Дело №2-120 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Очёр 16 марта 2012 года Очёрский районный суд Пермского края в составе судьи Пименовой И.С. при секретаре Жулановой Е.И. с участием прокурора Мальцевой Л.К. представителя администрации <адрес> поселения Курочкиной В.Н. представителя МУП «<данные изъяты>» Салтыкова И.П. рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района к администрации <адрес> поселения, муниципальному унитарному предприятию «<данные изъяты>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Очерского района просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> поселения и муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» (далее МУП «<данные изъяты>») по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения в пределах <адрес> поселения, возложить на ответчиков обязанность обеспечить регулярное транспортное обслуживание граждан, проживающих в микрорайонах <адрес> и <адрес>, организовать движение общественного транспорта по соответствующим маршрутам движения в дневное и вечернее время, включая выходные и праздничные дни. В обоснование своего требования прокурор указал, что прокуратурой Очерского района в ходе мониторинга средств массовой информации и проведения проверки установлены нарушения прав граждан на транспортное обслуживание в пределах <адрес> поселения, выразившиеся в неудовлетворительном обеспечении прав граждан на транспортные перевозки, что является грубым нарушением нормативных правовых актов. В ходе проверки установлено, что согласно утвержденного 13.10.2011г. расписания движения автобусов на осенне-зимний период 2011-2012г.г. и утвержденного без даты расписания движения автобусов с 20.02.2012г., количество автобусных маршрутов в микрорайон «<адрес>» в рабочие дни с понедельника по пятницу составляет: - 4 рейса в утреннее время с интервалом движения от 10 до 20 минут; - 2 дневных автобусных рейса с маршрутами движения от микрорайона «<адрес> в 12.35 и 16.00 час., от <адрес> до «<адрес>» в 12.00 и 14.20 час.; - 2 вечерних автобусных рейса в 16.55 и 17.05 час. от <адрес> до «<адрес>». В субботу организовано 2 рейса с отправлением от «<адрес>» в 11.00 и 14.50 час., от <адрес> рейсы отсутствуют. В воскресенье автобусные перевозки от данных микрорайонов не осуществляются. Результаты проведенной проверки, по мнению прокурора, свидетельствуют о неудовлетворительном исполнении администрацией <адрес> поселения и МУП «<данные изъяты>» требований законодательства по созданию условий по предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, что отсутствие регулярных автобусных сообщений в дневное и вечернее время ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку граждане ввиду отсутствия транспорта вынуждены передвигаться непосредственно по автомобильным дорогам <адрес>, которые не оборудованы пешеходными тротуарами, а в зимний период времени скопление снега на обочинах лишает пешеходов возможности передвигаться по обочине дороги. Граждане вынуждены обращаться к услугам частных перевозчиков, стоимость услуг которых в несколько раз выше, регулярность движения отсутствует, уровень подготовки водителей и состояние транспортных средств никем не контролируются. Ненадлежащая организация транспортного обслуживания приводит к ограничению доступа граждан к объектам социальной инфраструктуры, нарушает их права на получение образовательных услуг, медицинского обслуживания, к нарушению прав граждан пенсионного возраста и инвалидов на передвижение в пределах <адрес> поселения. Бездействие администрации и МУП «<данные изъяты>» нарушает требования п.7 ч.1 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.3,5,6 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», п.3 Положения об организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении, утвержденного решением Думы Очерского городского поселения от 02.04.2009г. №39. В судебном заседании прокурор Мальцева заявленные требования поддержала в полном объёме, уточнив, что городская администрация и перевозчик в первую очередь обязаны удовлетворять потребности граждан в транспортных услугах. Неоднократные жалобы граждан в газетах свидетельствуют о том, что жители отдалённых микрорайонов - <адрес> и <адрес>, в которых имеется как значительный частный сектор, так и 5-этажные и 2-этижные дома, одно из крупнейших предприятий города – «<данные изъяты>», <данные изъяты> - лишены доступа к объектам инфраструктуры города из-за отсутствия общественного транспорта. В связи с этим необходимо возложить на ответчиков обязанность изучить потребность населения и предоставлять транспортные услуги и организовать регулярное транспортное обслуживание с учётом имеющейся потребности. В обоснование своих требований прокурор указала также на нормы Закона Пермского края «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края». Представитель администрации <адрес> поселения требования прокурора признал частично, согласна, что необходимо дополнительно изучить спрос населения на услуги общественного транспорта. Считает, что администрация не бездействует, свои обязанности выполняет в полном объёме: утвердила тарифы на проезд и расписание движения автобусов, дважды в год проводятся заседания постоянно действующей рабочей