гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района Пермского края в порядке ст. 45 ГПК РФ и ст. 251 ГПК РФ об оспаривании нормативного правового акта,



дело № 2-215

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2012 года г. Очер

Очерский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кляусовой И.В.,

при секретаре Шелгуновой Т.В.

с участием:

заявителя прокурора Щипицыной Ю.С.,

представителя ответчика Администрации Очерского муниципального района Пермского края Онориной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Очерского районного суда, гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района Пермского края в порядке ст. 45 ГПК РФ и ст. 251 ГПК РФ об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону Устава муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад «<данные изъяты>» со дня утверждения и обязании учредителя образовательного учреждения - Администрацию Очёрского муниципального района привести Устав МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» в соответствие с требованиями федерального законодательства, мотивируя свои доводы тем, что оспариваемые положения Устава детского учреждения не соответствуют требованиям федерального законодательства.

Прокурор Щипицына С.Ю. в судебном заседании требованиях настаивает. Пояснила, что прокуратурой Очерского района проведена проверка законности положений Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «<данные изъяты>» (утвержден постановлением и.о.главы Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ). При проведении проверки установлены противоречия отдельных положений Устава федеральному законодательству.

Так, пунктом 1.6 Устава МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» (далее МБДОУ) предусмотрено, что образовательное учреждение является учреждением общеразвивающего вида. При наличии необходимых условий и ресурсов может быть организована деятельность иных групп в соответствии с Типовым положением.

Данный пункт Устава противоречит требованиям п.8 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, которым установлены виды дошкольных образовательных учреждений, в том числе детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности). В соответствии с п.9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в учреждении могут создаваться группы в соответствии с выданной лицензией при условии соблюдения требований Типового положения, при необходимости могут создаваться определенные виды групп, определенные в п.9 Типового положения.

В пункте 1.7 Устава МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» (далее МБДОУ) установлены основные задачи учреждения, в том числе:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение интеллектуального, личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка;

помощь семьям, воспитывающим на дому.

Данный пункт Устава противоречит п.6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым основными задачами учреждения являются:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

воспитание с учётом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Пунктом 1.10 Устава МБДОУ установлено, что медицинское обслуживание детей обеспечивается закрепленным медицинским персоналом органов здравоохранения Очёрского муниципального района в соответствии с договором на оказание медицинских услуг.

Данный пункт не соответствует требованиям п.23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым медицинское обслуживание воспитанников детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Согласно пункту 1.14 Устава МБДОУ установлена ответственность учреждения за:

реализацию не в полном обьёме дошкольных образовательных программ в соответствии с воспитательными планами учреждения и графиком дошкольного образовательного процесса;

качество дошкольного образовательного процесса;

адекватность применяемых форм, методов и средств организации дошкольного образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, интересам детей;

жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса;

нарушение прав и свобод детей и работников учреждения;

иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Данный пункт Устава не соответствует требованиям п. 13 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым дошкольное образовательное учреждение в установленном законодательством РФ порядке несет ответственность за:

выполнение функций, отнесенных к его компетенции;

реализацию не в полном объёме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество образования своих воспитанников;

жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения;

иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.12 Устава МБДОУ установлено, что количество групп в учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования.

Данные требования находятся в противоречии с требованиями федерального законодательства о лицензировании образовательной деятельности, устанавливающими, что предельное количество обучающихся в образовательном учреждении определяется при лицензировании деятельности учреждения. Количество обучающихся не может быть скорректировано учредителем образовательного учреждения.

В силу требований ст.33-1 Закона РФ «Об образовании», Положения о лицензировании образовательной деятельности, Приказа Рособрнадзора об утверждении форм бланков лицензий на право образовательной деятельности и приложений к ней устанавливают обязательное наличие в лицензии сведений о предельном количестве обучающихся. Исходя из изложенного, наполняемость образовательного учреждения определяется требованиями лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Пунктом 2.14 Устава МБДОУ установлено, что при зачислении ребенка в образовательное убеждение родители (законные представители) должны предоставить: медицинскую карту, справку о состоянии здоровья ребенка, свидетельство о рождении ребенка и другие документы, определенные законодательством.

Данные требования в Уставе необоснованны, они противоречат требованиям п.26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Необходимость в представлении других документов в законодательстве не предусмотрена.

Пунктом 2.15 Устава МБДОУ устанавливается, что при зачислении детей в учреждение администрация учреждения должна учитывать особенности здоровья ребенка, его местожительство и просьбы родителей (законных представителей).

Данный пункт также противоречит общим основаниям зачисления детей в образовательное учреждение, установленным и приведенным выше требованиям п.26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, требованиям ст.5 Закона «Об образовании», устанавливающей гарантированные права граждан на общедоступность и бесплатность получения образования.

Пунктом 2.17 Устава МБДОУ установлено, что учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, определен перечень таких услуг, в том числе услуги педагога-психолога, учителя-логопеда и дефектолога.

