решение удовлетворено



Дело № 2-473 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Очер 15 декабря 2010 года

Очерский районный суд Пермского края в составе:

судьи Калининой Н.И.

с участием прокурора Сычевой А.Ю.

представителя Земского собрания Очерского муниципального района по доверенности - Пьянкова А.В.

при секретаре Носковой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Очере дело по заявлению Прокурора Очерского района в интересах неопределенного круга лиц к Земскому собранию Очерского муниципального района о признании нормативно-правового акта противоречащим закону

у с т а н о в и л:

Прокурор Очерского района просит признать Решение Земского собрания Очерского муниципального района №36 от 02.03.2010 года «Об организации обеспечения молочными смесями детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании» незаконным и недействующим со дня его принятия, указывая, что Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 года №1005 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами питания», Законом Пермского края № 561-ПК от 25.12.2009 года «О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год» установлены требования обеспечивать молочными продуктами детей первого и второго года жизни, а оспариваемым решением утвержден порядок обеспечения молочными смесями детей только первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании, что не соответствует требованиям вышеуказанного законодательства. И нарушает права граждан, проживающих на территории Очерского района.

Представитель Земского собрания Очерского муниципального района возражает против требований заявления, пояснил, что согласно действующего Федерального законодательства вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок обеспечения устанавливается законодательством субъектов РФ, осуществляться эти полномочия должны за счет средств бюджета субъекта РФ за исключением субвенций из федерального бюджета. Органы местного самоуправления Очерского района не наделены таким государственным полномочием как обеспечение молочными смесями детей первого и второго года жизни, однако в целях социальной поддержки жителей Очерского района такое решение Земским Собранием было принято, но лишь в отношении детей первого года жизни, вступило в силу с момента обнародования с 3 марта 2010 года. Законом Пермского края №561-ПК от 25.12.2009 года «О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год» обеспечение молочными продуктами детей первого и второго года жизни хотя и определено за счет бюджетов муниципальных районов, но он не считает, что им передано это государственное полномочие, поскольку финансового обеспечения этого полномочия им не предоставлялось.

Судом исследовались документы дела: Решение Земского собрания Очерского муниципального района №36 от 02.03.2010 года /л.д. 6-8/, протест прокурора /л.д. 9-10/, ответ на протест /л.д. 11/, справка ММУ «Очерская ЦРБ» /л.д.12/, справка МУ «МЦБ Очерского муниципального района /л.д. 13/.

Суд, заслушав стороны, изучив представленные документы, считает, что ходатайство подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ «Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.»

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ «Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени».

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ, а также со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В силу ч. 5 ст. 23 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» «Порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации».

Согласно ст. 20.1 вышеуказанных Основ «В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 8 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» «К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся:

организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях».

Законом Пермского края от 25.12. 2009 года № 561-ПК «О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год» установлено, что «за счет бюджетов муниципальных районов предоставляется обеспечение молочными продуктами детей первого и второго года жизни, прикрепленных к муниципальной медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи».

Из содержания указанного закона следует, что такое действие как «обеспечение молочными продуктами детей первого и второго года жизни» относится к мероприятиям по оказанию медицинской помощи женщинам после родов, а не формой материальной поддержки семей, имеющих детей. При этом мероприятия по оказанию медицинской помощи женщинам после родов согласно ст. 8 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» относятся непосредственно к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый нормативный акт противоречит нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Закону Пермского края от 25.12. 2009 года №561-ПК «О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год» в части распространения порядка обеспечения молочными смесями детей только первого года жизни и находящихся на искусственном вскармливании. Решением Земского собрания Очерского муниципального района №36 от 02.03.2010 года «Об организации обеспечения молочными смесями детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании» нарушаются права граждан, проживающих на территории Очерского района, которые гарантированы Законом Пермского края от 25.12. 2009 года № 561-ПК «О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год». Оспариваемый нормативный акт признается судом недействующим со дня вступления решения в законную силу, при этом принимается во внимание то обстоятельство, что в течение 2010 года он исполнялся в отношении детей первого года жизни. Решение суда после вступления в законную силу подлежит опубликованию в информационно-правовом центре МУ « Межпоселенческая центральная библиотека».

Руководствуясь ст.253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать Решение Земского собрания Очерского муниципального района № 36 от 02.03.2010 года «Об организации обеспечения молочными смесями детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании» в части распространения порядка обеспечения молочными смесями детей только первого года жизни и находящихся на искусственном вскармливании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда подлежит опубликованию в информационно-правовом центре МУ «Межпоселенческая центральная библиотека» после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения.

Судья подпись

<данные изъяты> <данные изъяты>