гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района к Администрации Очерского городского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности выполнить мероприятия по организации обеспечения безопасности дорожного движения



<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года г. Очёр

Очерский районный суд Пермского края в составе судьи Калининой Н.И.

при секретаре Шелгуновой Т.В.

с участием прокурора Рычкова К.Е.

представителя Администрации Очерского городского поселения по доверенности Курочкиной В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района к Администрации Очерского городского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности выполнить мероприятия по организации обеспечения безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Очерского района просит признать бездействие Администрации Очерского городского поселения незаконным, возложить на Администрацию обязанность провести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах Очерского городского поселения, а именно: привести дорожное полотно указанных ниже улиц в соответствии с правилами и техническими нормами, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, а именно : дорожное полотно

- напротив детской площадки <адрес>

- на перекрестке улицы <адрес>;

- напротив жилого <адрес>;

- напротив <адрес>;

- напротив жилого дома <адрес>;

В обоснование своего требования прокурор пояснил, что прокуратурой Очерского района проведена проверка исполнения должностными лицами муниципального образования «Очерское городское поселение» законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены грубые нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих содержание дорог в муниципальном образовании Очерское городское поселение.

В ходе проверки установлено, что состояние дорог в Очерском городском поселении, в частности дорожного полотна в вышеуказанных местах, не соответствует правилам и техническим нормам «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221.

Результаты проведенной проверки, по мнению прокурора, свидетельствуют о неудовлетворительном исполнением администрацией Очерского городского поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей города <адрес>, по личным или служебным делам. Бездействие Администрации не соответствует требованиям Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения».

Представитель Администрации Очерского городского поселения с заявлением прокурора не согласна, считает, что требования прокурора являются вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления, все запланированные в бюджете деньги на ремонт дорог поселения уже израсходованы.

Судом исследовались документы дела: предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Очерского муниципального района /л.д7, 11, 15, 19, 23/, акты выявленных недостатков /л.д. 8, 12, 16,20,24/, фотоматериалы / л.д. 9-10/, 13-14, 17-18. 21-22, 25-26/, а также документы, представленные администрацией поселения6 договор от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, справка об израсходованных денежных средствах, решение Думы Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит, что требования, заявленные прокурором обоснованны, подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее: Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, путем организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся : дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 257-ФЗ), под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ, установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Правительство Российской Федерации Постановлением № 100 от 20.02.2006 г. утвердило Федеральную целевую программу безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах, в которой рекомендовано органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников. Важнейшей целью указанной Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Указанным стандартом установлены перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а
также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Так, в соответствии с данным стандартом, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

Решением Думы Очерского городского поселения от 14.12.2005 № 14 утвержден Устав Муниципального образования «Очерское городское поселение», согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Устава - к вопросам местного значения Очерского городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Судом установлено, что состояние дорог в Очерском городском поселении не соответствует правилам и техническим нормам «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, а именно в ходе обследования <адрес> выявлены следующие нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения:

1. Выбоина (яма) размерами: длина-6м, ширина-2,6м, глубина-0,07м (напротив детской площадки <адрес>

2.            Выбоина (яма) размерами: длина-2,4м, ширина-1,3м, глубина-0,05м (на перекрестке улицы <адрес>);

3.            Выбоина (яма) размерами: длина-3,75м, ширина-1,4м, глубина-0,11м (напротив жилого <адрес>);

4.            Выбоина (яма) размерами: длина-0,6м, ширина-0,6м, глубина-0,06м (напротив <адрес>);

5.            Просадка (пучина) размерами: длина-11,9м, ширина-1,04м, глубина-0,04м (<адрес>);

Наличие вышеуказанных недостатков дорожного полотна на территории Очерского городского поселения и их не устранение в срок, указанный в предписании главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Очерского муниципального района подтверждает бездействие администрации Очерского городского поселения, которое не соответствует требованиям вышеуказанного законодательства о безопасности дорожного движения, создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей <адрес>

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем «пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Бездействие администрации Очерского городского поселения, выраженное в невыполнении требований Федерального закона №196-ФЗ, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения и других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения граждан.

Доводы представителя администрации, что требования прокурора являются вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления, что все запланированные в бюджете деньги на ремонт дорог поселения уже израсходованы, являются необоснованными, не соответствующими требованиям вышеуказанного законодательства. Отсутствие денежных средств не может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие ответчика - администрации Очерского городского поселения Пермского края по организации обеспечения безопасности дорожного движения на улицах Очерского городского поселения.

Возложить на администрацию Очерского городского поселения обязанность произвести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах Очерского городского поселения, а именно: привести дорожное полотно на участках указанных улиц в соответствии с правилами и техническими нормами, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, а именно :

- напротив детской площадки <адрес>

- на перекрестке улицы <адрес>;

- напротив жилого <адрес>;

- напротив <адрес>;

- напротив жилого <адрес>

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Пермский краевой суд через Очерский в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: подпись

<данные изъяты>: Судья Н.И. Калинина