К<данные изъяты> дело № 2-75 Р Е Ш Е Н И Е 24 февраля 2012 года г. Очер Очерский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Кляусовой И.В., при секретаре Шелгуновой Т.В. с участием: заявителя прокурора Жигалова Е.О., представителей ответчика Думы Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края Колчановой Л.С. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Курочкиной В.Н. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрел в открытом судебном заседании, в помещении Очерского районного суда, гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района Пермского края в порядке ст. 45 ГПК РФ и ст. 251 ГПК РФ о признании нормативного правового акта исполнительного органа местного самоуправления противоречащим закону, установил: Прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим полностью с момента вступления в силу Решения Думы Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и проведении местного референдума в Очерском городском поселении», мотивируя свои доводы тем, что оспариваемое решение не соответствует требованиям федерального законодательства. При принятии Думой Очерского городского поселения решения «О назначении и проведении местного референдума в Очерском городском поселении» от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушен порядок принятия решений о проведении референдума, установленный ч.4 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч. 5 ст. 14 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О местном референдуме в Пермском крае», поскольку на момент принятия оспариваемого решения, решение Думы «Об инициативе проведения местного референдума в Очерском городском поселении» не действовало и не вступило в законную силу. Решение Думы «Об инициативе проведения местного референдума в Очерском городском поселении» от ДД.ММ.ГГГГ №-Д и Постановление главы Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об инициативе проведения местного референдума в Очерском городском поселении» являются нормативными правовыми актами, как затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Вопреки требованиям действующего законодательства, решения органов местного самоуправления об инициативе проведения референдума не вступили в законную силу, однако Дума ДД.ММ.ГГГГ принимает решение о проведении референдума. В связи с указанными нарушениями закона, по мнению прокурора, правовые основания для принятия ДД.ММ.ГГГГ Думой Очерского городского поселения решения «О назначении и проведении местного референдума в Очерском городском поселении» отсутствовали. Кроме того, закон требует, чтобы вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения. В нарушение норм закона в оспариваемом Решении п.п.1.1 и п.п.2.1 установлены следующие вопросы: - Согласны ли Вы уменьшить разовый платеж для ветеранов Великой Отечественной войны и установить его в размере 50 (пятьдесят) рублей для данной категории граждан? - Согласны ли Вы уменьшить разовый платеж для ветеранов Великой Отечественной войны и установить его в размере 100 (сто) рублей для данной категории граждан? По мнению прокурора, данные вопросы сформулированы таким образом, что исключается возможность их однозначного восприятия и дачи ответа на них. Исходя из указанных вопросов не понятно для решения каких вопросов местного значения ветераны Великой Отечественной войны должны вносить установленный разовый платеж, на какой территории должны проживать указанные лица, облагаемые разовым платежом. Прокурор Жигалов Е.О. в судебном заседании на доводах, изложенных в заявлении настаивает, дополняя их тем, что кроме перечисленных в заявлении нарушений, имеются нарушения в содержании нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования и главы местной администрации об инициативе проведения референдума. Так, инициатива главы городского поселения в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № содержит инициативу о проведении местного референдума с формулированием вопросов местного референдума следующим образом: «1. Согласны и вы ввести на территории Очерского городского поселения в 2012 году разовый платеж на строительство общественной бани в городе Очер в размере 350 (триста пятьдесят) рублей на каждого совершеннолетнего жителя, постоянно или преимущественно проживающего на территории Очерского городского поселения ? 2. Согласны ли Вы ввести на территории Очерского городского поселения в 2012 году разовый платеж на реконструкцию мемориального комплекса, посвященного победе в Великой Отечественной Войне 1941-1945, ограниченного <адрес> в размере 100 (сто) рублей на каждого совершеннолетнего жителя, постоянно или преимущественно проживающего на территории Очерского городского поселения?» Тогда как инициатива представительного органа муниципального образования в решении Думы Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-Д содержит инициативу о проведении местного референдума с формулированием вопросов местного референдума следующим образом: «1. Согласны и вы ввести на территории Очерского городского поселения в 2012 году разовый платеж на строительство общественной бани в городе Очер в размере 350 (триста пятьдесят) рублей на каждого совершеннолетнего жителя, проживающего на территории Очерского городского поселения ? 1.1. Согласны ли Вы уменьшить разовый платеж для ветеранов Великой Отечественной войны и установить его в размере 100 (сто) рублей для данной категории граждан? 2. Согласны ли Вы ввести на территории Очерского городского поселения в 2012 году разовый платеж на реконструкцию мемориального комплекса, посвященного победе в Великой Отечественной Войне 1941-1945, ограниченного <адрес> в размере 100 (сто) рублей на каждого совершеннолетнего жителя, проживающего на территории Очерского городского поселения? 