Дело № 2-48/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Носенко Н.А., при участии прокурора Марковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 12 января 2012 года дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», Администрации города Омска, департаменту здравоохранения Администрации города Омска о возложении обязанности устранить нарушения противопожарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа города Омска (далее - прокурор ОАО г. Омска) обратился в Октябрьский районный суд города Омска с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», Администрации города Омска, департаменту здравоохранения Администрации города Омска, указывая, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, проведенной прокуратурой округа установлено, что МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» эксплуатирует здание, расположенное по адресу: <адрес> в городе Омске в условиях нарушений правил и норм пожарной безопасности. Согласно результатам совместной проверки прокуратуры округа и ОНД ОАО города Омска при эксплуатации здания, расположенного по адресу: город Омск, <адрес> ответчиком нарушены требования пожарной безопасности: обслуживающий персонал зданий со стационарами не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания; на свободной линии водомерного узла для нужд внутреннего пожаротушения всех зданий установлена задвижка без электропривода, не предусмотрен дистанционный пуск открывания электрозадвижки (кнопки должны располагаться у пожарных кранов) во всех зданиях; деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом в трёхэтажном здании терапевтического корпуса; на пластиковых канализационных трубах при пересечении перекрытий не установлены противопожарные муфты в 3-х этажном здании терапевтического корпуса и в поликлинике; лестничная клетка для сообщения с подвальным и вышележащими этажами не отделена глухой противопожарной перегородкой с устройством обособленных выходов наружу в 3-х этажном здании терапевтического корпуса; в лестничной клетке батареи, выступающие из плоскости стен расположены на высоте менее 2, 2 метра в поликлинике; в коридоре без естественного освещения не предусмотрена система для удаления продуктов горения в трёхэтажном здании терапевтического корпуса; не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в подвале 3-х этажного здания поликлиники. Выявленные нарушения в случае возникновения пожара могут повлечь гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью. Использование здания по указанному адресу в настоящее время создаёт угрозу безопасности жизни и здоровья лиц, являющихся работниками учреждения, а также неопределенного круга лиц, идентифицировать которых не представляется возможным. В судебном заседании прокурор ОАО города Омска поддерживает заявленные требования только к МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» и просит последнего устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности в срок до 1 июня 2012 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского административного округа города Омска В.В. Маркова, действующая на основании удостоверения, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что указанные в иске нарушения ответчиком не устранены, в связи с чем, считала исковые требования законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ответчика МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» Макеева Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, факт получения предписания об устранении требований пожарной безопасности не отрицала. Пояснила, что в настоящее время устранить выявленные нарушения не представляется возможным по причине отсутствия надлежащего финансирования. При этом указала, что одно нарушение в виде монтажа автоматической пожарной сигнализации устранено, и выявленное отделом надзорной деятельности Октябрьского административного округа города Омска нарушение в виде того, что обслуживающий персонал зданий для проживания людей должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала, носит консультационный характер и в случае отсутствия проживающих на объекте, что в данном учреждении имеет место быть, в связи с чем, обеспечивать персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания не требуется.
В судебном заседании представитель Администрации города Омска Яковлев К.А., по существу заявленных требований пояснил, что в соответствии со статьёй 37 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требований должностных лиц пожарной безопасности. В случае, установления судом наличия не устранённых нарушений, требования прокурора считал подлежащими удовлетворению.
Представитель Правительства Омской области Головкин В.А, представитель Министерства здравоохранения Омской области Бревникова А.В позицию, изложенную представителем Администрации города Омска поддержали, считали требования подлежащими удовлетворению.
Департамент здравоохранения Администрации города Омска, Министерство имущественных отношений Администрации город Омска о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще.
