о призанинии бездействия незаконными и о понуждению к исполнению обязательств



                                       

Решение вступило в силу: 17.08.2010 года.

Дело № 2-360 (2010)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата

Облученский районный суд ЕАО в составе судьи Папуловой С.А.,

при секретаре судебного заседания Нурисламовой О.А.,

с участием помощника прокурора Облученского района ЕАО Холманских Т.А.,

представителя администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО С.,

представителя администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» и о понуждению к исполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Облученского района (далее прокурор) обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» незаконным и о понуждении к исполнению обязательств.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Хинганское городское поселение» к эксплуатации в зимний период 2010-2011 года. Результаты проведенной проверки свидетельствуют об отсутствии проводимых работ по подготовке к отопительному периоду.

Положения пунктов 4, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее закон) организацию теплоснабжения в границах поселения, снабжение населения топливом, организацию содержания муниципального жилищного фонда, относят к вопросам местного значения городских и сельских поселений.

Порядок эксплуатации, проведения капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, в том числе и в зимний период определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 года № 170 и являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления (далее – Правила).

Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в их числе имущество, предназначенное для теплоснабжения населения. 

В части 5 этой же статьи подчеркнуто, что имущество муниципальных образований должно использоваться только для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Если у муниципального образования возникают права собственности на иное имущество, это имущество должно быть перепрофилировано либо отчуждено.

В соответствии с требованиями ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Объекты ЖКХ, переданные в собственность МО «Хинганское городское поселение» не закреплены за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления, следовательно, для его использования в целях обеспечения жизнедеятельности должно быть передано иным хозяйствующим субъектам по результатам конкурсного отбора.

Из иска прокурора следует, что до настоящего времени в Хинганском городском поселении хозяйствующий субъект, который будет предоставлять населению услуги теплоснабжения, используя муниципальное имущество (котельное оборудование, расположенное в здании центральной котельной п. Хинганск) не определен в результате бездействия исполнительного органа местного самоуправления поселения.

Договор аренды имущества ЖКХ (в частности котельного оборудования, находящегося в здании центральной котельной п. Хинганск)  городским поселением с управляющей организацией ООО «компания»  заключен 01.07.2010 года, срок действия которого истекает 31.07.2010 года. Краткосрочность заключенного договора аренды не может свидетельствовать о дальнейшем выполнении обязательств управляющей организации по договору управления многоквартирными домами в отопительный период 2010/2011 годов, в частности надлежащего использования имущества по целевому назначению, предоставлению населению услуг теплоснабжения. Данной организацией на сегодняшний день не заключены договоры – поставки твердого топлива ввиду неопределенности законности своего положения по отношению к муниципальному имуществу (котельного оборудования, находящегося в здании центральной котельной п. Хинганск).

Вместе с тем, на проведение необходимых процедур (объявление конкурса, заключение договора аренды, заключение договора-поставки твердого топлива, поставка твердого топлива в поселение) требуются временные затраты, срок окончания которых явно выйдет за пределы 15.09.2010 года.   

Бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» выражается в непринятии своевременных мер по оформлению документов на котельное оборудование, подтверждающих право собственности, что препятствует объявлению конкурса на право заключения договоров аренды, определению организации, которая будет использовать указанное имущество по целевому назначению (оказывать услуги теплоснабжения), а так же своевременному (к 15.09.2010 года) обеспечению населения п. Хинганск 100-дневному запасу топлива.

Пунктом 2.4.4. дополнительного соглашения к соглашению от 24.12.2009 года администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» взяла на себя обязательства по осуществлению части полномочий органов местного самоуправления Хинганского городского поселения по осуществлению контроля надлежащей подготовки к осенне-зимнему периоду 2010/2011 годов.

