о признании незаконным бездействия администрации МО `Облученский муниципальный район` и о понуждении к исполнению обязательств



Решение вступило в силу: 02.11.2010 года.

Дело № 2-423/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата

Облученский районный суд ЕАО в составе судьи Папуловой С.А.,

при секретаре судебного заседания Вдовине А.В.,

с участием:

помощника прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В.,

представителя заинтересованного лица - представителя администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» М., действующей на основании доверенности.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» и о понуждении к исполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Облученского района обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» и о понуждении к исполнению обязательств.

Свои заявленные требования прокурор мотивирует тем, что в сентябре 2010 года прокуратурой Облученского района с привлечением специалистов ГИБДД УВД по Еврейской автономной области проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и законодательства о безопасности дорожного движения. Результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности исполняются администрацией муниципального района ненадлежащим образом, с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и законодательства о безопасности дорожного движения.

Из иска прокурора следует, что в нарушение требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, ГОСТ Р 52289-2004, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, на отдельных участках автодороги «Пашково-Радде» (со 2 по 3 км, с 6 по 12 км., с 13 по 20 км., с 14 по 29 км., с 30 по 28 км.) имеются неровности, ямочность, колейность дорожного покрытия, на 29 км. + 200 метров наличествует пробоина дороги протяженностью 1,5 м. Дорога «Подъезд к совхозу «Пашковский» имеет наличие ямочности дорожного покрытия на всей протяженности дороги.

Также в неудовлетворительном состоянии находятся система средств организации дорожного движения вышеуказанных автодорог (дорожные знаки).

В нарушение пункта 5.17.15 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 6.13. отсутствует на всем протяжении автомобильной дороги «Пашково - Радде».

В нарушение п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует знак 5.16 (место остановки автобуса и (или) троллейбуса), на автобусной остановке на выезде из п. Пашково, на автомобильной дороге «Подъезд к совхозу «Пашковский».

В нарушение п. 5.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 не установлен знак 1.11.1 (опасный поворот) на 5м км + 500 м, на 13м км. +500 м автомобильной дороги «с. Пашково - с. Радде».

Прокурор считает, что приведенные выше результаты обследования дорог местного значения общего пользования Облученского муниципального района «с. Пашково - с. Paддe», «Подъезд к совхозу Пашковский» свидетельствуют о бездействии со стороны собственника автомобильных дорог администрации Облученского муниципального района по исполнению обязательств в области ремонта, содержания автомобильных дорог и обеспечении безопасности дорожной деятельности на территории района. Факты нарушений требований нормативных актов, указанные в заявлении, могут привести к негативным последствиям в виде повышения автотранспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью людей.

Прокурор, как следует из заявления, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район», выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Облученского муниципального района «Пашково - Радде», «Подъезд к совхозу Пашковский» и средств организации дорожного движения, расположенных на вышеуказанных автомобильных дорогах, обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» в срок до 01.04.2011 провести ямочный ремонт дорожного покрытия на автомобильной дороги «с. Пашково - с. Радде» (со 2-го по 3-й километр, с 6-го по 12-й километр, 13-го по 20-й километр, с 14-го по 29 километр, с 30 по 28 километр), автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Пашковский». Также прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» установить дорожные знаки 6.13. (километровый знак), на протяжении автомобильной дороги «с. Пашково - с. Радде»; установить дорожный знак 5.16 (место остановки автобуса и (или) троллейбуса), на автобусной остановке на автомобильной дороге «Подъезд к совхозу «Пашковский», на выезде из с. Пашково; установить дорожные знаки 1.11.1 на 5м км + 500 м, на 13м км. +500 м. автомобильной дороги «с. Пашково - с. Радде»

В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, суду пояснила, что на основании полномочий, предоставленных прокурору федеральным законом, была проведена проверка состояния дорог «Пашково – Радде» «Подъезд к совхозу Пашковский» с участием специалиста инспектора ГИБДД УВД ЕАО П. Результаты проведенной проверки были изложены в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, при этом был использован бланк приложения к п.п. 102.7.4 наставления по службе дорожной инспекции и организации дорожного движения Госавтоинспекцией. Поскольку в настоящее время на указанных автомобильных дорогах из-за несоответствия их требованиям стандарта создались опасные условия для неопределенного круга лиц, которые пользуются этими дорогами, что ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, окружающую среду, просит суд удовлетворить требования о возложении на администрацию района обязанности привести вышеуказанную дорогу в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленным ГОСТом, а именно в срок до 01 апреля 2011 года:

- провести ямочный ремонт дорожного покрытия на автомобильной дороги «с. Пашково – с. Радде» (со 2 го по 3й километр, с 6 го по 32 й километр), автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Пашковский».

- установить дорожные знаки 6.13 (километровый знак), на протяжении автомобильной дороги «с. Пашково – с. Радде»;

- установить дорожный знак 5.16 (место остановки автобуса и (или) троллейбуса), на автобусной остановке на автомобильной дороге «подъезд к совхозу «Пашковский» на выезде из с. Пашково;

- установить дорожные знаки 1.11.1 на 5м км + 500 м, на 13м км. +500 м. автомобильной дороги «с. Пашково - с. Радде».