группы по маршрутным перевозкам. Жалоб в администрацию на организацию транспортного обслуживания не поступало. Считает, что газетная публикация не подтверждает необходимость введения дополнительных рейсов, поскольку достоверность информации никем не проверятся. В то время как по результатам регулярного анализа <данные изъяты> количество пассажиров постоянно уменьшается, что свидетельствует о снижении потребности в общественных перевозках. <данные изъяты> систематически представляет в администрацию мониторинг заполняемости, по этим данным утверждаются тариф и расписание. Воскресные рейсы до <адрес> и <адрес> отменили из-за отсутствия пассажиров. Представитель МУП «<данные изъяты>» требования прокурора не признал, указал, что он – только перевозчик, свои обязанности исполняет надлежащим образом: предоставляет технически исправный транспорт, выполняет расписание, обеспечивает регулярность и безопасность движения. Пояснил, что из рентабельности ежедневных пассажирских перевозок делают анализ пассажиропотока, с учётом его снижения уменьшают и количество рейсов. Считает, что общественный транспорт должен перевозить основную массу населения, необходимости в увеличении количества регулярных городских рейсов нет, потребности отдельных граждан могут удовлетворить и частные перевозчики. У пассажира должен быть выбор между общественным транспортом и такси. С учётом спроса с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ввело дополнительные рейсы, уменьшило интервалы движения. Рейсы до <адрес> и <адрес> убыточны. Полагает, что критические статьи в газете инициированы службой такси, заинтересованной в том, чтобы из-за роста убытков <данные изъяты>, являющееся единственным перевозчиком, обеспечивающим регулярное транспортное обслуживание населения на территории Очёрского муниципального района, было ликвидировано, поскольку заполняемость автобусов итак составляет лишь 45-50%, при нормативах рентабельности до 80%. Свидетель ФИО6 пояснил, что работает инспектором ГИБДД МО МВД России «Очёрский», знает, что пешеходные дорожки на <адрес> имеются не везде, поэтому граждане вынуждены передвигаться непосредственно по автомобильным дорогам. Свидетель ФИО7 пояснила, что проживает в районе <адрес>, общается в клубе с пенсионерами, знает их проблемы, им трудно на неделе съездить в город за лекарствами, в соцзащиту, потому что после утреннего рейса большой перерыв, приходится выезжать рано и долго ждать, в субботу всего 2 рейса, а в воскресенье автобуса нет совсем, не могут попасть в выходные на концерты, в гости. Ей жаловались ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11: не могут попасть к врачу, в город едут на автобусе, а обратно из-за отсутствия рейсов приходится возвращаться пешком, последний рейс в 17 часов, а врач до 19 часов. Громовский автобус приходит в город во время обедов в организациях, приходится ждать. Размер пенсий не позволяет пользоваться услугой такси, которая составляет 70 рублей. Из-за отсутствия автобуса ходят пешком по дорогам, другого пути нет, и сами, и дети, боятся за безопасность детей. Раньше работала в детском саду, продолжает общаться с родителями, знает от ФИО12, что её дочь перестала посещать музыкальную школу, потому что отменили вечерний автобус. Одним из авторов газетной статьи про отсутствие автобусов является она, эту заметку подписало ещё человек 10, так как им всем нужны автобусы. К прокурору и в администрацию не обращались, так как считали, что ничего не может измениться, полагали, что всё зависит от <данные изъяты>. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными, подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее: Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, путем организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. Транспортное обслуживание на территории Пермского края регулируется Законом Пермского края «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» № 19-КЗ от 12.10.2006 г. Согласно ст.2 указанного Закона организация транспортного обслуживания населения включает комплекс мероприятий, проводимых в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках. В целях полного удовлетворения потребностей населения в получении регулярных гарантированных услуг по выполнению пассажирских перевозок, при отсутствии или недостаточном объёме коммерческих перевозок либо при низкой интенсивности пассажиропотока, организатор транспортного обслуживания размещает государственный (муниципальный) заказ (ст.7,8 указанного Закона). В целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках и обеспечения прав пользователей услугами городского пассажирского транспорта, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами решением Думы Очерского городского поселения № 39 от 02.04.2009г. утверждено «Положение об организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении» (далее – Положение). Согласно ст.2 указанного Положения организация транспортного обслуживания населения - комплекс мероприятий, реализуемых уполномоченными органами в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках. Организатором транспортного обслуживания населения является администрация городского поселения, ответственная за выполнение всех функций по организации