об обжаловании отказа в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности по включению истца в списки на предоставление субсидий на приобретение жилья



<данные изъяты> дело № 2-290

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Очер 07 апреля 2011г.

Очерский районный суд Пермского края в составе судьи Ерохиной Г.П.

с участием прокурора Жигалова Е.Ю.

представителя истца Шестаковой С.А.,

при секретаре Носковой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бегишева Юрия Николаевича к Министерству социального развития Пермского края, 3-му лицу – администрации Очерского городского поселения об обжаловании отказа в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности по включению истца в списки на предоставление субсидий на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Бегишев Ю.Н. обратился с иском к Министерству социального развития Пермского края, администрации Очерского городского поселения о признании незаконным отказа Министерства социального развития Пермского края в предоставлении ему субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края включить его в сводный список граждан для предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения.

Требования Бегишев мотивировал тем, что является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 17 и ст. 14 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом социальной защиты населения администрации Очерского района удостоверением. Постановлением главы Очерского городского поселения от 09.03.2010г. №92 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Бегишев был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. В феврале 2011г. из полученного письма администрации Очерского городского поселения №291 от 22.02.2011г. он узнал об отказе Министерства социального развития Пермского края в предоставлении ему субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, в связи с тем, что в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» и разъяснениями Министерства социального развития от 18.06.2010г. за счет средств федерального бюджета жилье предоставляется только в случае выселения из занимаемого служебного помещения.

Считает отказ в предоставлении ему субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения неправомерным, противоречащим положениям ФЗ «О ветеранах». Бегишев согласно имеющемуся у него удостоверению ветерана Великой Отечественной войны имеет право на льготы, установленные ст.17 и ст.14 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах». Согласно справке об инвалидности ему установлена группа инвалидности вследствие общего заболевания бессрочно.

В силу пункта 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участником Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки – обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с ч.1 ст.23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14 Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.6.6 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. №21-п, контроль за исполнением Порядка осуществляет: Министерство социального развития Пермского края – в части формирования сводных списков граждан, подготовки проектов распоряжений Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый и плановый период.

В судебном заседании представитель Бегишева – Шестакова С.А. настаивала на заявленных доводах и требовании.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. Представитель Министерства социального развития Пермского края представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, в том числе прокурора, поддержавшего требование истца Бегишева Ю.Н., исследовав представленные материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Бегишев Ю.Н. является ветераном-участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ , согласно которой инвалидность Бегишеву установлена бессрочно.

Бегишев зарегистрирован и проживает в доме по адресу: <адрес>. Жилья в собственности не имеет.

Постановлением Главы Очерского городского поселения от 09.03.2010г. №92 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Бегишев был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. До настоящего времени с учета не снят.

Письмом администрации Очерского городского поселения от 22.02.2011г. №291 было сообщено, что Министерство социального развития Пермского края Бегишеву Ю.Н. сообщено, что ему отказано в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения со ссылкой на то, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанных в ст. 17 ФЗ «О ветеранах» категорий граждан предусмотрено в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений, в иных случаях обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вышеуказанных категорий граждан не предусмотрено.

Данный отказ суд признает незаконным по следующим основаниям.

В силу пункта 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Содержание п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" указывает на то, что данные положения распространяются на всех лиц, отнесенных Федеральным законом от 12 января 1995 г. к участникам Великой Отечественной войны. Таким образом, участники ВОВ, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, приравниваются к инвалидам войны и им предоставляются меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны.

Как следует из материалов дела, Бегишев Ю.Н. является участником ВОВ и инвалидом вследствие общего заболевания, в связи с чем Бегишев относится не только к категории участников Великой Отечественной войны, указанных в п.п. «з» п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», но и приравнен к категории «инвалидов Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах» и для данной категории граждан. При этом законодатель, распространив в силу п.2 ст. 15 Закона на участников ВОВ льготы, предоставленные инвалидам войны, не ограничил их перечнем.

В силу п.п.4 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 21.12.2009г., от 06.05.2010г.) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Из чего следует, что в соответствии с положениями п.п.4 п.1 ст.14 Закона, реализация права лиц данной категории (инвалиды ВОВ) на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем не связана со временем постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу п.п.1,2 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категории граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Согласно пункту 3.1, 6 ст.23.3 ФЗ «О ветеранах», по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2006г. № 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В целях реализации положений ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. № 21-п, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.3.1 Порядка, постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

В силу п. 3.3 Порядка, на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, Министерство социального развития Пермского края: формирует сводные списки граждан отдельно по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Порядка.

Согласно пунктам 4.1 - 4.4. Порядка, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам в форме субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения.

С учетом изложенного, Бегишев Ю.Н., являясь участником ВОВ и инвалидом вследствие общего заболевания, нуждающимся в улучшении жилищных условий, приравнен по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к инвалидам Великой Отечественной войны и в силу п.п. 4 п.1 ст. 14, п.п.2 п.З ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета, которое ранее не использовал. При таких обстоятельствах, Бегишев подлежал постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории инвалидов ВОВ в соответствии с п.п.4 п.1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» и имел право на получение мер социальной поддержки в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения. Поскольку учетное дело на Бегишева было направлено в Министерство социального развития Пермского края для решения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, Бегишев подлежал включению в сводный список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения по категории инвалидов ВОВ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Министерства социального развития Пермского края в предоставлении БЕГИШЕВУ Юрию Николаевичу субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения незаконным.

Обязать Министерство социального развития Пермского края включить БЕГИШЕВА Юрия Николаевича в сводный список граждан для предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Очерский районный суд.

Судья подпись

<данные изъяты>. Судья Г.П.Ерохина