Решение по жалобе на постановление



Дело № 12-16/2012

Поступило в суд 06.03.2012

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

г.Обь Новосибирской области «28» марта 2012 года

Судья Обского городского суда Новосибирской области Шинко Ж.А., рассмотрев в порядке, установленном главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на постановление административной комиссии Администрации <адрес> НСО от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Открытого акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор»,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» обратилось в Обской городской суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, в котором указало следующее:

Постановлением административной комиссии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (далее - Административный орган) Открытое акционерное общество по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях в <адрес>» (далее - Закон НСО), выразившееся в том, что на переходном мосту по <адрес> обнаружены грязь, мусор, наледь и Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Считают данное постановление Административного органа незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

1. Постановление об административном правонарушении вынесено на основании протокола об административном правонарушении №б/н от ДД.ММ.ГГГГ составленного инспектором по контролю за соблюдением правил благоустройства в <адрес> <данные изъяты> Административная ответственность, предусмотренная ст. 8.22 Закона НСО основана на нарушении Обществом п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 6.8.4.1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории <адрес> (Приложение к решению 33 сессии совета депутатов муниципального образования <адрес> второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Правила). Пунктом 1.5.1 Правил предусмотрено, что «контроль за выполнением требований настоящих правил возлагается на административно-техническую инспекцию <адрес>, отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации города, отдел архитектуры и градостроительства Администрации города». Согласно указанных положений Правил, орган по контролю за соблюдением благоустройства в лице должностного лица - инспектора Н<данные изъяты> не является полномочным на проведение проверки и составление протокола об административном правонарушении по п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 6.8.4.1 Правил.

2. Пунктом 1.5.1 Правил установлено: «ведомственный контроль за выполнением требований настоящих правил на закрепленных в установленном порядке территориях осуществляют службы заказчиков, обеспечивающих выполнение подрядными организациями договорных обязательств». Между Обществом и Государственным казенным учреждением <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» (далее-ТКУ-ТУАД НСО») по итогам открытого аукциона в электронной форме заключен ДД.ММ.ГГГГ государственный контракт на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог <адрес>, относящихся к сети автомобильных дорог общего пользования <адрес> и сооружений на них: автомобильная дорога К-24 «Новосибирск - аэропорт Толмачева», протяженностью 6,733 км. (далее - государственный контракт). Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ № ОС-28/1270-ис: «В соответствии с конечной целью деятельности дорожной службы на ее подразделения возлагаются обязанность по организации по содержанию и ремонту, архитектурному оформлению и благоустройству дорог».

Таким образом, в своей работе по содержанию автомобильной дороги Общество руководствуется государственным контрактом, заключенным в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по результатам аукциона, а не Правилами.

Объект - переходной мост, принадлежит не Администрации <адрес>, а сибирской области, и передан в оперативное управление ГКУ «ТУАД НСО» и ответственность за его содержание Общество несет перед ГКУ «ТУАД НСО». Заказчиком производства работ выступает ГКУ «ТУАД НСО», следовательно, контроль за выполнением требований необходимых документов, в том числе Правил, а также за осуществление благоустройства дорог дорожных сооружений должен осуществлять непосредственно заказчик - ГКУ «ТУАД НСО».

3. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В постановлении административной комиссии указано, что нарушение выявлено в 9 час. 19 минут ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в обнаружении грязи, мусора, наледи на переходном мосту по <адрес> п. 3.1.1. приложения Руководства по оценке уровня и содержания автомобильных дорог (Временное), утвержденное распоряжением Росавтодора №ИС-28/8939-ис от ДД.ММ.ГГГГ, срок очистки тротуаров (искусственных сооружений) в населенных пунктах не более 1 суток. В Протоколе об административном правонарушении указан единичный момент осмотра переходного моста (время осмотра - 9 час. 19 мин.), который не подтверждает фактическое выполнение со стороны Общества обязательств, принятых на себя по государственному контракту. Общество в соответствии с принятыми на себя обязательствами по государственному контракту осуществляет выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений согласно установленным нормам и правилам. Следовательно, в протоколе об административном правонарушении не доказан факт совершения административного правонарушения Обществом, отсутствует состав правонарушения и доказательства вины Общества.

