дело 2-657 по заявлению прокурора Очёрского района администрации Правительству о предоставлении жилого помещения



Дело № 2 – 657

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Очёр 07 декабря 2011 г.

Очёрский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пименовой И.С.

при секретаре Шардаковой В.А.

с участием прокурора Рычкова К.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Очёрского района в интересах Перевозчикова В. С. к администрации <данные изъяты>, Правительству <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор просит обязать администрацию Очерского муниципального района предоставить Перевозчикову благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. как ребенку, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как родители лишены родительских прав. Постановлениями администрации <данные изъяты> несовершеннолетний был направлен в приют, затем передан под опеку, поставлен на учет, как лицо оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в улучшении жилищных условий. После совершеннолетия продолжает проживать с опекуном, собственного жилья не имеет.

В судебном заседании истец Перевозчиков подтвердил изложенные выше обстоятельства, пояснил, что после лишения родителей родительских прав стал жить у опекуна. Жильё ему предоставлено не было, закреплённого, собственного не имеет. В собственности или по социальному найму жилья ни у матери, ни у отца нет.

Представитель администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, исковые требования не признал, считает администрацию <данные изъяты> ненадлежащим ответчиком, так как она не наделена полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, которые имеют право на получение жилых помещений государственного, а не муниципального жилищного фонда.

Представитель Правительства <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения извещен надлежащим образом. В заявлении в суд просит рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает Правительство <данные изъяты> ненадлежащим ответчиком по делу, так как оно не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений, лишь распределяет денежные средства на указанные цели среди получателей <данные изъяты>, полагает необходимым предоставление дополнительных документов. Не согласен с предоставлением жилья площадью 33 кв.метра, так как в собственности <данные изъяты> отсутствуют свободные жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма, жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда, по социальной норме, которая составляет по решению Думы <данные изъяты> поселения 12 кв.метров. Также указал на необходимость предоставления дополнительных документов по вопросу наличия в собственности родителей жилых помещений.

Выслушав участников, исследовав доказательства, суд находит исковые требования обоснованными.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанная категория лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В силу требований ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. метра для одиноких граждан.

Согласно п. 9 ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что Перевозчиков в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей в связи с лишением родителей родительских прав (решения Очёрского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Октябрьского районного суда г. Томск от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 16-18). Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ создана приёмная семья ФИО7, на воспитание передан Перевозчиков (л.д.15). Приказом Минсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ в связи с совершеннолетием Перевозчикова с ДД.ММ.ГГГГ выплаты попечителю прекращены (л.д.13). Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Перевозчиков включен в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке, как оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не имеющий закреплённого жилья (л.д. 8,9). Документы БТИ и государственного регистрационного органа подтверждают отсутствие у истца и его родителей жилых помещений (л.д. 8, 10, 11, 28-30).

После совершеннолетия и окончания пребывания в приёмной семье ДД.ММ.ГГГГ оставшийся без попечения родителей Перевозчиков должен незамедлительно быть обеспечен жильем, в противном случае будет нарушено его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

До настоящего времени оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей Перевозчикову жилое помещение не предоставлено, своего жилья он не имеет. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон и документами дела. Обеспечение вне очереди жилым помещением этой категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, доводы ответчиков не основаны на законе.

При определении размера общей площади предоставляемого жилого помещения необходимо руководствоваться Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, поскольку данный закон является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Возложить на Администрацию <данные изъяты> обязанность за счет средств, выделенных Правительством <данные изъяты> и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края предоставить вне очереди Перевозчикову В. С. в черте <адрес> благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 10 дней после его принятия.

Судья И. С. Пименова