дело 2-55 по заявлению МО МВД России «Очёрский» о признании незаконным бездействия комитета имущественных отношений администрации Очёрского муниципального района и по передаче муниципального имущества в федеральную собственность



Дело №2-55

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Очёр 03 февраля 2012 года

Очёрский районный суд Пермского края в составе судьи Пименовой И.С.

при секретаре Жулановой Е.И.

с участием представителя МО МВД России «Очёрский» Вотинова С.В.

представителя комитета имущественных отношений Солодникова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МО МВД России «Очёрский» о признании незаконным бездействия комитета имущественных отношений администрации Очёрского муниципального района и возложении на него обязанности принятия мер по передаче муниципального имущества в федеральную собственность,

УСТАНОВИЛ:

МО МВД России «Очёрский» (далее – отдел) просит признать незаконным бездействие комитета имущественных отношений администрации Очёрского муниципального района (далее – комитета), не принимающего мер по передаче в федеральную собственность находящегося в муниципальной собственности административного здания, расположенного по адресу <адрес>.

В обоснование своего требования указал на нарушение бездействием комитета прав и законных интересов заявителя, так как договорные отношения отдела и комитета в отношении здания противоречат Федеральному Закону «О полиции». В силу ст. 54 ФЗ «О полиции» используемые полицией земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другое имущество, необходимое для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в муниципальной собственности, передается в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Комитет не направил в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, предложение о передаче имущества, не подготовил необходимый для передачи пакет документов.

В судебном заседании представитель МО МВД России «Очёрский» указал на нарушение права отдела на нормальное функционирование, поскольку имущество находится в безвозмездном пользовании, а не оперативном управлении, из-за чего отдел находится в зависимом от воли органов местного самоуправления положении. Часть здания занимает РЭО ГИБДД, остальная часть отделом не эксплуатируется. Местное самоуправление планировало до заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ разместить в здании АТП, хотя ОВД провёл ремонт всего здания и понёс расходы.

Представитель комитета имущественных отношений администрации Очёрского муниципального района требования отдела не признал, считает, что заявление подано неполномочным лицом, поскольку на Очёрский отдел не возложены функции по отчуждению и принятию федерального имущества. В случае передачи имущества из муниципальной в федеральную собственность органы местного самоуправления вступают в правоотношения с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, а именно, с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее – управление). Имущество отдела должно находиться в оперативном управлении, а не в собственности, передать помещения в оперативное управление должно территориальное управление, а не комитет, поскольку отдел создан не администрацией Очёрского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ комитетом и отделом заключён договор о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование. Кроме того, бездействие комитета не затрагивает права граждан, в связи с чем, в силу ст.255 ГПК РФ, не может быть оспорено в порядке главы 25 ГПК РФ. Администрация Очёрского муниципального района не согласна с передачей здания, так как в течение 5 лет отдел в нём не нуждался, использовал его частично, в размере <данные изъяты>, считает возможным размещение РЭО ГИБДД в здании отдела по <адрес>. На нормальном функционировании отдела договор никак не отразился, все службы отдела работают в штатном режиме.

Судом установлено, что по договору от ДД.ММ.ГГГГ комитет предоставил ОВД в безвозмездное пользование на срок 5 лет здание, расположенное по <адрес> (л.д.7).

Ссылку представителя комитета на ст.255 ГПК РФ суд считает несостоятельной, поскольку, согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. В соответствии с п. 12 указанного постановления в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать организации, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий.

Необходимым условием судебной проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ является ущемление прав и свобод заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отдел обращался в комитет с письмами по вопросу передачи здания, расположенного по <адрес> (л.д.22,24-25). Нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом отсутствует: оба раза комитетом на заявления отдела даны ответы (л.д.23,26). В связи с использованием отделом части муниципального здания комитет требовал для решения вопроса о передаче всего здания предоставить расчёт потребности в площадях, из-за отказа ОВД представить какой-либо расчёт решение о передаче имущества принято не было.

В соответствии со ст. 54 ФЗ «О полиции» обязанности по осуществлению государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним в местах, которые оборудованы для проведения государственного технического осмотра, продолжают осуществляться полицией до 1 января 2014 года. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с ч.9 ст.54 ФЗ «О полиции» имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных норм ДД.ММ.ГГГГ комитетом и отделом заключён новый договор безвозмездного пользования частью здания по <адрес>, в размере <данные изъяты> (л.д. без №), фактически занимаемых РЭО ГИБДД.

Установленный законом запрет на отчуждение, передачу в аренду и обременение иным способом находящегося в пользовании отдела муниципального имущества комитетом не нарушен, договор безвозмездного пользования не оспорен.

В соответствии с п.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (в редакции от 08.12.2011 г.) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность включает направление органом местного самоуправления соответствующего предложения, при этом передача имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не указанного в предложении, не допускается, то есть безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную собственность предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-О установленный порядок безвозмездной передачи собственности предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу. Тем самым федеральный законодатель обеспечивает во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов названных публичных образований.

Предложения о передаче муниципального имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества. В установленный срок предложения о передаче рассматриваются соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества принимаются решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.

ДД.ММ.ГГГГ отдел обращался в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю с письменным ходатайством о подаче иска «в связи с отказом муниципалитета в передаче собственности и отсутствием полномочий представлять интересы Российской федерации в арбитражном суде и суде общей юрисдикции (л.д. без №). Данное обращение оставлено управлением без ответа.

На территории Пермского края уполномоченным органом является территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю. Соответственно, только уполномоченный орган вправе оспаривать решения, действия, бездействие комитета по передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность. Отдел участником передачи не является, какой-либо приказ, распоряжение, доверенность управления по осуществлению полномочий в отношении передачи имущества у отдела отсутствуют, права и свободы заявителя бездействием комитета не затронуты.

Кроме того, из пояснений сторон установлено наличие спора о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства, с иском может обратиться только федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

Согласно п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ судья отказывает в принятии заявления, когда из заявления усматривается, что оспариваемое решение, действие (бездействие) явно не затрагивает права и свободы заявителя.

Если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абзаца 2 ст.220 ГПК РФ прекращает производство по делу.

Руководствуясь абз. 2 ст.220 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу по заявлению МО МВД России «Очёрский» о признании незаконным бездействия комитета имущественных отношений администрации Очёрского муниципального района по передаче муниципального имущества в федеральную собственность прекратить, поскольку в заявлении, поданном от имени МО МВД России «Очёрский» оспаривается бездействие комитета имущественных отношений администрации Очёрского муниципального района, которое не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя.

Определение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 15 дней со дня вынесения.

Судья И.С. Пименова