4 Согласно ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Кроме того, пунктом 1 ст. 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в частности, в протоколе об административном правонарушении указываются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В соответствии с ч.3 названной статьи при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

В протоколе об административном правонарушении отсутствуют подписи законного представителя юридического лица. Следовательно, при нарушении установленной процедуры составления протокола в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ он не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательств делает его недопустимым.

5. Постановление об административном нарушении вынесено в отношении филиала Обское ДРСУ. В соответствии со ст.8.22 Закона НСО нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Поскольку в санкциях норм как Закона НСО, так и КоАП РФ нет такого субъекта как филиал юридического лица, филиал не может быть привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения. Согласно абз.1 п. 3 ст. 55 ГК РФ филиал не является юридическим лицом. Он наделяется имуществом юридического лица, создавшего его, и действует на основании утвержденного данным лицом положения. Следовательно, за административные правонарушения, связанные с деятельностью филиала, ответственность несет юридическое лицо (см. Постановления ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФОЗ- А16/04-2/2767, ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф04-6013/2008(12817-А27-6), ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № А12-35641/04-С28, ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф08-5508/2005-2174А, ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф09-949/05-АК).

6. Согласно ст. 15.2 Закона НСО протокол о совершении административного правонарушения должен быть составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ. В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Как указано в п. 24 Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности необходимо проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Административным органом не предпринимались действия по уведомлению о времени и месте составления протокола (постановления) об административном правонарушении и рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности по юридическому адресу. Участвующий при рассмотрении дела <данные изъяты>А. не является руководителем филиала, не имеет доверенности, не является законным представителем Общества и не обладает полномочиями на участие в составление протокола об административном правонарушении и рассмотрении указанного административного дела, и подписании постановления об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

7. В нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.3, 26.11 КоАП РФ Административным органом при рассмотрении в отношении Общества дела об административном правонарушении в постановлении об административном правонарушении не были взяты объяснения Общества, и, следовательно, не может быть дана оценка фактическим обстоятельствам.

В соответствии с п. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, Административным органом при рассмотрении в отношении Общества административного дела не исследованы доказательства и обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе - обстоятельства, подтверждающие наличие или отсутствие события административного правонарушения, а так же вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое устанавливается ч. 1 ст. 8.6. КоАП РФ.

В связи с не исследованием Административным органом доказательств и обстоятельств, имеющим значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, оспариваемое Обществом постановление не отвечает требованиям к его содержанию, из положений статей 26.1, 26.2, 29.10 КоАП Российской Федерации, является не мотивированным, и подлежит отмене, как незаконное.

Представитель Открытого акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» <данные изъяты>С. в судебном заседании просил отменить обжалуемое постановление по основаниям, изложенным в заявлении.

Суд, изучив письменные материалы дела, пришел к выводу о необходимости данное постановление отменить по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями ст.29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Согласно положениями п.2 ч.1 ст.29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу.

Статьей 29.7 ч.1 п.2,3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; а также проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

Также ст.29.8 Кодекса РФ об административном правонарушении предусмотрены требования, предъявляемые к протоколу о рассмотрении дела об административном правонарушении при рассмотрении дела коллегиальным органом, где указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в отношении Обского дорожно-ремонтно-строительного управления филиала ОАО «Новосибирскавтодор», суд пришел к выводу, что при рассмотрении административной комиссией администрации <адрес> указанного дела не выполнены требования перечисленных судом норм уголовно-процессуального законодательства, соглашаясь в данной части с доводами Открытого акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор», что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу Открытого акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» удовлетворить.

Постановление административной комиссии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в отношении Обского дорожно-ремонтно-строительного управления филиала ОАО «Новосибирскавтодор» ОТМЕНИТЬ.

Дело об административном правонарушении в отношении Обского дорожно-ремонтно-строительного управления филиала ОАО «Новосибирскавтодор» направить на новое рассмотрение в административную комиссию <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток.

Судья (подпись) Ж.А.Шинко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>