Данный пункт находится в противоречии с требованиями п.20 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и ст. 14 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которыми дошкольное образовательное учреждение в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, может реализовывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Вопреки требованиям закона, определяющим основные цели и задачи деятельности учреждения, к числу дополнительных и оплачиваемых в п.2.17 Устава МБДОУ необоснованно отнесены услуги педагога-психолога, учителя-логопеда и дефектолога. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

Поскольку в соответствии с п.4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, то услуги перечисленных педагогов, при наличии специалистов в дошкольном образовательном учреждении, должны оказываться бесплатно, так как данные образовательные услуги направлены на развитие и обучение детей в образовательном учреждении.

Пунктом 3.1 Устава МБДОУ установлено, что участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники учреждения.

Данный пункт противоречит требованиям п.30 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, согласно которому участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.

Пункт 4.9 Устава МБДОУ предусматривает компетенцию заведующего образовательным учреждением.

При этом объем предусмотренных в Уставе полномочий заведующего не соответствует требованиям п.44 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым, заведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет
его по всех учреждениях и организациях;

распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в
пределах прав и в порядке, определенных законодательством РФ;

выдает доверенности;

открывает лицевой счёт в установленном порядке в соответствии с
законодательством РФ;

осуществляет приём на работу и расстановку кадров, поощряет работников
дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;

несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного
учреждения перед учредителем.

Пунктом 9.1% Устава МБДОУ установлено, что решение о внесении изменений и дополнений в Устав учреждения и утверждение Устава в новой редакции принимается учредителем.

Данный пункт противоречит п.42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, согласно которому Устав образовательного учреждения и изменения к нему принимаются общим собранием и утверждаются учредителем в установленном порядке.

Прокурор просит признать противоречащим закону Устава муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад «<данные изъяты>» со дня утверждения и обязании учредителя образовательного учреждения - Администрацию Очёрского муниципального района привести Устав МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Представитель ответчика Администрации Очерского муниципального района Пермского края Онорина М.А. исковые требования признала частично. Пояснила, что работа по приведению Устава детского сада «<данные изъяты>» в соответствие с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении буде проведена в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако она не может согласиться с правомерностью требований прокурора о признании противоречащим закону пунктов 2.15 и 4.9 Устава, поскольку при зачислении детей в учреждение администрация должна учитывать особенности здоровья ребенка, его местожительство и просьбы родителей (законных представителей). Кроме того, Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края обязала органы местного самоуправления производить учет детей, нуждающихся в получении дошкольного образования с целью закрепления территорий муниципального района за муниципальными образовательными учреждениями. Считает, что при приеме детей в детское учреждение должны учитываться место жительства ребенка, проживающего в прежде всего рядом с детским учреждением, а также просьбы родителей, у которых имеется место работы рядом с детским учреждением. Данные положения Устава не ограничивают права детей и их родителей. По компетенции заведующего детским садом, установленной в п. 4.9 Устава, пояснила, что полномочия заведующего расписаны более подробно, с тем, чтобы избежать в дальнейшем различных спорных ситуаций. Данный пункт Устава закону не противоречит.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое в соответствии с п.1 регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Постановлением администрации Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «<данные изъяты>». Устав принят собранием трудового коллектива (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.16-26).

Представитель ответчика Онорина М.А. признала исковые требования в части признания противоречащим закону пунктов 1.6, 1.7, 1.10, 1.14, 2.12, 2.14, 2.17, 3.1, 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11, 9.1 Устава муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад «<данные изъяты>» со дня утверждения и обязании учредителя образовательного учреждения - Администрацию Очёрского муниципального района привести Устав МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» в соответствие с требованиями федерального законодательства. Указанные изменения в Устав будут внесены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Сторонам разъяснялись положения ст. 173 ГПК РФ, согласно которым при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 16 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что Правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно.

По мнению суда, пункт 2.15 Устава дошкольного учреждения о том, что при зачислении детей администрация учреждения должна учитывать особенности здоровья ребенка, его местожительство и просьбы родителей (законных представителей), не противоречит Закону РФ «Об образовании».

Не противоречит Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении и пункт 4.9 Устава, который регламентирует компетенцию руководителя детского учреждения. Все полномочия заведующего детским учреждением в соответствии с пунктом 4.9. Устава не противоречат как Типовому положению, так и действующему законодательству РФ.

В соответствии с п.43 Типового положения, непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет заведующий.

Руководство дошкольным образовательным учреждением предполагает возможность руководителю издавать приказы, обязательные к выполнению работниками, утверждать правила внутреннего трудового распорядка и т.п.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет требования прокурора Очерского района частично.

Руководствуясь ст.198 ГПК, суд

решил:

Требования прокурора Очерского района Пермского края к Администрации Очерского муниципального района Пермского края о признании противоречащим закону Устава муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад «<данные изъяты>» удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству пункты 1.6, 1,7, 1.10, 1.14, 2.12, 2.14, 2.17, 3.1, 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11, 9.1 Устава МБДОУ детский сад «<данные изъяты>», Устав образовательного учреждения признать недействующим со дня утверждения.

Обязать учредителя образовательного учреждения - Администрацию Очёрского муниципального района привести Устав МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» в соответствие с требованиями федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья: подпись.

<данные изъяты> Судья И.В. Кляусова