Решение от 20.04.201 года по иску прокурора к ИП Сырникову С.А. о запрете экологически вредной деят



Дело № 2-679/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20.04.2011 года. Октябрьский районный суд города Омска в составе

председательствующего Долгих К.С.

при секретаре Шевченко Г.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске

гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Сырникову С.А. о запрете экологически вредной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, суд

У с т а н о в и л:

Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Октябрьский районный суд города Омска в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Сырникову С.А. о запрете экологически вредной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха.

В обоснование заявленных требований указал, что Индивидуальный предприниматель Сырников С.А. с 27.12.2010 года по настоящее время осуществляет эксплуатацию 2-х котлов, размещенных по адресу: ул. ... в г. Омске. Тепловая мощность котлов составляет 232 кВатт. Топливом для котлов являются масла моторные отработанные, передаваемые ему ООО «...». Котлы отапливают офисное помещение по ул. .... При сгорании отработанных масел моторных в атмосферный воздух выбрасываются оксиды азота, диоксид серы, взвешенные частицы, углероды предельные С1-С10, бенз(а)пирен.

Индивидуальным предпринимателем Сырниковым С.А. в нарушение части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» с 27.12.2010 года по настоящее время осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов - 2-х котлов, размещенных по адресу: ул. ... в г. Омске, без соответствующего разрешения, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарного источника выбросов специально уполномоченным органом не утверждены.

Таким образом, для данного источника выбросов в установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве могут быть выброшены в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.

Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выброс вредных веществ без разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Неполучение ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышением источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством.

Просит суд обязать Индивидуального предпринимателя Сырникова С.А. прекратить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов - двух котлов, размещенных в городе Омске по улице ..., - до получения разрешения на выброс.

Представитель Омской межрайонной природоохранной прокуратуры Полубоярова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Сырников С.А. в судебном заседании в качестве ответчика участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.

Его представители К.Ю.В.. и Г.Е.В.. в судебном заседании иск не признали, указав, что отсутствие у ответчика разрешения, определяющего лимиты на выбросы, не свидетельствует о создании какой-либо угрозы окружающей среде, жизни и здоровью граждан. Разрешение, выдаваемое уполномоченным органом, является разрешительным документом, определяющим предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Получение ответчиком такого разрешения никаким образом не повлечет приостановку его деятельности, а просто констатирует уровень предельно допустимых выбросов, в рамках которых общество вправе будет производить выбросы в атмосферный воздух. Несоблюдение ответчиком требований по получению разрешения не свидетельствует о вероятности причинения вреда в будущем и наличии опасности как таковой. Доказательств того, что Индивидуальный предприниматель Сырников С.А. производит выбросы в атмосферный воздух с превышением предельно допустимых норм и тем самым создает угрозу окружающей среде, истец не представил. Просят суд в иске отказать.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Лапа О.С. в судебном заседании в качестве третьего лица поддержала заявленные требования, пояснив, что до настоящего времени ответчиком соответствующего разрешения на выбросы не получено.

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в судебном заседании в качестве третьего лица участия не принимал, оповещался о дне слушания дела надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Пунктами 6, 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.200 года № 183 установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (пункт 8).

Выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 9).

Проверкой установлено, что Индивидуальный предприниматель Сырников С.А. с 27.12.2010 года по настоящее время осуществляет эксплуатацию 2-х котлов, размещенных по адресу: ул. ... в г. Омске. Тепловая мощность котлов составляет 232 кВатт. Топливом для котлов являются масла моторные отработанные, передаваемые ему ООО «...». Котлы отапливают офисное помещение по ул. .... При сгорании отработанных масел моторных в атмосферный воздух выбрасываются оксиды азота, диоксид серы, взвешенные частицы, углероды предельные С1-С10, бенз(а)пирен.

Таким образом, ответчиком в нарушение части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» с 27.12.2010 года по настоящее время осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов - 2-х котлов, размещенных по адресу: ул. ... в г. Омске, без соответствующего разрешения, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарного источника выбросов специально уполномоченным органом не утверждены.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями Индивидуального предпринимателя Сырникова С.А. от 16.02.2011 года; информацией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 16.02.2011 года; разрешением на допуск в эксплуатацию энергоустановки Номер обезличен от 27.12.2010 года Омского территориального отдела государственного энергетического надзора; актом осмотра котельной Номер обезличен от 27.12.2010 года Управления по технологическому и экологическому надзору по Омской области, протоколами анализа промышленных выбросов ЦЛАТИ по Омской области от 27.05.2010 года Номер обезличен, от 03.03.2010 года Номер обезличен; постановлением о назначении административного наказания от 24.02.2011 года за Номер обезличен в отношении ИП Сырникова С.А. по части 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения).

В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Омской области

выполняет функцию выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством.

Таким образом, для данного источника выбросов в установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве могут быть выброшены в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.

Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выброс вредных веществ без разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Неполучение ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышением источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством.

На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В силу положений статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно статье 80 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Поскольку ответчик осуществляет деятельность по эксплуатации 2-х котлов с грубым нарушением требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», в связи с чем создается опасность причинения вреда в будущем, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителей ответчика о том, что отсутствие у ИП Сырникова С.А. разрешения, определяющего лимиты на выбросы, не свидетельствует о создании какой-либо угрозы окружающей среде, жизни и здоровью граждан; а также то обстоятельство, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о производстве ответчиком выбросов в атмосферный воздух с превышением предельно допустимых норм, судом не принимаются во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух требует обязательного разрешения независимо от количественных показателей вредных веществ.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере ... рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить обязанность на Индивидуального предпринимателя Сырникова С.А. прекратить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов - двух котлов, размещенных в городе Омске по улице ..., - до получения разрешения на выброс.

Взыскать с Сырникова С.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.