранения до 10 ноября 2012 года. Кроме того, ОАО «Омскшина» предписывается разработать: а) задание на проектирование и согласование его с Западно-сибирским управлением Ростехнадзора, в срок до 1 апреля 2012 года; б) проект ликвидации скважины в срок до 1 июня 2012 года; в) провести экспертизу промышленной безопасности в срок до 1 июля 2012 года; г)провести работы по ликвидации скважины минеральной воды №140- 370, до 1 сентября 2012 года; д) составить и подписать акт о ликвидации скважины органами, предоставившими лицензию на право пользование недрами, органом государственного горного надзора и руководителем предприятия недропользователя, сроком до 10 сентября 2012 года.
Отношения в области промышленной безопасности опасных производственных объектов регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно статье 3 указанного Закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Эти требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. Опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Федеральному закону.
В том числе к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
В силу статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;
4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;
5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией
11) сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
В соответствии с пунктами 50, 51 и 54 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06 июня 2003 года № 71, недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Госгортехнадзора России.
Согласно требованиям пункта 54 указанных Правил охраны недр производство горных работ без согласования с органом Госгортехнадзора России годового плана, а также отступлениями от согласованного годового плата не допускается.
В соответствии со статьёй 22 Закона Российской Федерации Закон РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В силу пункта 11 Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 № 72, разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, производится в соответствии с согласованными с органами Госгортехнадзора России техническими проектами (дополнениями и изменениями к ним), включающими технологические схемы, проекты на бурение и переоборудование скважин, капитальные ремонты и ремонтно-восстановительные работы, консервацию и ликвидацию скважин, строительство и реконструкцию каптажных сооружений, иную проектную документацию на пользование участками недр, а также соответствующие технические задания на проектирование.
При разработке месторождений не допускается бесконтрольный (не предусмотренный технологической схемой) выпуск минеральной воды. При аварии принимаются меры по её ликвидации (пункт 61 Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей).
В соответствии со статьёй 26 Закона Российской Федерации «О недрах» при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Порядок ведения работ по технической ликвидации и консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, и требования по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, а при консервации - также требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных выработок на время консервации установлены РД 07-291-99 Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 02.06.1999 № 33 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.06.1999 № 1816.
Пунктом 11 названной Инструкции предусмотрено, что ликвидация или консервация объекта производится по проектам с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды.
Проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Госгортехнадзора России. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанные с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта (пункт 24 Инструкции).
В ходе проверки, проведённой в отношении ОАО «Омскшина» Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора выявлены нарушения указанных выше правовых норм.
В ходе повторной проверки, проведенной 15 июня 2012 года срок выполнения ряда мероприятий по ранее выданному предписанию был перенесен на более поздний. Проверкой установлено, что часть мероприятий указанных в предписании ОАО «Омскшина» выполнено не в полном объеме. При этом, исполнение мероприятий, касающихся выполнения работ по ликвидации скважины не проверялось, поскольку установленный на это предписанием срок (01 сентября 2012 года) не истек.
ОАО «Омскшина» обратилась с письмом в Западно-Сибирское Управление Ростехнадзора о продлении сроков выполнения предписания, в частности, пунктов о принятии мер по завершению работ по герметизации устья скважины и уменьшению затрубного перетока и о проведении ликвидации скважины минеральной воды в срок до 12 января 2013 года.
Доказательств выполнения требований, предусмотренных Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2002 года N 22, определяющей порядок ликвидации и консервации опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), йодобромных, бальнеологических и других скважин в материалы дела не представлено.
Позиция ответчика основывается на том, что срок выполнения предписания о ликвидации скважины не наступил, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Вместе с тем, необходимость ликвидации скважины вызвана её аварийным состоянием. Как уже указано выше в воде скважины содержится метан. Самоизлив воды скважины, минуя газоотдельную камеру, создает угрозу накопления взрывоопасного газа в помещениях павильона, что может привести к чрезвычайным ситуациям.
По сведениям ООО «Мечта», ежедневно на территории санатория-профилактория «Мечта» находятся посетители в среднем около 100 человек, кроме того, обслуживающий, медицинский персонал санатория работает круглосуточно. Термальная глубоководная вода скважины является опасным производственным объектом из-за наличия в ней газа и представляет собой угрозу населению, а также имуществу, находящемуся в санитарно-защитной зоне профилактория.
В результате технического обследования состояния здания профилактория «Мечта», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Суворова, 110, выполненного НТОО «Научно-исследовательский институт стройсервиспроект» (НИИстройсервиспроект) установлено, что причиной обводнения грунтов под фундаментами здания является аварийное состояние по типу перфораций труб глубоководной напорной скважины № 140-370, предназначенной для снабжения профилактория минеральной водой.
В силе ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Деятельность в рассматриваемом случае состоит в добыче минеральных подземных вод, что определено лицензией. В соответствии с п.1.6.18 лицензионного соглашения при выходе скважины из строя и невозможности её дальнейшей эксплуатации она должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями вышеуказанной Инструкции.
Учитывая, что при самоизливе скважины № 140-370, расположенной по адресу: г.Омск, ул. Суворова, 110, возможно обрушение здания профилактория ООО «Мечта», которое может причинить вред жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, персонифицировать которых не представляется возможным, обращение прокурора в защиту неопределенного круга лиц обоснованно.
Поскольку в соответствии с пунктом 5.5. лицензионного соглашения об условиях эксплуатации водозаборной скважины №140-370 ОАО «Омскшина» право пользования недрами (лицензия) не может быть передано другому субъекту предпринимательской деятельности, таким образом, довод ответчика о выборе истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права является несостоятельным.
С учётом изложенного, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в бюджет города Омска в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать ОАО «Омскшина» произвести ликвидацию водозаборной скважины № 140-370 в срок до 12 января 2013 года.
Взыскать с ОАО «Омскшина» в бюджет города Омска государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 6 июля 2012 года.
Судья Л.Г.Синьковская