транспортного обслуживания населения. Автотранспортная организация осуществляет деятельность по обеспечению работы перевозчика. Основная цель работы городского пассажирского транспорта - обеспечение транспортных связей между отдельными частями города для выполнения трудовых, общественных, культурных и бытовых поездок пассажиров с полным соблюдением правил безопасности дорожного движения и нормативов пассажирских перевозок. При этом регулярные перевозки разделяются на коммерческие и по поселенческому заказу, то есть организованные по инициативе организатора транспортного обслуживания, перевозчика, физического или юридического лица в соответствии с действующим законодательством без бюджетного финансирования и осуществляемые по инициативе организатора транспортного обслуживания, являющиеся расходными обязательствами за счет средств бюджета <адрес>. В соответствии со ст. 3 Положения <адрес> поселение осуществляет полномочия по организации транспортного обслуживания населения, формированию единой общегородской политики в области городского пассажирского транспорта с целью удовлетворения потребностей пассажиров в поездках, обеспечения безопасности движения, соблюдения установленных правил, стандартов и нормативов обслуживания пассажиров, обеспечения прав пассажиров как потребителей услуг. Городское поселение, в том числе, осуществляет контроль за функционированием и развитием системы городского пассажирского транспорта, осуществляет деятельность, направленную на улучшение качества пассажирских перевозок, принимает жалобы и предложения пассажиров, согласовывает расписание движения по регулярным автобусным маршрутам, предоставляет перевозчикам компенсацию на покрытие убытков, осуществляющим пассажирские перевозки на нерентабельных (убыточных) маршрутах с низкой интенсивностью пассажиропотока. Функциями, выполняемыми городским поселением как организатором транспортного обслуживания, являются также изучение потребности населения в пассажирских перевозках, формирование в соответствии с фактически выделяемыми бюджетными субвенциями годового поселенческого заказа на перевозку пассажиров, принятие мер по устранению недостатков в организации и качестве транспортного обслуживания. Согласно ст. 4 Положения для организации и контроля качества пассажирских перевозок автобусами городское поселение организует постоянно действующую рабочую группу по маршрутным перевозкам. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. В соответствии со ст. 10 Положения регулярные автобусные маршруты разрабатываются и вводятся в сеть регулярных автобусных маршрутов <адрес> на основе изучения потребностей населения в перевозках, предложений населения и перевозчиков. Предложения населения и перевозчиков рассматриваются в течение 30 календарных дней. Регулярные автобусные маршруты утверждаются распоряжением главы городского поселения. Основой организации движения автобусов на регулярных автобусных маршрутах, согласно ст. 11 Положения, является расписание, которое обязательно для выполнения перевозчиком. Первым и главным требованием к расписанию движения является необходимость обеспечить удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту. Администрация <адрес> поселения согласовывает расписание движения по сети регулярных автобусных маршрутов Согласно ст. 15 Положения администрация <адрес> поселения вправе отозвать согласованное расписание движения. Перевозчик вправе подать предложение об изменении расписания и отказаться от выполнения отдельных рейсов на определенных маршрутах при получении убытков в течение трех месяцев, предупредив об этом администрацию за 30 дней, подтвердив это актами изучения пассажиропотока с участием членов комиссии и расчетами. Судом установлено, что в полномочия администрации <адрес> поселения входит заключение и расторжение договоров на обслуживание регулярных автобусных маршрутов, внесение по согласованию с перевозчиком изменений в условия договора. ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> поселения заключила с МУП «<данные изъяты>» соглашение на организацию и исполнение услуг по перевозке пассажиров на транспорте общего пользования городского сообщения (кроме такси) на территории <адрес> поселения на 2012 год, в соответствии с которым МУП «<данные изъяты>» принимает от администрации городского поселения на себя выполнение услуг по перевозке пассажиров на транспорте общего пользования городского сообщения (кроме такси) на территории <адрес> поселения в соответствии с утвержденным расписанием движения автобусов (л.д.21-22). Организация движения общественного транспорта и транспортное обеспечение в микрорайоны <адрес> и <адрес> вызывают неоднократные коллективные обращения граждан в районную газету «<данные изъяты>» (л.д. без №). Расписание движения автобусов МУП «<данные изъяты>» на осенне-зимний период 2011-2012 г.г. утверждено его руководителем 10.11.2011 г., согласовано с главами Очёрского муниципального района, городских и сельских поселений (л.д.23-25). С 20.02.2012 г., после утверждения директором МУП <данные изъяты> и согласования с главой <адрес> поселения введено новое расписание автобусов на территории <адрес> поселения (л.