2-2989/2012, гражданское дело по жалобе Захарова С.В. на действия УФМС об отказе в выдаче паспорта



Дело № 2-2989/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Носенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 11 июля 2012 года в городе Омске жалобу Захарова С.В. к Управлению Федеральной миграционной службы по Омской области об обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Захаров С.В. обратился в Октябрьский районный суд города Омска с жалобой на действия Управления Федеральной миграционной службы по Омской области, связанные с отказом в выдачи паспорта гражданина Российской Федерации и обязании заинтересованного лица выдать заявителю паспорт гражданина Российской Федерации. В обоснование своей позиции указывает, что сотрудники отдела Управления Федеральной миграционной службы по Омской области в Октябрьском административном округе города Омска незаконно, необоснованно приняли решение об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. Захаров С.В. родился в городе Омске <данные изъяты> года, что подтверждается свидетельством о рождении. Считает, что проживание в России в период ДД.ММ..1992 года, и является подтверждением его статуса гражданина Российской Федерации. Считает, что своим бездействием сотрудники отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области в Октябрьском административном округе города Омска нарушили его конституционные права.

Захаров С.В. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Омской области Лаврентьева Е.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В соответствии с положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928, Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, осуществляющим правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В соответствии с Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 07.12.2009 № 339 получателями государственной услуги по выдаче паспортов являются также граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и приобретшие гражданство Российской Федерации. В соответствии с пунктом 23 Административного регламента Федеральной миграционной службы основанием для отказа в выдаче паспорта являются отсутствие у лица гражданства Российской Федерации. Основанием для отказа выдачи паспорта послужило отсутствие доказательств, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации. Компетентные органы с заявлением по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Захарова С.В. не обращались. Решение вопросов гражданства Российской Федерации не может быть предметом судебного разбирательства. Рассмотрение вопроса о признании лица гражданином Российской Федерации по рождению осуществляется при наличии заявления такого лица и необходимого пакета документов, поданного в уполномоченный орган в порядке пункта 18 Приказа Федеральной миграционной службы России от 19.03.2008 № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации». Захаров С.В. с заявлением об оформлении приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в установленном законом порядке не обращался, документов, предусмотренных законодательством не представлял. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России Долгов А.Ф. рассмотрение требований Захарова С.В. оставил на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Принимая во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2, "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной. При этом при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928 Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Основными задачами ФМС России являются: производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

Приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. № 339 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при выдаче и замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации - паспортов гражданина Российской Федерации, и их учету.

Пункт 4 указанного Административного регламента предусматривает, что предоставление государственной услуги по выдаче, замене и исполнение государственной функции по учету паспортов осуществляются в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 № 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".

Получателями государственной услуги по выдаче паспортов являются также граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и приобретшие гражданство Российской Федерации непосредственно перед получением паспорта (пункт 6 Административного регламента).

Согласно пункта 23 Административного регламента основанием для отказа в выдаче паспорта является: отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.

Судом установлено, что Захаров Сергей Владимирович родился <данные изъяты> года в городе Омске, республике РСФСР (л.д. 5).

Из пояснений самого Захарова С.В., представленных в материалы дела следует, что с 1990 года по 1993 год проживал <адрес> (л.д. 9).

ДД.ММ. 2010 года <адрес> Управления Федеральной службы исполнения наказаний России обратилась в отдел Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска с заявлением об оформлении паспорта на отбывающего наказание Захарова С.В. (л.д. 20 ).

Заключением отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области Октябрьского административного округа города Омска в выдаче паспорта отказано, по причине не представления документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации (л.д. 35).

<адрес> 2010 года отделом Управления Федеральной миграционной службы по Омской области в Октябрьском административном округе города Омска Захарову С.В. дан ответ, из которого следует, что выдача паспорта гражданина Российской Федерации будет осуществлена после принятия гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке (л.д. 4).

Согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" основанием приобретения гражданства Российской Федерации является приобретение гражданства по рождению.

Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. № 64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации", где пунктом 18 предусмотрено, что заявитель согласно графику работы территориального органа представляет мотивированное заявление произвольной формы и имеющийся у него пакет документов должностному лицу. Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. При наличии документов, подтверждающих совокупность всех условий Постановления, должностное лицо осуществляет регистрацию приобретения гражданства Российской Федерации по рождению путем учета данной информации, а также оформление и выдачу заявителю паспорта гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Юридическими фактами для исполнения данной государственной функции является совокупность у лица всех нижеперечисленных условий, установленных Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б.Смирнова", и подтвержденных документально: рождение на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; состояние в гражданстве бывшего СССР; отсутствие его свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выезд ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; отсутствие гражданства других государств, входивших в состав бывшего СССР; возвращение впоследствии на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Для исполнения государственной функции также требуется представление заявителем в структурное подразделение территориального органа по месту жительства (пребывания либо постановки на миграционный учет по месту пребывания) документов, подтверждающих наличие вышеперечисленных условий для признания лица гражданином Российской Федерации на основании Постановления, и документа, подтверждающего снятие лица с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве (пункт 18.6 Приказа Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. № 64).

При таких обстоятельствах, основанием для подтверждения гражданства является заявление самого заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Захарову С.В. отделом Управления Федеральной миграционной службы по Омской области в Октябрьском административном округе города Омска дан ответ от 30.09.2010 № 20/48, из которого следует, что выдача паспорта гражданина Российской Федерации будет осуществлена после принятия гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке (л.д. 4).

Учитывая изложенное, суд находит отказ отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области в выдаче паспорта Российской Федерации Захарову С.В., законным и обоснованным.

Настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Управлением Федеральной миграционной службы по Омской области заявлено о пропуске заявителем срока для обращения в суд с настоящим заявлением, поскольку 27.01.2011 года истек срок для его обращения в суд за защитой нарушенных прав.

Захаров С.В. с ответом отдела Управления Федеральной миграционной службы по Омской области в Октябрьском административном округе города Омска от ДД.ММ..2010 № 20/48 ознакомлен 27.10.2010 года, о чём свидетельствует его подпись на полученном ответе (л.д.4). Доказательств обратного заявителем представлено не было.

ДД.ММ..2011 года истек срок для обращения Захаровым С.В. с суд за защитой его нарушенных прав.

С жалобой в Октябрьский районный суд города Омска Захаров С.В. обратился ДД.ММ. 2012 года. Доказательств уважительности причин пропуска срока заявителем представлено не было.

Учитывая, что срок для обращения в суд с настоящими требованиями пропущен, указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя Захарова С.В., в связи с чем, делает вывод, что действия заинтересованного лица по отказу выдать паспорт гражданина Российской Федерации являются законными и требования об обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации не подлежащими удовлетворению.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований Захарова С.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Требования, заявленные Захаровым С.В. к Управлению Федеральной миграционной службы по Омской области об обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Л. Бессчетнова

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2012 года