Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Обь Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ февраля 2011 года
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего Шинко Ж.А.
При секретаре Печеркиной И.А.,
Рассмотрев материалы гражданского дела по иску Соколова Виталия Викторовича к ОАО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Соколов В.В. обратился в суд с иском к ОАО «Авиакомпания «Сибирь» о компенсации стоимости приобретенных билетов, стоимости проезда до отеля в Тайланде, стоимости неиспользованного трансфера в размере 3998 рублей, стоимости суточного проживания в отеле Тайланда на всех членов семьи, неустойку, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, в котором указал следующее:
ДД.ММ.ГГГГ им были приобретены авиабилеты на рейс № по маршруту «Волгоград-Москва» в ОАО «Авиакомпания «Сибирь» для себя и своей семьи. Данная авиакомпания должна была ДД.ММ.ГГГГ перевести их в <адрес>, из которого они все по приобретенным через турагенство «ООО «<данные изъяты>» авиабилетам должны были отправиться в <адрес> (Тайланд) на отдых.
Вылет из <адрес> в <адрес> должен был состояться в 16 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем они все прибыли в аэропорт <адрес> в 14 часов 00 минут. Было объявлено, что по причине неблагоприятных метеорологических условий рейс был отложен на 1 час, затем рейс отложили еще несколько раз. В это же время, как они узнали, другие авиакомпании отправляли свои самолеты по маршруту «Волгоград-Москва». Соколов В.В. просил представителя авиакомпании «Сибирь» пересадить его и его семью на рейс другой авиакомпании, у которой не было проблем с отправкой самолетов в данном направлении. В данной просьбе ему было отказано.
В 23 часа 05 минут они должны были отправиться рейсом «Москва-Пхукет» из аэропорта Домодедово в <адрес>. Самолет приземлился в <адрес> в 23 часа 05 минут, в связи с чем они опоздали по вине ответчика на авиарейс «Москва-Пхукет». В связи с этим ими были приобретены в один конец другие билеты авиакомпании «Трансаэро» по маршруту «Москва-Пхукет». За указанную поездку они оплатили в общей сложности 88200 рублей 00 копеек. В связи с задержкой рейса они потерпели неудобства, ответчик не разместил их в гостинице вовремя (вплоть до 2 часов ДД.ММ.ГГГГ), не обеспечил питанием и напитками, что предусмотрено ст.99 ФАС «Общие правила воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». К тому же на борту им не было предоставлено горячее питание, за что было уплачено при обретении билетов. Также в результате задержки рейса по вине ответчика они не смогли воспользоваться суточным пребыванием на отдыхе, за которое было уплачено. ОАО «Авиакомпания «Сибирь» нарушила срок предоставления своей услуги по перевозке их <адрес> в <адрес>, в связи с чем ими были понесены убытки. Считают, что ответчик обязан возместить им стоимость билетов по маршруту «Москва-Пхукет» (88200 рублей), приобретенных из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей ОАО «Авиакомпания «Сибирь», стоимость проезда из аэропорта до отеля Таиланд (1000 рублей), стоимость неиспользованного трансфера (3998), стоимость суточного проживания в отделе Таиланда (6050 рублей)
Они обращались к ответчику с просьбой возместить им вышеуказанные убытки, но ответчик их требования в добровольном порядке не удовлетворил.
Также просят суд взыскать в их пользу неустойку в размере 3 процента от общей стоимости убытков за каждый день просрочки с момента отказа в удовлетворении в добровольном порядке претензии истца в размере 285834 рубля 24 копейки).
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей истцу были причинены нравственные и физические страдания, что подтверждается выписным эпикризом из ФГУ «3 ЦВКГ им Вишневского», размер морального вреда оценил в 50000 рублей. Также просит взыскать штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в их пользу.
Определением Знаменского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Соколова В.В. к ОАО «Авиакомпания Сибирь» о возмещении убытков, неустойки, компенсации морального вреда, в части стоимости приобретенных билетов на рейс «Москва-Пхукет» в размере 88200 рублей, стоимости проезда до отеля в Таиланде в размере 1000 рублей, стоимости неиспользованного трансфера в размере 3998 рублей, стоимости суточного проживания в отеле Таиланда на всех членов семьи в размере 6050 рублей, неустойки в размере 3 процентов за каждый день с момента получения претензии ДД.ММ.ГГГГ после невыполнения в добровольном порядке его требований в сумме 285834 руб. 24 коп., в пользу государства штрафа в размере 50 процентов, присужденной судом, было прекращено, сумма заявленного требования о взыскании морального вреда с ответчика в пользу истца уменьшена до 10000 рублей.
Истец Соколов В.В. в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Третьи лица- Соколова Е.В., Соколова Ж.Г., Соколов А.В. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, обратились в суд с заявлением с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Авиакомпания Сибирь» - Белоусов А.В. в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, полагая, что отсутствие реальной вины ответчика в нарушении срока договора воздушной перевозки, заключенного между истцом и ответчиком, подтверждается имеющейся в материалах дела справкой ОАО «Международный аэропорт Волгоград» №.11.-865 от ДД.ММ.ГГГГ0, которая подтверждает, что рейс № за ДД.ММ.ГГГГ был задержан по метеоусловиям аэропорта Домодедово, т.е. вины Ответчика в просрочке доставки истца в аэропорт назначения нет.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:
В соответствии со ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно ст.103 Воздушного Кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Таким образом, договор перевозки - услуга, предоставляемая перевозчиком пассажиру. Следовательно, к нему применимы общие положения Закона РФ "О защите прав потребителей" о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также главы 3 указанного выше Закона при оказании услуг.
