5-70/2011
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
25 апреля 2011 года город Омск, ул. 9-я линия, д.232
Судья Октябрьского районного суда г. Омска Глазкова Т.Г., при секретаре судебного заседания Сызько Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении
ООО Офис Сервис
...
установил:
На основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 31.03.2011 № Номер обезличен, вынесенного заместителем главного государственного инспектора Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору была проведена внеплановая выездная проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Офис-Сервис» предписания от 27.04.2010 Номер обезличен по устранению требований пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. не обеспечен подвальный этаж: не менее чем 2-мя самостоятельными эвакуационными выходами; 2. не исключено сообщение лестничной клетки с подвальным этажом;
3. не выполнен дистанционный пуск насосов повысителей и открывания задвижки для нужд внутреннего пожаротушения. Кнопки для включения должны быть расположены у каждого пожарного крана;
4. приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации находится в помещении менее 15м без круглосуточного пребывания людей;
5. отсутствует договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
6. не пройдено переосвидетельствование автоматической пожарной сигнализации после 5-ти лет эксплуатации;
7. планы эвакуации выполнены с нарушением ГОСТ;
8. допускается загромождение оборудованием путей эвакуации в подвальном помещении;
9. не предусмотрено отключение систем вентиляции при срабатывании автоматической пожарной сигнализации;
10. допускается размещение выключателя освещения кладовой внутри помещения;
11. допускается размещение штепсельных розеток внутри кладовой
Что является нарушением требований пунктов 3, 16, 53, 91, 96, 98 Правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03), утв. приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ№ 313 от 18.06.03 г., СНиП 21-01-97* п. 6.13. 6.12. 6.21, СНиП 2.04.01-85 п. 11.7, 12.22, 12.21, РД009-01-96 п. 1.1.8., НПБ 88-2003 п. 12.48., 12.55.
По результатам проверки 18.04.2011 заместителем главного государственного инспектора ОАО г. Омска по пожарному надзору ТАВ в отношении ООО «Офис-Сервис» составлен протокол Номер обезличен об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и протоколы Номер обезличен5 о временном запрете деятельности юридического лица.
Определением от 18.04.2011 материалы административного дела направлены для рассмотрения по подведомственности в Октябрьский районный суд г. Омска.
Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступило. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Защитники законного представителя МОВ и ЛАА, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании пояснили, что по факту невыполнения предписания, проверка которого являлась основанием проверки, в отношении ООО «Офис-Сервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Одновременно составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Ряд пунктов предписания выполнить не представляется возможным по организационным моментам - для обеспечения подвального этажа двумя самостоятельными эвакуационными выходами необходимо оформить право собственности на земельный участок. В настоящее время между собственниками здания имеются спорные моменты о форме и сроках оформления прав на землю, что препятствует оформлению права собственности. Дистанционный пуск насосов повысителей и открывания задвижки для нужд внутреннего пожаротушения выполнить не представляется возможным по техническим причинам - давление в системе на входе в здание должно быть в два раза больше, нежели позволяют существующие технические возможности. Просили назначить административное наказание в виде предупреждения, поскольку помещения, деятельность которых просит приостановить Госпожнадзор, сданы в аренду. По условиям договоров аренды обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности должны арендаторы. Приостановление деятельности помещений повлечет штрафные санкции в отношении исполнения договоров аренды.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченными органами.
Согласно статье 9 Федерального закона № 294-ФЗ, в целях соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые проверки.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в три года.
В статье 10 Федерального закона № 294-ФЗ приведён ряд оснований для проведения внеплановой проверки, предметом которой является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Таким образом, норма закона предусматривает возможность проверить один раз в три года юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в плановом порядке и при наличии перечисленных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ оснований - во внеплановом порядке в целях контроля исполнения предписания об устранении выявленных нарушений при плановой проверке.
Как было указано выше, нарушение требований пожарной безопасности было выявлено в ходе внеплановой выездной проверки, целью которой являлась проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Офис-Сервис» предписания от 27.04.2010 Номер обезличен по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Лицами, уполномоченными на проведение проверки, в распоряжении о её проведении указаны государственный инспектор ЯВП и государственный инспектор ЛЕА
Акт по результатам проверки суду не представлен. Протоколы об административном правонарушении, о временном запрете деятельности юридического лица составлены заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору Октябрьского административного округа г. Омска ТАВ
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных в данном случае частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст.ст. 14.12, 14.13 ............... настоящего Кодекса);
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 КоАП РФ указанные в части ... 1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. типовая форма ... распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Нарушения требований, предусмотренны ч. 1 ст. 14 ... настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля), относятся к грубым нарушениям в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ.
Распоряжение о проведении проверки соблюдения ООО Офис Сервис требований пожарной безопасности не выносилось, составившее протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Должностное лицо не указано в числе лиц, уполномоченных на проведение проверки. Соответственно, суд не может считать доказанным наличие поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Соответственно не может признать законным возбуждение в отношении ООО «Офис-Сервис» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, по результатам проверки, проведенной с целью выполнения предписания.
Госпожнадзор уклоняется от представления суду предписаний, в ходе проверки выполнения которых выявляются нарушения требований пожарной безопасности, якобы отсутствовавшие ранее.
Между тем из материалов дела видно, в частности, что требования выполнить дистанционный пуск насосов повысителей и открывания задвижки для нужд внутреннего пожаротушения и расположить кнопки для включения у каждого пожарного крана, обеспечить подвальный этаж двумя эвакуационными выходами, содержалось и в предписании, с целью выполнения которого была проведена внеплановая выездная проверка.
В данном случае действия должностных лиц Госпожнадзора влекут за собой нарушение права юридического лица на количество плановых и внеплановых проверок, а также фактически нарушают право юридического лица на недопустимость назначения нескольких наказаний за совершение одного правонарушения.
Отсутствие доказательств нарушения требований пожарной безопасности свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, что является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО Офис Сервис прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: ___________________ Т.Г. Глазкова