Дело № 2-747/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года г. Омск
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Плотниковой И.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рихтер А.А. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска о назначении пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с названным исковым заявлением, указав, что в апреле ... года обратился к ответчику с заявлением о назначении второй пенсии по старости в связи с достижением 50-летнего возраста как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалиду 2 группы. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказано в назначении второй трудовой пенсии, поскольку истец не достиг возраста 55 лет, начиная с которого может быть назначена вторая трудовая пенсия. С данным решением не согласен, так как получил инвалидность вследствие военной травмы, поэтому имеет право на получение одновременно двух пенсий: по инвалидности и по старости. Также просил включить в специальный стаж период нахождения на инвалидности с ... года.
В судебное заседание истец Рихтер А.А. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Рихтер А.А. Савина Г.Ю., Амен А.А. поддержали предъявленные требования в полном объеме, пояснив, что данная категория граждан, пострадавших в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждаются в особой государственной поддержке. Рихтер А.А. имеет право на одновременное получение двух пенсий, причем трудовая пенсия по старости должна быть назначена со снижением пенсионного возраста до 50 лет, поскольку полученное им увечье следует приравнять к получению военной травмы. Документом, подтверждающим наличие у него соответствующего права, является справка МСЭ об установлении инвалидности.
В судебном заседании, состоявшемся ... года, представитель истца Амен А.А. отказалась от поддержания требований о включении в специальный стаж периода нахождения на инвалидности, о чем сделана соответствующая отметка в протоколе судебного заседания.
Представитель ответчика Дубровина С.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку право на получение одновременно двух пенсий имеют лица, призванные на специальные и поверочные сборы, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, военной травмы. Трудовая пенсия по старости участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, назначается при достижении им 55 лет и наличием страхового стажа не менее 25 лет.
Период нахождения на инвалидности может быть засчитан в общий трудовой стаж только при наличии доказательств, подтверждающих получение увечья в результате несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания. Представила письменный отзыв по существу предъявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Рассмотрению подлежат требования о возложении обязанности на ответчика назначить истцу вторую трудовую пенсию - пенсию по старости одновременно с получаемой им пенсией по инвалидности по достижении им 50 лет, поскольку представитель истца Амен А.А. отказалась в порядке ст. 39 ГПК РФ от исковых требований в части включения в специальный стаж периода нахождения на инвалидности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года) гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Согласно подпункту 2 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, может быть назначена пенсия по старости по достижении 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ, определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Положения пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ, согласно которым граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи.
При системном толковании норм действующего законодательства усматривается право истца на получение одновременно двух пенсий: по инвалидности и социальной пенсии по старости, а вот получение двух трудовых пенсий одновременно при наличии такой причины получения инвалидности (увечье) не допускается.
Таким образом, одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не допускается.
При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения Рихтер А.А., достигшему к моменту обращения в пенсионный орган 50 лет, второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования, заявленные Рихтер А.А. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска о включении с специальный стаж периода нахождения на инвалидности, о назначении досрочной пенсии по старости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Попова Т.В Решение в законную силу не вступило.