Решение по иску о предоставлении жилого помещения



    Дело года

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ДД.ММ.ГГГГ 2011 года                                                                                                         г.Обь

Обской городской суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи              Захарова А.Ю.,

При секретаре                                            Харитоновой Ю.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов Жигановой Зои Ивановны о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор <адрес>, действуя в защиту интересов вдовы ветерана Великой Отечественной войны Жигановой, обратился в Обской городской суд с иском к Администрации <адрес> о понуждении данного органа к предоставлению Жигановой благоустроенного, отвечающего установленным требованиям жилого помещения по договору социального найма. Прокурор в заявлении указал, что Жиганова Зоя Ивановна 1934 года рождения, вдова участника Великой Отечественной войны ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, совместно с ней проживают ФИО2, ФИО3, ФИО4. Собственного жилья Жиганова Зоя Ивановна не имеет. Постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ Жиганова Зоя Ивановна поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указом № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Президент Российской Федерации постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В нарушение указанных положений Жиганова до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, вследствие чего прокурор просил суд вынести решение о возложении на Администрацию <адрес> соответствующей обязанности.

       В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Родин М.О. указанные выше требования подтвердил в полном объеме при аналогичной аргументации.

       Представитель ответчика – Администрации МО <адрес>, в судебное заседание не явился, направил в суд письменное заявление о признании иска в полном объеме.

      Суд, выслушав заявителя, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворить требование прокурора по следующим основаниям.

      В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований в случае, если также признание не затрагивает интересы третьих лиц и не противоречит закону.

      В данном случае, права третьих не нарушаются, признание соответствует закону, по следующим основаниям.

      Ст. 2 ФЗ РФ «О ветеранах» определяет, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

      Согласно представленным суду копиям удостоверений, Жиганова является вдовой участника Великой Отечественной войны, пенсионером,.

      Из ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах» следует, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 ФЗ РФ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны. При этом, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

       В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, Министерство регионального развития Российской Федерации в пределах своей компетенции разъяснило следующее ( Письмо №809-СК\07 от 18 января 2010 года):

1. В части необходимости признания ветеранов Великой Отечественной войны малоимущими при постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся:

- малоимущие;

- иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;

- иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.

2. В части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающих в неблагоустроенном жилье.

Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Следует отметить, что согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.

           Анализируя приведенное выше законодательство, суд приходит к выводу о том, что ветераны Великой Отечественной войны, а также члены их семей( в том числе вдовы), являются специальной категорией граждан, в отношении которых установлен отдельный порядок обеспечения их жилыми помещениями – к ним не подлежат применению нормы только Жилищного кодекса РФ, определяющие порядок предоставления жилья на условиях социального найма, поскольку по смыслу закона, термин – «нуждающийся в улучшении жилищных условий», используемый в ст. 15 ФЗ РФ «О ветеранах», не совпадает с правовой характеристикой аналогичного термина, используемого законодателем в ст. 49 ЖК РФ. По мнению суда, в данном случае нуждаемость ветерана Великой Отечественной войны или члена его семьи в улучшении жилищных условий, по смыслу закона, устанавливается в каждом конкретном случае исходя из состояния здоровья гражданина, условий его жизни, состава семьи, характеристик уровня благоустройства жилого фонда конкретного муниципального образования, то есть из возможности улучшения его жизнеобеспечения.

      Как следует из представленного суду заявления, Жиганова, как вдова ветерана Великой отечественной войны, встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, проживает в неблагоустроенном частном доме, своего жилого помещения не имеет.

     Следовательно, предоставление ей жилья на условиях социального найма будет соответствовать приведенному выше законодательству. Принимая во внимание различный уровень финансирования данной социальной программы, суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения данной обязанности в течение 6 месяцев в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

     Возложить на Администрацию <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно предоставить вдове участника Великой Отечественной войны Жигановой Зое Ивановне благоустроенное, отвечающее установленным требованиям жилое помещение по договору социального найма на территории <адрес>.

     Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                          ПОДПИСЬ                                           А.Ю. Захаров

<данные изъяты>