2.1. Согласны ли Вы уменьшить разовый платеж для ветеранов Великой Отечественной войны и установить его в размере 50 (пятьдесят) рублей для данной категории граждан?». Таким образом, имеет место совместная инициатива представительного органа и главы местной администрации только по двум вопросам, отраженных в пунктах 1 и 2. Вопросы пунктов 1.1 и 2.1 не были выдвинуты совместной инициативой данными органами муниципального образования. Считает, что указанные выше нарушения являются грубыми, поскольку несоблюдение процедуры назначения референдума будет ставить под сомнение результаты его проведения, а также обоснованность расходования средств бюджета Очерского городского поселения, что повлечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и муниципального образования «Очерское городское поселение». Представители Думы Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края Колчанова Л.С. и Курочкина В.Н. в судебном заседании пояснили, что не согласны с требованиями прокурора. Считают, что Решение Думы Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и проведении местного референдума в Очерском городском поселении» соответствует требованиям действующего законодательства и не может быть признано недействующим, поскольку оспариваемое решение принято на основании совместной инициативы представительного органа и главы местной администрации. Решение Думы «Об инициативе проведения местного референдума в Очерском городском поселении» от ДД.ММ.ГГГГ №-Д и Постановление главы Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об инициативе проведения местного референдума в Очерском городском поселении» не являются нормативными правовыми актами и соответственно вступают в силу со дня их подписания. Указанные решения о совместной инициативе проведения референдума не имеют нормативного характера, не нуждаются в обнародовании и вступают в силу со дня их подписания. Соответственно решение Думы о назначении и проведении референдума в поселении принято на основании вступивших в законную силу решения Думы и постановления главы поселения об инициативе проведения местного референдума. Решение Думы «О назначении и проведении местного референдума в Очерском городском поселении» является нормативным правовым актом, опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №. Считают, что доводы прокурора о неоднозначности толкования вопросов референдума необоснованны. Так как вопросы в бюллетене размещены в виде основных вопросов за номерами 1 и 2 и подвопросов к ним за номерами 1.1 и 2.1 относительно введения льготной категории граждан – ветеранов Великой Отечественной войны для внесения разового платежа на реконструкцию мемориального комплекса и разового платежа на строительство общественной бани, поэтому исключается множественность толкования подвопросов, поскольку они взаимосвязаны с основными вопросами. Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что является членом Территориальной избирательной комиссии Очерского муниципального района Пермского края и принимала участие в разработке формы бюллетеня для голосования по вопросам местного референдума. Вопросы в бюллетене сформулированы четко и ясно, на основании Методических рекомендаций по применению самообложения граждан в муниципальных образований Пермского края, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Пермского края от 01.08.2011 г. № СЭД-53-05.01-43. Также был учтен опыт других территорий Пермского края, где референдум уже прошел и подобных вопросов со стороны прокуратуры не возникало. Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. Решением Думы Очерского городского поселения Пермского края «О назначении и проведении местного референдума в Очерском городском поселении» от ДД.ММ.ГГГГ № в муниципальном образовании «Очерское городское поселение» на воскресенье ДД.ММ.ГГГГ (в единый день голосования) назначен местный референдум по вопросу введения самообложения граждан в муниципальном образовании с формулировкой вопросов местного референдума следующим образом: «1. Согласны ли Вы ввести на территории Очерского городского поселения в 2012 году разовый платеж на реконструкцию мемориального комплекса, посвященного победе в Великой Отечественной Войне 1941-1945, ограниченного <адрес> и <адрес>, в городе Очер в размере 100 (сто) рублей на каждого совершеннолетнего жителя, проживающего на территории Очерского городского поселения? 1.1. Согласны ли Вы уменьшить разовый платеж для ветеранов Великой Отечественной войны и установить его в размере 50 (пятьдесят) рублей для данной категории граждан? 2. Согласны ли вы ввести на территории Очерского городского поселения в 2012 году разовый платеж на строительство общественной бани в городе Очер в размере 350 (триста пятьдесят) рублей на каждого совершеннолетнего жителя, проживающего на территории Очерского городского поселения ? 2.1. Согласны ли Вы уменьшить разовый платеж для ветеранов Великой Отечественной войны и установить его в размере 100 (сто) рублей для данной категории граждан?». Прокурор, не оспаривая полномочия представительного органа, форму (вид) нормативного правового акта, кворум Думы при принятии решения, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе правила его опубликования, просит признать указанное решение Думы о назначении и проведении местного референдума противоречащим закону, как принятого без учета совместно выдвинутой инициативы представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, поскольку решения указанных органов на момент принятия Думой оспариваемого решения не вступили в законную силу, а также в связи с использованием недопустимых формулировок вопросов референдума, позволяющих множественность их толкования. Также указывает на разный перечень вопросов референдума при выдвижении совместных инициатив представительного органа и главы местной администрации. В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Пунктом 5 ст. 14 ст. Закона Пермского края от 14.08.2007 N 86-ПК "О местном референдуме в Пермском крае" предусмотрено, что инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. В соответствии со ст. 4 Устава МО «Очерское городское поселение», структуру органов местного самоуправления поселения составляют представительный орган - Дума Очерского городского поселения, высшее выборное должностное лицо муниципального образования – глава Очерского городского поселения. Вопросы референдума относятся в соответствии со ст. 6 Устава МО «Очерское городское поселение» к вопросам местного значения. Согласно п. 4 ст. 10 Устава поселения, решение о назначении референдума принимается Думой по совместной инициативе Думы поселения и главы поселения. Согласно п.2 ст. 45 Устава поселения, систему правовых актов поселения в том числе составляют правовые акты Думы и правовые акты главы поселения. Пунктом 1 ст. 48 Устава поселения предусмотрено, что Дума поселения принимает решения нормативного характера, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения и решения ненормативного характера по вопросам организации деятельности Думы. В соответствии с п.