решение по иску Исуповой к БУОО `Комплексеый центр социального обслуживания населения `Вдохновение`



Дело № 2-892/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года г. Омск

Октябрьский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Магденко И.Ю.

при секретаре Гончаровой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Исуповой О.Н. к бюджетному учреждению Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Вдохновение» Октябрьского административного округа» о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании неосновательного обогащения и компенсации морального вреда.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что является инвалидом, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида имеет право на обеспечение техническими средствами реабилитации (памперсами и абсорбирующим бельем), которые ей предоставлялись Фондом социального страхования РФ до 21 октября 2010 года. В соответствии с постановлением Правительства Омской области № 277-п от 30 декабря 2010 года она 11 января 2011 года подала ответчику заявление о предоставлении средств технической реабилитации, однако они ей не доставляются.

Просила признать незаконным бездействие ответчика, обязать немедленно возобновить доставку ей технических средств реабилитации, взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 2000 рублей и компенсацию морального вреда 100 000 рублей.

В дальнейшем истец уточнила расчет взыскиваемой суммы, просила взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения 2790 рублей, которое включает в себя стоимость недоставленных пеленок за период с 29 декабря 2010 года по 05 апреля 2011 года и недоставленнных памперсов за период с 16 ноября 2010 года по 05 апреля 2011 года л.д. 47).

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие л.д. 102, 145).

Третье лицо - Исупов К.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что он является сыном истца, невыполнение ответчиком своих обязательств возлагает на него обязанность по материальному обеспечению матери, в связи с чем считает, что он является по делу третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора. В обоснование требований истца пояснил, что с 16 июня 2010 года истец состояла на учете в Фонде социального страхования РФ, в 2010 году была частично обеспечена техническими средствами реабилитации, поэтому при передаче данных функций Фонда социального страхования РФ Министерству труда и социального развития Омской области должны были быть предоставлены сведения об истце, что она нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации. В связи с этим полагает, что истец не должна вновь обращаться с заявлением к ответчику о постановке ее на учет как нуждающейся в технических средствах реабилитации, все же 11 января 2011 года он в интересах истца обращался к ответчику, о чем оставил запись в книге отзывов и предложений, 06 апреля 2011 года истец направила ответчику соответствующее заявление, но свои обязанности ответчик не выполняет.

Представители ответчика - руководитель Свиридова Н.А., действующая на основании устава, и Андреева М.М., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что истец с соответствующим заявлением к ним не обращалась, необходимые документы не предоставляла, поэтому технические средства реабилитации не могут быть ей предоставлены.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Машкова А.Д., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требований не признала, пояснив, что у ответчика отсутствуют документы, предусмотренные действующим законодательством, на основании которых истец вправе претендовать на получение технических средств реабилитации либо компенсации за их самостоятельное приобретение, в отношении истца соответствующие документы из ГУ-ОРО ФСС РФ не передавались, истец с соответствующим заявлением не обращалась.

Представитель третьего лица - Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Загорулько С.И., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования посчитал необоснованными, поскольку истец в 2010 году обеспечивалась техническими средствами реабилитации, пеленок ей было предоставлено 229 штук (по 19 февраля 2011 года включительно) и подгузников - 150 штук (по 18 ноября 2010 года). Поскольку пеленок было предоставлено больше, чем требовалось истцу в 2010 году, то посчитали, что обязательства перед истцом были выполнены, в связи с чем при передаче данных в Министерство труда и социального развития Омской области истец не была указана в числе граждан не обеспеченных техническими средствами реабилитации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует экономические, правовые меры и меры социальной поддержки, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу статьи 11 указанного закона индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности и является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно статье 11.1 закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в частности таковыми являются специальные средства для самообслуживания, специальные средства для ухода. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

До 01 января 2011 года обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации осуществлялось исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240.

Из материалов дела следует, что Исупова О.Н. с 29 июня 1992 года является инвалидом 2 группы л.д. 32).

Согласно индивидуальной программой реабилитации инвалида (карта № 1087 к акту освидетельствования № 1262 от 31.05-15.06.2010 г.) Исупова О.Н. имеет право на обеспечение следующими техническими средствами реабилитации: памперсы - 30 штук в месяц, абсорбирующее белье - 30 штук в месяц, кресло-коляска комнатная л.д. 35,36).