В свою очередь, бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» по распоряжению муниципальным имуществом (объектами ЖКХ) лишает возможности осуществления полномочий теплоснабжения населения поселка Хинганск по дополнительному соглашению администрацией МО «Облученский муниципальный район». Администрация муниципального района, возложив на себя обязанности организации теплоснабжения населения в Хинганском городском поселении, не сможет своевременно обеспечить и проконтролировать выполнение основных мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и ТЭК в осенне-зимний период 2010-2011 гг., в числе которых: обеспечение накопления 100-дневного запаса топлива в соответствии с приложенным графиком до начала отопительного периода 2010/2011 года.

Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод и т.д.

Бездействие органа местного самоуправления Хинганского городского поселения создает препятствия к своевременному и планомерному накоплению энергетического ресурса (твердого топлива «угля»), что в свою очередь может повлечь причинение крупного ущерба системам жизнеобеспечения, нанесению вреда здоровью граждан, наступлению иных тяжких последствий, нарушению прав граждан на нормальные условия жизнедеятельности.

Также из иска следует, что согласно ст.ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население Хинганского городского поселения ввиду невозможности их персонифицировать, в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих.

Прокурор, как следует из заявления, просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение», выразившееся в непринятии своевременных мер по распоряжению муниципальным имуществом – котельным оборудованием, по его оформлению и передаче для использования хозяйствующему субъекту. Обязать администрацию муниципального образования «Хинганского городское поселение» в срок до 15 августа 2010 года обеспечить передачу имущества хозяйствующему субъекту (оборудования котельных) посредством проведения конкурса на право заключения договора аренды имущества и заключения договора аренды имущества с победителем конкурса.

В судебном заседании помощник прокурора Холманских Т.А. требования поддержала и уточнила, просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, выразившееся в непринятии своевременных мер по распоряжению муниципальным имуществом – котельного оборудования, по его оформлению и передаче для использования хозяйствующим субъектом. Просила обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» в срок до 15 сентября 2010 года обеспечить передачу котельного оборудования: котлов КВР – 1,0 Б – 4 шт., котлов КВР КБ – 4 шт., вентиляторов радиальных ВЦ 14-46(2,2 кВт) – 8 шт., дымососов ДН 9 с дв. 15/1500 – 2 шт., задвижек Ф100 – 18 шт., 50 – 30 шт., 32 – 8 шт., задвижек Ф250 – 2 шт., 200 – 4 шт., 150 – 7 шт., насосов ЦБ 200Д/90 – 3 шт., установки золошлакоудаления, дымовой трубы, теплотрассы 7081 м., наружных сетей электроснабжения, здания насосной 1 подъема, скважины водяной № 1,2, водопровода внешнего, насосов ЦНС 75 кВт, насоса ЦНС 100 кВт, насоса дренажного № 2 (4 кВт), насоса ЭЦВ10, насоса ЦНС 50 кВт, насоса ЭЦВ8, задвижек Ф200 7шт, щита ВРУ, щита ЩО, электросчетчика в здании ТП №8, посредством проведения конкурса на право заключения договора аренды имущества и заключения договора аренды имущества с победителем конкурса.

Представитель заинтересованного лица - представитель администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО С. заявленные требования признал в полном объеме, суду пояснил, что в настоящее время администрацией Хинганского городского поселения решается вопрос о проведении конкурса на право заключения договора аренды котельного оборудования.

Представитель администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" М. суду пояснила, что администрация приняла на себя полномочия по контролю за деятельностью ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса в части предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества, осуществление контроля за выполнением основных мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования "Облученский муниципальный район" к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года, осуществление контроля за графиком накопления 100-дневгого запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок городских и сельских поселений муниципального образования "Облученский муниципальный район" на отопительный период 2010/2011 года. Передача администрацией «Хинганского городского поселения» муниципального имущества в аренду русурсоснабжающей организации без конкурса противоречит законодательству.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В порядке главы 25 ГПК РФ прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение», выразившееся в в непринятии своевременных мер по распоряжению муниципальным имуществом – котельного оборудования, по его оформлению и передаче для использования хозяйствующим субъектом в соответствие с требованиями ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Прокурор вправе согласно требованиям ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ввиду невозможности их персонифицировать в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержания и применения законов, деятельность законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьями 41, 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Условия быта относятся к социальным факторам среды обитания человека.