д.26). При этом полностью отсутствует транспортное обслуживание микрорайона <адрес> в выходные дни – суббота и воскресенье, с 20.02.2012 г. отменено транспортное обслуживание микрорайона <адрес> в воскресенье, сохранено лишь 2 рейса в субботу – 10-30 и 14-20 часов. В рабочие дни последний рейс до микрорайона <адрес> организован туда и обратно в 16-55 и 17-15 часов соответственно, до <адрес> через микрорайон <адрес>- в 17-05 и 17-40 соответственно. Пояснения свидетеля ФИО7 указывают, что количество автобусных рейсов в микрорайоны <адрес> и <адрес> в рабочие и выходные дни явно недостаточно, низкое количество автобусных рейсов приводит к тому, что основная цель работы городского пассажирского транспорта - обеспечение транспортных связей между отдельными частями города для выполнения трудовых, общественных, культурных и бытовых поездок пассажиров выполняется ненадлежащим образом, не в полном объёме. Кроме того, повышается угроза безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, в том числе, несовершеннолетних, вынужденно обретающих статус пешеходов из-за отсутствия регулярного транспортного сообщения, передвигающихся по автомобильным дорогам из-за отсутствия пешеходных дорожек. Публичные коллективные жалобы граждан на неудовлетворительное транспортное обеспечение указанных микрорайонов оставляются администрацией <адрес> поселения без внимания, потребности населения надлежащим образом не изучаются. С 2006 г. транспортное обеспечение микрорайона <адрес> по выходным дням не осуществляется, при этом организатор транспортного обслуживания какой-либо анализ потребности не осуществляет. Предложения населения не истребуются, а поступившие через средства массовой информации в установленный Положением 30-дневный срок не изучаются, необходимая подготовительная работа по обоснованию необходимости изменения расписания автобусных маршрутов с учётом потребностей граждан не проводится. Фактически функция изучения потребности населения отдана перевозчику, делающему вывод о необходимости тех или иных изменений расписания движения по рентабельности перевозок. Хотя законодательство и действующее на территории Очерского городского поселения Положение обязывают организатора транспортного обслуживания в качестве основного критерия руководствоваться потребностями населения, для удовлетворения его потребностей в получении регулярных гарантированных услуг по выполнению пассажирских перевозок по своей инициативе вводить регулярные перевозки по поселенческому заказу, являющиеся расходными обязательствами за счет средств бюджета <адрес>. Организация работы постоянно действующей рабочей группы по маршрутным перевозкам осуществляется неудовлетворительно, в том числе, с нарушением действующего Положения о периодичности заседаний. Довод представителя МУП <данные изъяты> о надлежащем выполнении обязанностей по транспортному обслуживанию населения не состоятелен. Являясь единственным перевозчиком, обеспечивающим регулярное обслуживание общественным транспортом населения на территории Очёрского муниципального района, изучая пассажиропоток, утверждая расписание, коллективные обращения граждан по поводу неудовлетворительного расписания движения в микрорайоны <адрес> и <адрес> МУП <данные изъяты> игнорирует. В соответствии с действующим Положением расписание движения автобусов утверждается директором МУП <данные изъяты>. Коммерческие перевозки осуществляются, в том числе, по инициативе перевозчика. Осуществляя по согласованию с администрацией <адрес> поселения анализ пассажиропотока, заявляет об отсутствии спроса населения на рейсы в микрорайон <адрес> в выходные дни, хотя данный вывод опровергается представленными им актами обследования пассажиропотока на рейсах <адрес>) ДД.ММ.ГГГГ в 10-30 часов и 14-20 часов, согласно которых в воскресенье услугами общественного транспорта воспользовалось 22 и 31 человек, в том числе, в районе <адрес> зашли – вышли 15 и 17 человек соответственно. Представитель <данные изъяты> заявляет о необходимости предоставления населению права выбора между общественным транспортом и услугами частного перевозчика, при этом, отменяя ранее имевшиеся рейсы, в реальности лишает граждан вообще какого-либо выбора. Наличие вышеуказанных нарушений подтверждает бездействие администрации <адрес> поселения и МУП «<данные изъяты>» по отношению к обеспечению регулярного транспортного обслуживания и организации движения общественного транспорта микрорайонах <адрес> и <адрес> исходя из потребности населения. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199, 321 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие ответчиков - администрации <адрес> поселения Пермского края и муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения в микрорайонах <адрес> и <адрес>. Возложить на администрацию <адрес> поселения и муниципальное унитарное предприятие «<данные изъяты>» обязанность изучить потребность населения в пассажирских перевозках в микрорайоны <адрес> и <адрес>, с учётом потребности населения обеспечить регулярное транспортное обслуживание и организовать движение общественного транспорта по указанным маршрутам в дневное и вечернее время, включая выходные и праздничные дни. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения в окончательной форме. Судья И.С. Пименова