16 июня 2010 года на основании поданного заявления в Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ истец была поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации л.д. 33).

С указанного времени ей были предоставлены следующие технические средства реабилитации: подгузники (памперсы) - 150 штук, пеленки (абсорбирующее белье) - 229 штук, кресло-коляска комнатная, что подтверждается представленными товарными накладными л.д. 54-61).

Таким образом, с учетом нормы нуждаемости и периода обращения с заявлением Исупова О.Н. в 2010 году была полностью обеспечена креслом-коляской комнатной и абсорбирующим бельем, которого было предоставлено с расчетом до 19 февраля 2011 года, в то же время истец не была в полном объеме обеспечена памперсами, так как их было предоставлено в количестве, необходимом до 18 ноября 2010 года.

Действующими Правилами не предусмотрена замена одних технических средств реабилитации другими.

Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

В целях реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно было принято постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2010 года № 277-П.

Указанным постановлением был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2011 году.

С 01 января 2011 года организация обеспечения инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется Министерством труда и социального развития Омской области.

Пунктом 2 установленного Порядка предусмотрено, что уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства осуществляет, в том числе: прием заявлений и документов на обеспечение техническими средствами (изделиями), получение путевок на санаторно-курортное лечение; изготовление копий представляемых гражданами документов, оригиналы которых им возвращает; постановку граждан на учет по обеспечению техническими средствами (изделиями), на получение услуг по сурдопереводу, а также путевок на санаторно-курортное лечение; выдачу технических средств.

Согласно уставу данные функции возложены на бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Вдохновение» Октябрьского административного округа» л.д. 22-31).

Как следует из пункта 9 утвержденного Порядка он применяется к отношениям, возникшим в связи с обращениями инвалидов (ветеранов) и отдельных категорий граждан, поступившими в учреждения и организации начиная с 1 января 2011 года, а также распространяется на отношения, возникшие в связи с обращениями инвалидов (ветеранов) и отдельных категорий граждан, поступившими в государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) и его филиалы до 31 декабря 2010 года.

Постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2010 года № 277-П Министерству труда и социального развития Омской области было рекомендовано обеспечить взаимодействие по вопросам реализации соглашения с Государственным учреждением - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

30 декабря 2010 года между Государственным учреждением - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Омской области было подписано соглашение № 10, согласно пункту 7 которого отделение Фонда до 01 января 2011 года осуществляет передачу заявлений на обеспечение техническими средствами реабилитации, а также копии индивидуальных программ реабилитации (заключений) инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, имеющих право на вышеуказанное обеспечение, но по объективным причинам не обеспеченных Отделением Фонда до 31 декабря 2010 года (сведения предоставляются на бумажном носителе и в электронном виде). Передача данных сведений оформляется актом по форме Приложения № 4 к указанному соглашению л.д. 103-105).

Согласно представленным акту приема-передачи заявлений на обеспечение техническими средствами реабилитации, а также копий индивидуальных программ реабилитации (заключений) инвалидов и отдельных категорий граждан из числа инвалидов, реестру личных заявлений и ведомости на прием-передачу личных дел Государственным учреждением - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации документы в отношении Исуповой О.Н. в Министерство труда и социального развития Омской области не передавались, несмотря на то, что по состоянию на 31 декабря 2010 года она не была в полной мере обеспечена техническими средствами реабилитации.

Как пояснили в судебном заседании представители ответчика, те граждане, в отношении которых Государственным учреждением - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации были переданы личные дела Министерству труда и социального развития Омской области, не должны были с 01 января 2011 года вновь обращаться с заявлением на обеспечение техническими средствами реабилитации, они обеспечивались ими с начала 2011 года автоматически, но таковых в учреждении было только трое, в число которых Исупова О.Н. не включена л.д. 114-115).

Данные пояснения сторон соответствуют положениям пункта 10 утвержденного Порядка, согласно которым инвалид (ветеран) не представляет документы при наличии в учреждении соответствующих сведений, полученных на основании соглашения об информационном обмене, заключенного Министерством с уполномоченной организацией.