Согласно ст. 8 названного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения поселения.

Статьей 17 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом "О теплоснабжении".

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 6).

Из Устава муниципального образования «Хинганское городское поселение»  Облученского муниципального района Еврейской автономной области, принятого решением Собрания депутатов от 10.08.2005 года № 16, следует, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 27 данного Устава организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к полномочиям администрации городского поселения.

Постановлением администрации Хинганского городского поселения от 15.02.2010 года № 7 утверждены основные мероприятия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования «Хинганское городское поселение» к работе в осенне-зимний период 2010/2011 годов, установлен срок полной готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Хинганское городское поселение» к работе в осенне-зимний период 2010/2011 годов до 15.09.2010 года с оформлением паспортов готовности объектов, населенных пунктов до 10.10.2010 года.

В соответствии с требованиями ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Объекты ЖКХ, переданные в собственность МО «Хинганское городское поселение» не закреплены за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления, следовательно, для его использования в целях обеспечения жизнедеятельности должно быть передано иным хозяйствующим субъектам по результатам конкурсного отбора.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени в Хинганском городском поселении хозяйствующий субъект, который будет предоставлять населению услуги теплоснабжения, используя муниципальное имущество (котельное оборудование, расположенное в здании центральной котельной п. Хинганск) не определен в результате бездействия исполнительного органа местного самоуправления поселения.

Договор аренды имущества ЖКХ (в частности котельного оборудования, находящегося в здании центральной котельной п. Хинганск)  городским поселением с управляющей организацией ООО «ПРОТЭЖ+» заключен 01.07.2010 года, срок действия которого истекает 31.07.2010 года. Краткосрочность заключенного договора аренды не может свидетельствовать о дальнейшем выполнении обязательств управляющей организации по договору управления многоквартирными домами в отопительный период 2010/2011 годов, в частности надлежащего использования имущества по целевому назначению, предоставлению населению услуг теплоснабжения.

Бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» выражается в непринятии своевременных мер по объявлению конкурса на право заключения договоров аренды, определению организации, которая будет использовать указанное имущество по целевому назначению (оказывать услуги теплоснабжения), а так же своевременному (к 15.09.2010 года) обеспечению населения п. Хинганск 100-дневному запасу топлива, в связи с требования прокурора заявлены обосновано и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, учитывая требования п. 2.6.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 считает необходимым установить срок администрации до 15 сентября 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258, ст. 206, 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» и о понуждению к исполнению обязательств удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, выразившееся в непринятии своевременных мер по распоряжению муниципальным имуществом – котельного оборудования, по его оформлению и передаче для использования хозяйствующим субъектом.

Обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» в срок до 15 сентября 2010 года обеспечить передачу котельного оборудования: котлов КВР – 1,0 Б – 4 шт., котлов КВР КБ – 4 шт., вентиляторов радиальных ВЦ 14-46(2,2 кВт) – 8 шт., дымососов ДН 9 с дв. 15/1500 – 2 шт., задвижек Ф100 – 18 шт., 50 – 30 шт., 32 – 8 шт., задвижек Ф250 – 2 шт., 200 – 4 шт., 150 – 7 шт., насосов ЦБ 200Д/90 – 3 шт., установки золошлакоудаления, дымовой трубы, теплотрассы 7081 м., наружных сетей электроснабжения, здания насосной 1 подъема, скважины водяной № 1,2, водопровода внешнего, насосов ЦНС 75 кВт, насоса ЦНС 100 кВт, насоса дренажного № 2 (4 кВт), насоса ЭЦВ10, насоса ЦНС 50 кВт, насоса ЭЦВ8, задвижек Ф200 7шт, щита ВРУ, щита ЩО, электросчетчика в здании ТП №8, посредством проведения конкурса на право заключения договора аренды имущества и заключения договора аренды имущества с победителем конкурса.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья С.А. Папулова