о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Очер 20 января 2011 г.

Очерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пименовой И.С.

при секретаре Шелгуновой Т.В.

с участием прокурора Рычкова К.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Очёрского района в интересах Костроминой (Чернышевой) Натальи Олеговны к администрации Очерского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах Костроминой (Чернышевой), просит обязать администрацию Очерского муниципального района за счёт Правительства Пермского края предоставить ей и её малолетней дочери благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления как ребенку, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как родители были лишены родительских прав, установлена опека. На основании постановления районной администрации поставлена на учет, как лицо оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в улучшении жилищных условий. Состоит на очереди, собственного жилья не имеет.

В судебном заседании прокурор требования в части предоставления жилья самой Костроминой (Чернышевой) поддержал, в части предоставления жилья с учётом малолетнего иждивенца отказался, ссылаясь на то, что данное требование на нормах законодательства о защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не основано.

Костромина иск о предоставлении ей жилья поддержала, согласна с отказом от иска в части дочери. Подтвердила изложенные выше обстоятельства, пояснила, что жила с опекуном, отец жилья не имел, находился в местах лишения свободы. Мать пила, жила по адресу г. Очёр, ул. Черняховского, д.6, кв.3. Данное жильё за ней не закрепляли, оно аварийное. После окончания колледжа жильё не получала и не приобрела. Сейчас снимают с мужем квартиру.

Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения извещен надлежащим образом. В заявлении в суд /л.д. 63-66/ просит рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что Правительство Пермского края надлежащим образом исполняет свои обязанности, направляя денежные средства органам местного самоуправления, которые непосредственно и занимаются приобретением либо строительством жилья детям - сиротам. Полагает, что права на предоставление жилья у Костроминой нет, так как она зарегистрирована в квартире матери, принадлежащей той на праве собственности.

Представитель администрации Очерского муниципального района исковые требования не признал, считает администрацию Очерского района ненадлежащим ответчиком, так как она не наделена полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, которые имеют право на получение жилых помещений государственного, а не муниципального жилищного фонда, полагает, что жильё может быть предоставлено исключительно на саму Костромину, без учёта её ребёнка.

Суд принял отказ от исковых требований в части предоставления жилья с учётом дочери Костроминой Татьяны, поскольку он не противоречит закону, не нарушает прав и интересов других лиц. Именно Костромина (Чернышева) Н.О. имеет в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Иск о предоставлении жилого помещения заявлен на основании указанной специальной нормы. Данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный Кодекс РФ. Оснований для распространения общих норм ЖК РФ о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным законом, не имеется. Наличие на иждивении Костроминой малолетней дочери не исключает возможности постановки ею вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.

Заслушав участников, исследовав письменные доказательства, суд находит, что исковые требования в оставшейся части подлежащими удовлетворению.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Аналогичная норма закреплена Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», а также Указом Губернатора Пермской области от 22.06. 2000 г. № 170 и Законом Пермской области « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.06г. № 16-п утверждено «Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». Законом Пермской области « О наделении органов местного самоуправления Пермской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей – сирот, в том числе, по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Положения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ. Ч. 4 указанной статьи закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Судом установлено, что Костромина (до брака Чернышева) /л.д.11,13,23/ в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.

Решением Очерского районного суда /л.д. 14/ родители ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав, в связи с чем постановлением администрации Очёрского района от ДД.ММ.ГГГГ ребёнок был передан попечителю /л.д.20,18/. Находилась под опекой до совершеннолетия - ДД.ММ.ГГГГ /л.д.32/.

Постановлением администрации Очерского района от ДД.ММ.ГГГГ включена в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке, как оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с отсутствием закрепленного жилья / л.д.10/.

Документы БТИ и Росреестра подтверждают подтверждают отсутствие принадлежащих Костроминой, её мужу и дочери объектов недвижимости /л.д.21,22,25,26,29/. Согласно справки БТИ /л.д.36/ <адрес> по адресу г. Очёр, <адрес> принадлежит её матери. Однако, актом обследования технического состояния жилого дома /л.д.35/ установлено, что его эксплуатация возможна лишь после проведения капитального ремонта, поскольку стены имеют глубокие трещины, перекрытия в аварийном состоянии, поражены гнилью, имеют прогибы, оконные проёмы поражены гнилью, кровля повреждена, протекает. Фундамент не обследовался. Со слов Костроминой от плана сделать подвальное помещение отказались, так как брёвна сгнили, побоялись обрушения дома. В квартире никто не живёт, ремонт не проводился.

Костромина состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ответа администрации Очерского муниципального района /л.д.38/ на заявление
Костроминой о предоставлении жилья, заявителю разъяснен порядок обращения по вопросу предоставления
жилья, а также право обращения для получения денежной выплаты.

После окончания пребывания в соответствующем учреждении ребёнок-сирота и ребёнок,
оставшийся без попечения родителей, снимается с полного государственного обеспечения и, следовательно,
должен незамедлительно быть обеспечен жильем, в противном случае будет нарушено его право на жилище,
предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Костромина закончила обучение в <данные изъяты> колледже. Диплом о среднем профессиональном образовании /л.д.17/ подтверждает окончание учебного заведения.

До настоящего времени оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей Костроминой жилое помещение не предоставлено /л.д.31/, своего жилья она не имеет.

Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон и документами дела. Обеспечение вне очереди жилым помещением этой категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, доводы ответчиков в этой части не основаны на законе.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Очерского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Костроминой (Чернышевой) Наталье Олеговне благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления, жилое помещение в г. Очер Пермского края за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, выделяемых на приобретение или строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 10 дней после его принятия.

Судья И. С. Пименова