При указанных обстоятельствах суд считает, что истец с 01 января 2011 года имела право на обеспечение техническими средствами реабилитации у ответчика, но не была ими обеспечена по причине непредоставления соответствующей информации ответчику от третьего лица - Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

Доводы ответчика о том, что истец не обращалась с письменным заявлением по установленной форме и не предоставила соответствующие документы, суд во внимание не принимает, во-первых, как было указано ранее, она не обязана была обращаться с соответствующим заявлением, а, во-вторых, таковым заявлением можно было рассматривать обращение истца в суд, либо ее заявление от 06 апреля 2011 года, которое она направила в адрес ответчика л.д. 142).

В ответ на заявление Исуповой О.Н. ответчиком было указано, что, если заявитель не имеет возможности обратиться в учреждение самостоятельно, то может быть рассмотрен вопрос о предоставлении социального работника на дом для доставки документов, но никаких действий к этому ответчиком предпринято не было.

В связи с указанным исковые требования истца подлежат удовлетворению, надлежит обязать ответчика предоставлять истцу следующие технические средства реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (карта № 1087 к акту освидетельствования № 1262 от 31.05-15.06.2010 г.): памперсы - 30 штук в месяц, абсорбирующее белье - 30 штук в месяц.

В этой части суд, руководствуясь положениями статьи 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным с учетом просьбы истца обратить решение к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к дальнейшему нарушению прав истца как инвалида и значительному ущербу для ее здоровья.

Исковые требования о возмещении материального ущерба, который истец оценивает в 2790 рублей, суд находит подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Данную сумму истец обозначила как неосновательное обогащение ответчика, которое выражается в стоимости технических средств реабилитации, которые не были ей предоставлены, но на которые она имела право.

В силу статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно пункту 7 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 24, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Аналогичные положения содержатся в пункте 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2010 года № 277-П, компенсация в данном случае выплачивается в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением), но не более стоимости технического средства (изделия), предоставляемого учреждением (организацией).

Как было установлено в судебном заседании ответчик должен был предоставлять истцу технические средства реабилитации с 01 января 2011 года, они ей предоставлены не были, следовательно, истец имеет право на получении соответствующей компенсации, поскольку вышеуказанными нормами предусмотрена выплата денежной компенсации не только в том случае, когда инвалид самостоятельно приобрел техническое средство, но и тогда, когда оно ему не могло быть предоставлено, как в рассматриваемом случае с истцом.

Исходя из стоимости технических средств реабилитации, которые не были предоставлены истцу, ей полагается следующая компенсация: за подгузники с 01 января 2011 года по 18 апреля 2011 года - 1431 рубль (13 рублей 25 копеек * 108 дней); за пеленки с 19 февраля 2011 года по 18 апреля 2011 года - 577 рублей 10 копеек (9 рублей 95 копеек * 58 дней), в общей сложности 2008 рублей 10 копеек.

Судом взята за основу стоимость технических средств реабилитации, указанная в товарных накладных, по которым они доставлялись истцу, учтена обязанность ответчика по обеспечению истца техническими средствами реабилитации только с 01 января 2011 года и обеспеченность пеленками до 19 февраля 2011 года третьим лицом.

Требования истца о компенсации морального вреда удовлетворены быть не могу, так как не основаны на нормах действующего законодательства.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вред.

В соответствии с частью 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Действующим законодательством предусмотрена возможность компенсации морального вреда в случае причинения ущерба имуществу (имущественным правам) гражданина в сфере защиты прав потребителей и в рамках трудовых отношений (статья 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", статья 237 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину, от уплаты которой была освобождена истец при подаче иска, в размере 400 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Обязать бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Вдохновение» Октябрьского административного округа» предоставлять Исуповой О.Н. следующие технические средства реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (карта № 1087 к акту освидетельствования № 1262 от 31.05-15.06.2010 г.): памперсы - 30 штук в месяц, абсорбирующее белье - 30 штук в месяц.

Взыскать с бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Вдохновение» Октябрьского административного округа» в пользу Исуповой О.Н. 2008 рублей 10 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Исуповой О.Н. отказать.

Взыскать с бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Вдохновение» Октябрьского административного округа» государственную пошлину в доход местного бюджета 400 рублей.

Решение в части предоставления технических средств реабилитации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска.

Решение в окончательной форме принято судом 22 апреля 2011 года.

Судья И.Ю. Магденко

Решение не вступило в законную силу.