Дело № 2-109\2012 года
Поступило в суд 10.01.2012 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.02.2012 г. г.Обь
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Захарова А.Ю.,
При секретаре Харитоновой Ю.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозжерина Н.В. к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в денежном выражении,
УСТАНОВИЛ:
Вступившим в законную силу приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
«Оправдать Мозжерина Николая Васильевича по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты>, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – за отсутствием в его действиях состава преступления.
Меру пресечения в виде содержания под стражей в СИЗО № <адрес> в отношении Мозжерина Н.В. отменить, освободив его из-под стражи в зале суда немедленно.
Признать за Мозжериным Н.В. право на реабилитацию».
Согласно приговору, Мозжерин в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно незаконно находился под стражей.
ДД.ММ.ГГГГ Мозжерин обратился в Обской городской суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании с данного органа в качестве компенсации морального вреда, вызванного незаконным содержанием под стражей в указанный период, 500 000 руб..
Представитель Министерства финансов РФ – эксперт юридического отдела УФК по НСО ФИО5, в судебном заседании просила суд оставить заявленное требование без удовлетворения указав, что основания возмещения морального вреда определены статьями 151,1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права) либо нарушающими имущественные права гражданина. Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда, возмещаемого гражданину, определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда с учетом требований разумности и справедливости. В обоснование причинения морального вреда вследствие незаконного уголовного преследования истец указывает - сам факт нахождения в заключении, лишение возможности работать, общаться с друзьями, продолжать активную общественную жизнь. Однако, приведенные доводы не подтверждаются представленными доказательствами по делу. Более того, как следует из приговора и иных представленных документов, истец до заключения по стражу нигде не работал, сведения об активной общественной жизни отсутствуют. Также, согласно постановлению об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу от ДД.ММ.ГГГГ, Мозжерин участковым уполномоченным по месту жительства характеризуется отрицательно, данная характеристика соответствует материалам дела. Поскольку, согласно ст. 1101 ГК РФ характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего, эти фактические данные подлежат учету при вынесении решения, требуемая Мозжерным сумма необоснованно завышена, решение суда должно учитывать размер морального вреда, его обоснованность с учетом принципа разумности и справедливости. Вместе с тем, в иске не указывается, за счет каких средств должно быть произведено взыскание, поскольку Минфин России и УФК по Новосибирской области являются самостоятельными юридическими лицами и не отвечают по обязательствам друг друга.
Прокурор в судебном заседании указал на необходимость удовлетворения заявленного в иске требования с уменьшением размера требуемой денежной компенсации.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 134 УПК РФ, суд в приговоре, определении, постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию.
Согласно ч. 2 ст. 136 УПК РФ, иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Данная статья содержит общие основания денежной компенсации морального вреда, конкретные основания компенсации морального вреда содержатся в ст. 1100 ГК РФ. Так, в соответствии с абзацем 3 ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
При разрешении возникшего спора в настоящем случае нельзя руководствоваться одной лишь статьей 151 ГК РФ, необходимо руководствоваться и статьей 1100 ГК РФ. По их смыслу и взаимной связи, правом на компенсацию морального вреда независимо от вины причинителя вреда законодатель наделил только гражданина, которому вред причинен в результате его, в частности, незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Следовательно, в силу прямого указания закона, сам факт незаконного нахождения под стражей является основанием к компенсации морального вреда.
В силу положений ст. 71 ГПК РФ, учитывая наличие вступившего в законную силу оправдательного приговора <данные изъяты>, факт незаконного нахождения Мозжерина под стражей в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ нашел свое полное подтверждение, следовательно - требование Мозжерина о компенсации морального вреда, вызванного данным обстоятельством, является законным и обоснованным.
В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Исходя из смысла закона, основания, по которым обвиняемый был оправдан и в отношении его прекращено уголовное преследование, не имеет правового значения при определении размера компенсации морального вреда. Как разъяснил Пленум ВС РФ №17 от 29.11.2011 года (п. 21), при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
Как видно из материалов дела, в отношении Мозжерина в течение длительного времени совершались незаконные действия, он незаконно с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, то есть 6 месяцев и 20 дней содержался под стражей, в помещении камерного типа, был лишен возможности осуществлять часть основных, гарантированных Конституцией РФ, прав гражданина Российской Федерации ( права на свободу передвижения, права на труд и т.д.), имеет семью - супругу и двух малолетних детей, с которыми проживал совместно и был в течение этого времени лишен возможности осуществлять родительские права и общаться с семьей. Вместе с тем, Мозжерин до задержания и избрания в отношении его меры пресечения в виде содержания под стражей, нигде официально не работал, ранее судим к условной мере наказания.
Исходя из совокупности этих фактических данных и цены иска, суд считает возможным взыскать с Министерства финансов РФ в пользу Мозжерина в качестве компенсации морального вреда сумму в размере 250 000 руб..
Вместе с тем, ст. 1070 ГК РФ определяет следующее - вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Следовательно, данная сумма подлежит взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Мозжерина Н.В. удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Мозжерина Николая Васильевича <данные изъяты> в возмещение морального вреда, вызванного незаконным содержанием под стражей, с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 250 000 ( двести пятьдесят тысяч ) руб. 00 коп..
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья ПОДПИСЬ А.Ю. Захаров
<данные изъяты>