о предоставлении благоустроенного жилого помещения,



Дело № 2 - 555

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Очер 02 сентября 2011 г.

Очёрский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пименовой И.С.

при секретаре Шардаковой В.А.

с участием прокурора Арефьевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Очёрского района в интересах Макушенко <данные изъяты> к администрации <данные изъяты>, <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор просит обязать администрацию <данные изъяты> предоставить Макушенко благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления как ребенку, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как мать лишена родительских прав, а отец умер. Постановлениями администрации <данные изъяты> над несовершеннолетней была установлена опека и она поставлена на учет, как лицо оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в улучшении жилищных условий. После совершеннолетия продолжает жить у опекуна, собственного жилья не имеет, квартира по месту регистрации принадлежит дяде.

В судебном заседании Макушенко подтвердила изложенные выше обстоятельства, пояснила, что жила у бабушки, в настоящее время живёт у тёти, учится в Г.Чайковский, проживает в общежитии, закреплённого жилья нет. В собственности или по социальному найму ни у родителей, ни у неё недвижимости нет.

Представитель администрации <данные изъяты> исковые требования не признал, считает администрацию <данные изъяты> ненадлежащим ответчиком, так как она не наделена полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, которые имеют право на получение жилых помещений государственного, а не муниципального жилищного фонда.

Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения извещен надлежащим образом. В заявлении в суд /л.д. 17-20/ просит рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает Правительство <данные изъяты> ненадлежащим ответчиком по делу, так как оно не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений, лишь распределяет денежные средства на указанные цели среди получателей <данные изъяты>, полагает необходимым предоставление дополнительных документов.

Исследовав доказательства, суд находит исковые требования обоснованными.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанная категория лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Аналогичная норма закреплена Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», а также Указом Губернатора Пермской области от 22.06. 2000 г. № 170 и Законом Пермской области « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.06г. № 16-п утверждено «Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ. Жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жильём.

Судом установлено, что Макушенко в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей в связи с лишением матери родительских прав (решение Очёрского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ) и смертью отца ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ над ней установлена опека. В связи с отсутствием подлежащего закреплению жилья Макушенко включена в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке, как оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением совершеннолетия выплаты на опекаемую прекращены. Документы БТИ и государственного регистрационного органа подтверждают отсутствие у истца и её родителей жилых помещений.

После окончания пребывания под опекой оставшийся без попечения родителей ребёнок снимается с полного государственного обеспечения и, следовательно, должен незамедлительно быть обеспечен жильем, в противном случае будет нарушено его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

До настоящего времени оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей Макушенко жилое помещение не предоставлено, своего жилья она не имеет. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон и документами дела. Обеспечение вне очереди жилым помещением этой категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, доводы ответчиков не основаны на законе.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию <данные изъяты> предоставить вне очереди Макушенко <данные изъяты> благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления, жилое помещении за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, выделяемых на приобретение или строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 10 дней после его принятия.

Судья И. С. Пименова