п.1, 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Согласноп.п.7, 8 ст. 48 Устава поселения, Решение Думы вступают в силу с момента их подписания главой поселения, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом или самим решением. Решение Думы ненормативного характера, принимаемое по вопросам организации деятельности Думы, подписывается председателем Думы и вступает в силу с момента такого подписания. В соответствии с пунктами 5, 8 ст. 49 Устава поселения, Постановление главы городского поселения вступает в законную силу с момента его издания, если в самом постановлении не указан иной порядок вступления в силу. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности и другие интересы граждан, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Оспариваемое решение Думы принято на основании постановления главы Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об инициативе проведения местного референдума в Очерском городском поселении» и решения Думы Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-Д «Об инициативе проведения местного референдума в Очерском городском поселении». Указанные правовые акты главы местной администрации и представительного органа муниципального образования о выдвинутой совместно инициативе проведения референдума не являются нормативными правовыми актами, поскольку не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Данные правовые акты вступают в силу с момента их издания и подписания, то есть ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. По мнению суда, вопросы 1.1 и 2.1. референдума о согласии уменьшить разовый платеж для Ветеранов Великой отечественной войны и установить его в размере 50 рублей и 100 для данной категории граждан соответственно, исключают возможность их множественного толкования, а также исключают неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, как того требуют положения ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Изучив бюллетень местного референдума Очерского городского поселения, суд определил, что бюллетень для голосования на местном референдуме по вопросу введения самообложения граждан в Очерском городском поселении выглядит следующим образом: он состоит из двух блоков вопросов, разделенных широким пробелом, разграниченным сверху и снизу чертой. В одном блоке гражданину задается вопрос 1. о том, что согласен ли он ввести на территории Очерского городского поселения в 2012 году разовый платеж на реконструкцию мемориального комплекса, посвященного победе в Великой Отечественной Войне 1941-1945, ограниченного <адрес> в размере 100 (сто) рублей на каждого совершеннолетнего жителя, проживающего на территории Очерского городского поселения? К вопросу 1. задается вопрос 1.1. о том, согласен ли он уменьшить разовый платеж для ветеранов Великой Отечественной войны и установить его в размере 50 (пятьдесят) рублей для данной категории граждан? Таким же образом сформулированы вопросы 2. и 2.1. Ясно, что вопрос 1.1. об уменьшении разового платежа для ветеранов Великой Отечественной войны и установлении его в размере 50 рублей для данной категории граждан, относится к вопросу 1. о введении разового платежа на территории Очерского городского поселения в 2012 году в размере 100 рублей на каждого совершеннолетнего жителя на реконструкцию мемориального комплекса. Никаких сомнений у суда по тем же доводам не вызывает вопрос 2.1. соответственно. В соответствии с п.п.1,2 ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан). По мнению суда, вопросы для референдума в выдвинутых инициативах главы местной администрации и Думы не содержат противоречий, так как в правовых актах об инициативе проведения референдума имеется совместная инициатива проведения местного референдума по вопросам введения на территории разового платежа на строительство общественной бани и разового платежа на реконструкцию мемориального комплекса. В процессе обсуждения Думой выдвижения совместной инициативы по проведению референдума по вышеуказанным вопросам, возникла необходимость определения отдельной категории граждан, в частности – ветеранов Великой Отечественной войны, для которой платеж может быть уменьшен. Таким образом, по мнению суда, определение Думой дополнительной льготной категории граждан по двум основным вопросам введения самообложения граждан на территории поселения и формулирование данных дополнительных вопросов на референдум, не противоречит требованиям действующего законодательства. В соответствии с п. 7 ст. 15 Закона Пермского края от 14.08.2007 N 86-ПК "О местном референдуме в Пермском крае", решение о назначении местного референдума, а также о перенесении дня голосования на местном референдуме в соответствии с частью 6 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. На основании вышеизложенного, Решение Думы Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края «О назначении и проведении местного референдума в Очерском городском поселении» от ДД.ММ.ГГГГ № издано в соответствии с требованиями действующего законодательства, обнародовано, то есть официально опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, вступило в законную силу и не может быть признано судом недействующим. Руководствуясь ст.198 ГПК, суд решил: Прокурору Очерского района Пермского края в удовлетворении требований о признании недействующим полностью с момента вступления в силу Решения Думы Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края «О назначении и проведении местного референдума в Очерском городском поселении» от ДД.ММ.ГГГГ № отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения судом в окончательной форме, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Судья Очерского районного суда подпись И.В. Кляусова <данные изъяты> <данные изъяты>