гражданское дело 2-662 по заявлению прокурора Очерского района к Земскому собранию Очерского муниципального района об оспаривании в части решения Земского собрания



Дело № 2-662

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Очёр 20 декабря 2011 г.

Очёрский районный суд Пермского края в составе судьи Пименовой И.С.

при секретаре Шардаковой В.А.

с участием прокурора Жигалова Е.О.

представителя ответчика Солодникова А.В.

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района к Земскому собранию Очерского муниципального района об оспаривании в части решения Земского собрания Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждения положения о порядке передачи муниципального имущества Очерского муниципального района в безвозмездное пользование»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой Очерского района проведена проверка Решения Земского Собрания Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке передачи муниципального имущества Очерского муниципального района в безвозмездное пользование» (далее Положение) на предмет соответствия требованиям федерального законодательства.

По мнению прокурора, указанное Положение не соответствует действующему законодательству:

Установленный пунктом 1.3 Положения исчерпывающий перечень ссудополучателей, которым может быть передано муниципальное имущество в безвозмездное пользование, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку не предполагает право передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование:

- государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, государственным корпорациям, государственным компаниям,

- некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

- адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам

- образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 части 1 ст. 17.1 государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;

- для размещения объектов почтовой связи;

- лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствий с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.

Норма пункта 2.5 Положения, устанавливающая, что в случае удовлетворения заявления комитет имущественных отношений готовит проект постановления главы муниципального района о передаче имущества в безвозмездное пользование, противоречит требованиям ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно указанной норме глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Согласно ч. 6 ст. 43 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. При таких обстоятельствах, комитет имущественных отношений вправе готовить только проекты постановлений администрации Очерского района по указанным вопросам.

Наличие в оспариваемом Положении нарушений федерального законодательства может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в частности, получателей муниципального имущества, наличие возможности вопреки требованиям закона распоряжаться муниципальным имуществом может причинить ущерб бюджету муниципального образования «Очерский муниципальный район».

Прокурор просит признать п. 1.3, 2.5 Решения Земского Собрания ОМР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке передачи муниципального имущества Очерского муниципального района в безвозмездное пользование» незаконными в указанной части и обязать Земское собрание Очерского муниципального района привести их в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» и ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» с момента вынесения судебного решения.

В судебном заседании прокурор указанные требования поддержал, на доводах заявления настаивал.

Представитель Земского собрания Очерского муниципального района указанные требования признал в полном объеме.

Суд принял признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Решение Земского Собрания Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , утвердившее «Положение о порядке передачи муниципального имущества Очерского муниципального района в безвозмездное пользование», имеет признаки нормативно-правового акта, поскольку установленные правоотношения затрагивают права, свободы и определяют обязанности неопределенного круга лиц проживающих на территории Очерского района, действует на неопределенный срок, рассчитано на неоднократное применение.

В соответствии с ч.2 ст.47 ФЗ №131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления») указанное решение опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй указанной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По аналогии с вышеизложенным принятые органами местного самоуправления нормативные акты не могут противоречить федеральным законам.

Пунктом 1.3 Положения определен исчерпывающий перечень ссудополучателей муниципального имущества в безвозмездное пользование. Указанный перечень не соответствует требованиям ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку не предполагает право передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование:

- государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, государственным корпорациям, государственным компаниям,

- некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31,1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

- адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам

- образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 части 1 ст. 17.1 государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;

- для размещения объектов почтовой связи;

- лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствий с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.

Пунктом 2.5 установлено, что комитет в случае удовлетворения заявления готовит проект постановления главы муниципального района о передаче имущества в безвозмездное пользование.

Однако оспариваемая норма Положения противоречит требованиям ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» по следующим основаниям: согласно указанной норме Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издают постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Согласно ч. 6 ст. 43 ФЗ № 131 от 06.10.2003г. глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. С учётом сказанного, комитет имущественных отношений вправе готовить только проекты постановлений администрации Очерского района по указанным вопросам.

Данные нарушения федерального законодательства могут привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга получателей муниципального имущества, а так же причинить ущерб бюджету муниципального образования «Очерский муниципальный район».

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а так же в интересах бюджета муниципального образования «Очерский муниципальный район».

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать п.п. 1.3, 2.5 Решения Земского Собрания Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке передачи муниципального имущества Очерского муниципального района в безвозмездное пользование» незаконными и не действующими в части, противоречащей требованиям ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» и ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», с момента вынесения решения по настоящему делу.

Сообщение о настоящем решении после его вступления в законную силу опубликовать в газете <данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения через Очерский районный суд.

Судья И.С. Пименова