дело по заявлению прокурора Очёрского района в интересах Стариковой о предоставлении жилого помещения,



Дело № 2 - 552

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Очер 12 сентября 2011 г.

Очёрский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пименовой И.С.

при секретаре Шардаковой В.А.

с участием прокурора Арефьевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Очёрского района в интересах к администрации <данные изъяты>, Правительству <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор просит обязать администрацию <данные изъяты> предоставить Стариковой с учётом её несовершеннолетнего ребёнка благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления как ребенку, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как родители лишены родительских прав. Постановлениями администрации <данные изъяты> несовершеннолетняя сначала была помещена в детский дом, затем передана в патронатную семью, поставлена на учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в улучшении жилищных условий. После снятия опеки живёт с дочерью в доме родственников, а зарегистрирована в доме бабушки, собственного жилья не имеет.

В судебном заседании Старикова подтвердила изложенные выше обстоятельства, пояснила, что живёт с родственниками в совхозном доме, документов на дом нет, закреплённого жилья нет. В собственности или по социальному найму ни у родителей, ни у неё недвижимости нет.

Представитель администрации <данные изъяты> исковые требования не признал, считает администрацию <данные изъяты> ненадлежащим ответчиком, так как она не наделена полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, которые имеют право на получение жилых помещений государственного, а не муниципального жилищного фонда. Также считает, что при предоставлении жилого помещения должны учитываться только сами лица из детей сирот, без их детей, имеется практика Верховного Суда РФ 2009 г.

Представитель Правительства <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения извещен надлежащим образом. В заявлении в суд /л.д. 20-25/ просит рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает Правительство <данные изъяты> ненадлежащим ответчиком по делу, так как оно не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений, лишь распределяет денежные средства на указанные цели среди получателей <данные изъяты>, полагает необходимым предоставление дополнительных документов, необоснованными требования о предоставлении жилья с учётом детей сироты.

Исследовав доказательства, суд находит исковые требования обоснованными.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанная категория лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Аналогичная норма закреплена Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», а также Указом Губернатора Пермской области от 22.06. 2000 г. № 170 и Законом Пермской области « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.06г. № 16-п утверждено «Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ. Жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жильём.

Судом установлено, что Старикова в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав (решение Очёрского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ). Постановлениями администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя сначала определена в детский дом, затем передана на патронатное воспитание. В связи с отсутствием подлежащего закреплению жилья Старикова включена в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке, как оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. В связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ совершеннолетия патронатное воспитание окончено. Документы БТИ и государственного регистрационного органа подтверждают отсутствие у истца и родителей жилых помещений. Принадлежность жилья по <адрес>, в котором проживает Старикова, подтверждена справкой СХП АОЗТ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ дом предоставлен хозяйством сестре истца – ФИО9. Дом, в котором Старикова зарегистрирована – <адрес> – принадлежал ФИО4, снесён в ДД.ММ.ГГГГ в связи с ветхостью. В свидетельстве о рождении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., матерью указана .

По окончании пребывания в патронатной семье оставшийся без попечения родителей ребёнок снимается с полного государственного обеспечения и, следовательно, должен незамедлительно быть обеспечен жильем, в противном случае будет нарушено его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

До настоящего времени оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей Стариковой жилое помещение не предоставлено, своего жилья она не имеет. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон и документами дела. Обеспечение вне очереди жилым помещением этой категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, доводы ответчиков не основаны на законе.

Согласно п.3 ст.9 Закона Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются с учётом членов их семей. Дети нанимателя относятся к членам его семьи.

Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не оговорён, то действует общий порядок обеспечения жильём нуждающихся лиц. Старикова и её несовершеннолетняя дочь являются нуждающимися в жилом помещении, поэтому жилое помещение должно быть предоставлено с учётом ребёнка.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию <данные изъяты> предоставить вне очереди и её ребёнку ФИО5 благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления, жилое помещение за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, выделяемых на приобретение или строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 10 дней после его принятия.

Судья И. С. Пименова