дело 2-697 по заявлению прокурора Очерского района к администрации поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения



Дело №2-697

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Очёр 19 декабря 2011 года

Очёрский районный суд Пермского края в составе судьи Пименовой И.С.

при секретаре Шардаковой В.А.

с участием прокурора Рычкова К.Е.

представителя администрации <данные изъяты> поселения Курочкиной В.Н.

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района к администрации <данные изъяты> поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Очерского района просит признать бездействие администрации <данные изъяты> поселения незаконным, возложить на неё обязанность провести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах <данные изъяты> поселения, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести дорожное полотно <адрес> в соответствие с правилами и техническими нормами, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», устранить множественные выбоины и просадки дорожного полотна длиной 9500 см., шириной 760 см., глубиной от 8 см до 10 см.; возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью – 12 см.

В обоснование своего требования прокурор пояснил, что прокуратурой Очерского района проведена проверка исполнения муниципальным образованием «<данные изъяты> поселение» законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены грубые нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих содержание дорог в муниципальном образовании <данные изъяты> поселение.

В ходе проверки установлено, что состояние дорог в <данные изъяты> поселении, в частности дорожного полотна в вышеуказанных местах, не соответствует правилам и техническим нормам «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221.

Результаты проведенной проверки, по мнению прокурора, свидетельствуют о неудовлетворительном исполнении администрацией <данные изъяты> поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей <данные изъяты>, иных лиц, находящихся в <данные изъяты> поселении, по личным или служебным делам. Бездействие администрации нарушает требования Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального Закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения».

Представитель администрации <данные изъяты> поселения Курочкина требования прокурора признала частично, считает, что администрация не бездействует, ежегодно проводит ремонт улиц и дорог, но полномочия исполняются в пределах заложенных финансовых средств, денежные средства, заложенные на 2011 г., в настоящее время уже израсходованы. На ДД.ММ.ГГГГ деньги в бюджет будут заложены, план ремонта дорог и улиц будет составлен весной ДД.ММ.ГГГГ. С требованием о выполнении ремонта к ДД.ММ.ГГГГ не согласна, считает, что для качественного выполнения работы дорожное полотно должно просохнуть.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее: Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, путем организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 257-ФЗ), под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ, установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Правительство Российской Федерации Постановлением № 100 от 20.02.2006г. утвердило Федеральную целевую программу безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах, в которой рекомендовано органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников. Важнейшей целью указанной Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Указанным стандартом установлены перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Так, в соответствии с данным стандартом, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

Решением Думы Очерского городского поселения от 14.12.2005 №14 утвержден Устав Муниципального образования «Очерское городское поселение», согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Устава - к вопросам местного значения Очерского городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Судом установлено, что состояние дорог в <данные изъяты> поселении не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно, в ходе обследования <адрес> выявлены следующие нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения:

- выбоина (яма) длиной 50 см., шириной 40 см., глубиной от 9 см.;

- множественные выбоины и просадки дорожного полотна длиной 9500 см., шириной 760 см., глубиной от 8 см до 10 см.;

- возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра – 12 сантиметров.

Данные обстоятельства подтверждены актом выявленных недостатков с фототаблицами (л.д.7-16).

Довод представителя ответчика о том, что бездействие администрации не установлено, голословен. Сообщить, когда проводился ремонт данного участка дороги, представитель не мог, пояснил об отсутствии таких данных. Возражения ответчика опровергнуты пояснениями свидетеля ФИО6, пояснившего, что с ДД.ММ.ГГГГ. он исполняет обязанности инспектора по ИАЗ ДПС ГИБДД Очёрского района, регулярно лично ездит по данному участку. За это время он не ремонтировался, размеры ям, их глубина, раскрошенный край ям свидетельствуют о том, что они образовались давно. С учётом наличия бетонного покрытия считает, что просадка дорожного полотна также образовалась в результате длительного воздействия транспорта. Указал, что срок устранения выбоин и просадки – незамедлительный и срочный.

Наличие вышеуказанных недостатков дорожного полотна на территории <данные изъяты> поселения и их неустранение в нарушение требований Федерального закона № 196-ФЗ подтверждает бездействие администрации <данные изъяты> поселения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей <данные изъяты>, иных лиц, находящихся в <данные изъяты> поселении.

Суд не может признать убедительными доводы представителя ответчика о том, что администрация <данные изъяты> поселения может осуществлять свои полномочия в пределах заложенного в бюджет финансирования. Администрация <данные изъяты> поселения должна осуществлять свои полномочия таким образом, чтоб требования законодательства, направленного на сохранение жизни, здоровья и имущества населения, исполнялись. Отсутствие денежных средств не может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.

Возражения представителя ответчика по срокам устранения недостатков также не могут быть приняты во внимание, учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ относится к весеннему времени года. В случае наличия объективных препятствий для исполнения судебного решения ответчик не лишён возможности решить этот вопрос в порядке ст.434 ГПК РФ.

Бездействие администрации <данные изъяты> поселения нарушает права и интересы неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения граждан. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие ответчика - администрации <данные изъяты> поселения Пермского края по организации обеспечения безопасности дорожного движения в <адрес>

Возложить на администрацию <данные изъяты> поселения обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах <данные изъяты> поселения, а именно: привести дорожное полотно <адрес> в соответствие с правилами и техническими нормами, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, устранить:

- выбоину (яму) длиной 50 см., шириной 40 см., глубиной от 9 см.;

- множественные выбоины и просадки дорожного полотна длиной 9500 см., шириной 760 см., глубиной от 8 см до 10 см.;

- возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья. Подпись.

<данные изъяты>. Судья И.С. Пименова