Согласно ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Часть 2 ст.1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При подготовке к рассмотрению настоящего гражданского дела сторонам было разъяснено, что каждая из сторон должна доказывать как основание своих требований, так и возражений.
В материалах дела (л.д.150) имеется ответ на запрос суда Аэропортовского комплекса «Домодедово» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рейс С7 1165 «Москва-Волгоград» ДД.ММ.ГГГГ фактически был отправлен в 18-17 с задержкой в 04 часа 02 минуты, причина задержки вылета - прогноз и фактическая погода в пункте посадки (Волгограде), на запасных аэродромах и по маршруту не позволяла принять решение на вылет в соответствии с требованиями НПП-85 ГА (направление по производству полетов гражданской авиации).
Также в материалах дела (л.д.126) имеется ответ на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Домодедово слот аллокейшен», согласно которому задержка рейса по маршруту Москва-Волгоград ДД.ММ.ГГГГ S7-1165 произошла фактически в 18-17, плановое время отправления, в 14-00 в связи с прогнозом и фактической погоде в пункте посадки, на запасных аэродромах и маршруте не позволяет принять решение на вылет.
Из ответа на запрос суда ОАО «Международный аэропорт Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ №.11-865 (л.д.37) также следует, задержка рейса S7-1165 ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Волгоград-Москва (Домодедово) произошла по метеоусловиям Домодедово, фактическое время вылета из Волгограда ДД.ММ.ГГГГ - 21 час. 48 мин.
Из служебной записки дирекции по организации пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что задержка в вылете рейса S7-1166 из Волгограда была связана с поздним прибытием рейса S7-1165 Москва- Волгоград, самолет данного рейса произвел вылет из аэропорта «Домодедово» с задержкой 4 часа 2 минуты из-за ожидания воздушного суда с рейса 1154, который был вынужден произвести посадку на запасной аэродром в связи с плохими метеоусловиями в аэропорту «Домодедово».
Таким образом, вина ОАО «Авиакомпании Сибирь» в нарушении срока предоставления услуги по перевозке истца из <адрес> и в <адрес>, материалами дела не установлена, задержка рейса произошла по метеоусловиям.
Доказательств, подтверждающих обязанность ответчика предоставить другое воздушное судно для своевременной перевозки истца в пункт назначения, истцом не представлено, данная обязанность ответчика не следует и из имеющихся в материалах дела документов. Также отсутствует информация о наличии других рейсов, осуществляющих пассажирские перевозки ответчиком из Волгограда в Москву.
Согласно претензии Соколова В.В., направленной в ОАО «Авиакомпания «Сибирь» истец указал, что в нарушение п.99 ФАП «Общие правила воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», перевозчик не обеспечил его и членов его семьи прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов и не обеспечил горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов. В 21-00 (спустя 4 часа 30 минут ожидания) ему пришлось самому обратиться к представителю авиакомпании «Сибирь» с просьбой предоставить горче питание его семьей и другим пассажирам. Им пообещали эту просьбу выполнить, но через 10 минут объявили посадку и сказали, что горячее питание будет предоставлено на борту самолета. На борту самолета им сказали, что «на борту самолета горячее питание отменили с ДД.ММ.ГГГГ и предоставляется пассажирам только при продолжительности полета свыше четырех часов», и также сообщили, что «вас должны были накормить еще до объявления посадки» в Итоге его семья, а также остальные пассажиры, мало того просидели в зале ожидания более четырех часов без информации, так в течение всего этого времени не обеспечили ни напитками, ни горячим питанием.
Ответ ОАО «Авиакомпании «Сибирь» № от ДД.ММ.ГГГГ на данную претензию в части непредоставления прохладительных напитков и горячего питания возражений не содержит.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно п.99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время.
Как следует из ответаОАО «Международный аэропорт Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ №.11-865, задержка рейса S7-1165 ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Волгоград-Москва (Домодедово) произошла по метеоусловиям Домодедово, фактическое время вылета из Волгограда ДД.ММ.ГГГГ - 21 час. 48 мин., т.е. ожидание отправления рейса составило более четырех часов, в связи с чем прохладительные напитки и горячее питание для пассажиров данного рейса должно было быть обеспечено.
Пунктом 98 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" предусмотрено, что питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
Согласно маршрутной квитанции электронного билета пассажира Соколова Виталия в разделе информация о рейсе S7-1165 ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Волгоград-Москва (Домодедово) указано о предоставлении горячего питания.
Материалы дела не содержат доказательств того, что истец был информирован ответчиком об условиях обслуживания на борту воздушного суда до заключения договора воздушной перевозки или о том, что горячее питание истцу предоставлялось.
Таким образом, суд пришел к выводу, что в части предоставления прохладительных напитков и горячего питания истцу услуга по его перевозке ответчиком выполнена некачественно.
Ненадлежащее исполнение ответчиком указанных обязательств по предоставлению прохладительных напитков и горячего питания истцу в течение длительного времени свидетельствует о причинении ему физических и нравственных страданий, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить частично требования истца о взыскании морального вреда, с учетом характера и объема причиненных истцу страданий, степени вины ответчика, взыскать в возмещение морального вреда с ответчика в пользу истца 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Соколова Виталия Викторовича частично.
Взыскать в возмещение морального вреда за некачественно оказанную услугу по перевозке с ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу Соколова Виталия Викторовича 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток с момента изготовления в окончательной форме.
Судья (подпись) Ж.А.Шинко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>