Отдел надзорной деятельности Октябрьского административного округа города Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Омской области о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще, просили рассмотреть дел без их участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Положениями Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Закона) определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируются в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
В силу указанного Закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьёй 37 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 20 Закона установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 21 Закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжением директора департамента недвижимости Администрации города Омска от ДД.ММ.199 № здание по адресу: <адрес> в городе Омске передано в оперативное управление МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» (л.д.29, 30).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ. 2011 года ГУ МЧС России по Омской области проведена проверка МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», расположенного по адресу: город Омск, <адрес> по результатам которой в отношении ответчика вынесено предписание № 3551/1/1-8, где в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» в МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» выявлены следующие нарушения (л.д. 15, 16):
- Обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кепинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания за исключением жилых домов) должен быть обеспеченен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживания персонала. ППБ 01-03 п. 129.
- Обводную линию у счётчиков холодной воды следует предусматривать, если: на обводной линии следует устанавливать задвижку, опломбированную в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом. Задвижка с электроприводом должна открываться автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики. При дистанционном пуске пожарных насосных установок пусковые кнопки следует устанавливать в шкафах у пожарных кранов (СНиП 2.04.01-85* п. 11.7, п.12.22.).
- Части зданий, тушение пожара в которых затруднено (технические помещения и этажи, подвальные и цокольные этажи и другие части зданий), следует оборудовать дополнительными средствами, направленными на ограничение площади, интенсивности и продолжительности горения (СНиП 21-01-97* п. 7.2).
- Узлы пересечения кабелями и трубопроводами ограждающих конструкций с нормируемой огнестойкостью и пожарной опасностью не должны снижать требуемых пожарно-технических показателей конструкций (СНиП 21-01-97* п.7.11).
- В зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф 1.3. допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным и цокольным этажом и первым этажом. Они не учитываются при эвакуации, за исключением случая оговоренного в п. 6.9. Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками первого типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (СНиП 21-01-97* п. 6.9. 7.23*).
- На лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 метра от поверхности проступей и площадок лестниц (СНиП 21-01-97* п. 6.32*).
- В зданиях высотой менее 10 этажей в коридорах без естественного освещения, предназначенных для эвакуации 50 человек и более, должно быть предусмотрено дымоудаление (СНиП 31-06-09 п. 5.33).
- В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади (НПБ 110-03 п. 4 НПБ 104-03 т.2).
В судебном заседании установлено, что по предписанию от ДД.ММ. 2011 года № 3551/1/1-78 выданному МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», из предложенных к выполнению нарушений требований пожарной безопасности выполнен п.8: В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади (л.д. 68). Пункт 1 указанных требований носит рекомендательный характер, поскольку в случае отсутствия проживающих на объекте, обеспечивать персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания не требуется (л.д. 68).
Таким образом, исходя из указанных выше обстоятельств, на день вынесения решения МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», не устранены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании № 3551/1/1-8 от ДД.ММ.2011 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», не устранены в полном объеме, выявленные Управлением ГПН ГУ МЧС России по Омской области нарушения требований ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в связи с чем, исковые требования прокурора ОАО города Омска суд находит подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2012 года) организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 152-рп предусмотрена передача учреждений здравоохранения, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области, в собственность Омской области. Указанным распоряжением Правительства Омской области приложением № 1 утверждён перечень муниципальных учреждений здравоохранения, предлагаемых к передаче в собственность Омской области из собственности муниципальных образований, в который входит МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №».
Согласно пунктам 3, 5 Распоряжения Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 152-рп, право собственности на учреждения возникает у Омской области с 1 января 2012 года.
Распоряжением Министерства здравоохранения Омской области от 27.12.2011 года № 563-р утверждена редакция № 7 Устава бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», где МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», переименовано в бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», (л.д. 105). Согласно свидетельства Федеральной налоговой службы бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», внесено в Единый реестр юридических лиц (л.д. 116).
В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В связи с чем, суд считает возможным согласиться с позицией прокурора ОАО города Омска и определить ответчику срок для устранения в полном объеме выявленных нарушений пожарной безопасности – до 1 июня 2012 года, считая его разумным.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, поскольку истец в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от ее уплаты при подаче данного иска.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности в срок до 1 июня 2012 года.
Взыскать с Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №», государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова