дело 2-566 по заявлению прокурора Очерского района в интересах Тронина о признании незаконным бездействия Администрации Очерского муниципального района по обеспечению возможности получить дошкольное образование



<данные изъяты> Дело №2-566

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Очер 31 августа 2011 года

Очерский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Калининой Н.И.

с участием прокурора Арефьевой О.В.

представителя Администрации Очерского муниципального района Пьянкова А.В.

представителе Управления образования Онориной М.А.

законного представителя н/л ФИО1

при секретаре Шелгуновой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Очерского района в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации Очерского муниципального района по обеспечению возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и возложении обязанности предоставить ФИО1 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Очерского района, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Очерского муниципального района по обеспечению возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, просит обязать ответчика предоставить ФИО1 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту его жительства в г. Очер.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, федеральное законодательство к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относит организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования Согласно п.3 ч.1 ст. 31 ФЗ « Об образовании» для реализации указанных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который включен в регистр районного управления образования на получение места в дошкольном образовательном учреждении, в получении места отказано, право ФИО1 на получение образования в дошкольном детском учреждении нарушено и ответчиком не обеспечено.

Законный представитель н/л ФИО1ФИО1 пояснила, что подала заявление на место для сына в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ не приняли в детский сад, сказали, что примут в ДД.ММ.ГГГГ, однако нынче опять отказали. Она и отец ребенка работают и нуждаются в детском саду для сына. Она просила прокурора обратиться в суд по ее требованию

Судом в качестве соответчика привлечено Управление образованием Администрации Очерского района.

Представитель Администрации Очерского района с исковыми требованиями прокурора не согласен, пояснил, что Администрация Очерского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку указанные функции в Очерском районе возложены на Управление образованием. Администрация района не бездействует, принимает меры к созданию новых мест, однако обеспечить местами всех желающих нет возможности, при этом используются другие компенсационные программы.

Представитель Управления образованием исковые требования также не признала, пояснила, что на управление в силу муниципального законодательства возложены функции администрации района по организации предоставления детям общедоступного и бесплатного дошкольного образования, они ведут учет детей, организуют комплектование дошкольных учреждений. Поскольку таких учреждений на всех не хватает, комплектование происходит в порядке очереди. ФИО1 не имеют право на внеочередное предоставление места. В настоящее время мест в группах с трехлетними детьми нет. Считает, что в 5 лет ФИО1 будет обеспечен местом в детском дошкольном учреждении

Судом исследовались представленные сторонами документы : свидетельство о рождении ФИО1 / л.д. 6/, регистр детей/ л.д. 7/. Решение Земского собрания Очерского района № 100 от 1 октября 2010 года/ л.д. 11-15/, Постановление Главы Очерского района № 456 от 23 июня 2009 года / л.д.16-21/, документы Управления образования / л.д. 24-54, 63-73/, заявление ФИО1 / л.д. 26/

Заслушав стороны, исследовав представленные документы, суд считает, что требования прокурора обоснованны, подлежат удовлетворению.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно п. 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., достиг возраста, когда он может посещать детские дошкольные учреждения, является жителем <адрес>, однако, до настоящего времени местом в дошкольном детском учреждении не обеспечен.

Исходя из анализа указанных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что несовершеннолетний ФИО1 имеет право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Организация предоставления такого образования, создание муниципальных образовательных учреждений, учет детей, подлежащих обязательному обучению относится к полномочиям органов местного самоуправления - Администрации Очерского муниципального района.

ФИО1 второй год не может реализовать свое право на получение дошкольного образования в детском дошкольном учреждении, следовательно Администрация Очерского муниципального района допустила бездействие, которое не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы граждан

Администрация Очерского муниципального района обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения, участие в пилотном проекте Пермского края по предоставлению пособий не является формой получения дошкольного образования и не заменяет это образование.

Доводы администрации Очерского муниципального района о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, что надлежащим ответчиком является Управление образованием необоснованны, противоречат вышеуказанным законам. Согласно Решения Земского Собрания от 1 октября 2010 года №100 « Управление образованием Администрации Очерского района является отраслевым органом Администрации Очерского района, обеспечивающим выполнение функций и задач администрации …», а полномочия и компетенция органов местного самоуправления по организации предоставления дошкольного образования прямо указана в вышеназванных законах.

Доводы Администрации Очерского муниципального района о том, что она не занимается предоставлением мест в детских дошкольных учреждениях, не имеет возможности предоставить такое место из-за его отсутствия, правового значения не имеют, поскольку конституционные права и права граждан, предусмотренные федеральными законами должны обеспечиваться соответствующими лицами и органами, установленными законом, в данном случае – Администрацией Очерского муниципального района, которая должна прогнозировать потребности населения Очерского района в местах в детских дошкольных учреждениях и своевременно принимать меры к созданию новых мест, обеспечивающих потребности.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Очерского муниципального района по обеспечению возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и обязать Администрацию Очерского муниципального района предоставить указанному лицу место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский в течение 10 дней после его принятия.

Судья: подпись

<данные изъяты> Судья Н.И. Калинина