Дело № 2 – 459 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Очер 18 июля 2011 г. Очерский районный суд Пермского края в составе судьи Ерохиной Г.П. с участием прокурора Арефьевой О.В., истца Калининой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Очёрского района в интересах Калининой <данные изъяты> к администрации Очерского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор в интересах Калининой Е.И. обратился к Администрации Очерского муниципального района, Правительству Пермского края с требованием о предоставлении истцу Калининой Е.И., ДД.ММ.ГГГГг.р., благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления, как ребенку, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как родители были лишены родительских прав, установлена опека. На основании постановления районной администрации Калинина Е.И. была поставлена на учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в улучшении жилищных условий. Состоит на очереди в настоящее время, собственного жилья не имеет. В судебном заседании прокурор на заявленных доводах и требованиях настаивал. Калинина Е.И. иск поддержала, подтвердила изложенные прокурором обстоятельства, пояснила, что ее мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Калинин И.А. был лишен родительских прав решением Очерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, она проживала с опекуном ФИО6, затем с сестрой ФИО8 Жильё за ней не закрепляли, родители своего жилья не имели. Калинина обучается в <данные изъяты> колледже, собственного жилья не имеет, состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель администрации Очерского муниципального района Пьянков А.В. исковые требования в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора не признал, считает администрацию Очерского района ненадлежащим ответчиком, так как она не наделена полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, которые имеют право на получение жилых помещений из государственного, а не муниципального жилищного фонда. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просит отказать. Считает, что Правительство Пермского края надлежащим образом исполняет свои обязанности, направляя денежные средства органам местного самоуправления, которые непосредственно и занимаются приобретением либо строительством жилья детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу ст. 57 ч. 2 п. 2 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. /в редакции от 22.08.04г./, ст. 6 Закона Пермского края «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.12.04 /в редакции от 27.04.07г./. Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Аналогичная норма закреплена Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», а также Указом Губернатора Пермской области от 22.06. 2000 г. № 170 и Законом Пермской области « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.06г. № 16-п утверждено «Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». Законом Пермской области «О наделении органов местного самоуправления Пермской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей – сирот, в том числе, по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Положения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ. Частью 4 указанной статьи закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Судом установлено, что Калинина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р. /л.д.5/, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать Калининой Е.И. – ФИО4 - умерла ДД.ММ.ГГГГ /л.д.8/. Отец ФИО5 решением Очерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав /л.д.7/. В связи с этим постановлением администрации Очёрского района № от ДД.ММ.ГГГГ над Калининой Е.И. была установлена опека. Опекуном была назначена тетя ФИО6 /л.д.9/. Постановлением администрации Очерского района № от ДД.ММ.ГГГГ Калинина Е.И. включена в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке, как оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с отсутствием закрепленного жилья, с даты принятия постановления о назначении опекуна - с ДД.ММ.ГГГГ / л.д.12/. Документы БТИ и Росреестра подтверждают отсутствие у Калининой Е.И. недвижимости /л.д.14, 18,19/. Согласно справке администрации Очерского городского поселения Калинина Е.И. состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, ей жилье по договору социального найма не предоставлялось /л.д.17/. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон и материалами дела. Обеспечение вне очереди жилым помещением этой категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, доводы ответчиков в этой части не основаны на законе. Преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Очерского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Калининой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р., благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления, жилое помещение в г. Очер Пермского края за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, выделяемых на приобретение или строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 10 дней после его принятия. Судья