Представитель заинтересованного лица - представитель администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» М. заявленные требования не признала, суду пояснила, что районная администрация 20.09.2010 года заключила муниципальный контракт №141-02/2010 на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пашково – Радде», согласно п.4 настоящего контракта подрядчик обязуется выполнить устройство оснований и покрытий из песчано–гравийных смесей, для устранения дефектов дорожного покрытия. Срок выполнения работ установлен до 15 октября 2010 года. Данный муниципальный контракт выполнен не в полном объеме, однако в настоящее время работы ведутся. Решением Собрание депутатов от 22.09.2010 года № 235 назначены публичные слушания по проекту решения «Об утверждении районной целевой программы «Сохранность и ремонт сети автомобильных дорог Облученского муниципального района на 2011-2013 годы». В указанную программу внесены мероприятия по ремонту автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Пашковский», а также установка дорожных знаков на автомобильных дорогах «Подъезд к совхозу Пашковский», «Пашково-Радде», со сроком реализации в 2013 году.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу и дополнительно представленные документы, суд считает заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В порядке главы 25 ГПК РФ прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район", выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Облученского муниципального района и средств организации дорожного движения, расположенных на территории поселения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к числу которых относятся заявленные прокурором Облученского района по настоящему делу требования, поскольку это напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

В ст. 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-правовыми полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачами, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальным уровнем.

В соответствии со ст.ст. 2 и 18 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ (далее – Закон об автомобильных дорогах) определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном правев соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7); ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплутационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п.11).

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (п. 10 ст. 6 указанного закона).

Согласно решения Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район" от 09.09.2009 № 93 (с дополнениями от 22.09.2010 № 233) «Об утверждении реестра муниципальной собственности муниципального образования "Облученский муниципальный район" в перечне автомобильных дорог общего пользования, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования "Облученский муниципальный район" значатся автомобильные дороги «Подъезд к совхозу Пашковский», «Пашково-Радде».

Статьей 13 указанного выше закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6), утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджете на указанные цели (п. 11).

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о БДД) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, то есть на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о БДД органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу ст. 3 Закона о БДД - основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Статьей 24 Закона о БДД предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской гарантируются государством и обеспечиваются путем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

Согласно Устава МО «Облученский муниципальный район», утвержденным решением районного Собрания от 14.07.1999 г. № 18, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательство РФ отнесена в компетенции администрации района.

Положениями п.1 ст.6 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что технические регламенты принимаются, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан.

Согласно государственному стандарту РФ Р50597–93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1994 г. № 221 все требования стандарта являются обязательными инаправлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. ГОСТ Р 50597-93 также устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, к покрытию дорог, тротуару обочин, состоянию дорожных знаков, разметки, ограждений. В соответствии сп. 3.1.1., 4.1.1. Госстандарта РФ от 11.10.1994, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств со скоростью,разрешенной Правилами дорожного движения.

Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными в соответствии с ГОСТ Р 52290 - 2004 и размещенными в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2004 в установленном порядке дислокацией.

В судебном заседании судом не было установлено какого-либо бездействия со стороны администрации муниципального образования «Облученский муниципальный контракт» по не проведению ямочного ремонта дорожного покрытия на автомобильной дороге «с. Пашково – с. Радде», к данному выводку суд пришел исходя из следующего.

Распоряжением и.о. главы администрации муниципального района № 231 от 26.07.2010 года «О проведении открытого конкурса для муниципальных нужд» объявлен конкурс на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пашково – Радде».

Первым заместителем главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пашково – Радде» Облученского муниципального района.

Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытию доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе «Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пашково – Радде» Облученского муниципального района № 4 от 03.09.2010 года следует, что на заседании единой комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе, вскрыт один конверт, в котором содержалась заявка на участие в конкурсе с наименованием юридического лица ООО «Дорожник» ЕАО г. Облучье ул. Пашковское шоссе д.1.

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 4 от 07.09.2010 года конкурс был признан несостоявшимся, принято решение о необходимости заключения муниципального контракта с единственным участником - с ООО «Дорожник».

В судебном заседании установлено, что 20 сентября 2010 года Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» и ООО «Дорожник» заключен муниципальный контракт подряда для нужд муниципального образования № 141-02/2010. С условиями, которого ООО «Дорожник» (подрядчик) обязуется в срок до 15.10.2010 года выполнить работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пашково – Радде». Стоимость данного вида работ составляет 1050000 рублей, что также следует из локального сметного расчета на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги «Пашково – Радде». На выполнение работ по ремонту вышеуказанной автомобильной дороги разработан календарный график, в соответствии с которым срок исполнения работ начинается с 20.09.2010 года и до 15.10.2010 года.

Как следует из платежного поручения № 112105 от 30.09.2010 года Управление ЖКХ администрации МО «Облученский муниципальный район» внесло предоплату 30 % на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги «Пашково – Радде», согласно муниципальному контракту № 14102/2010 от 20.09.2010 года.

Доводы заявления прокурора о том, что администрация «Облученский муниципальный район» бездействует, не принимая мер по исполнению обязательств в области ремонта, содержания автомобильной дороги «с. Пашково – с. Радде» являются по убеждению суда необоснованными и полностью опровергаются данными вышеуказанных документов и пояснений представителя администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район».

Суд, исходя из совокупности вышеуказанных установленных судом обстоятельств, пришел к убеждению, что при таких обстоятельствах нельзя признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" именно в части не проведении ямочного ремонта дорожного покрытия на автомобильной дороге «с. Пашково – с. Радде».

Однако в судебном заседании установлено, что в нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131, ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 г. № 257, ФЗ № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», а также ГОСТ Р 52289 -2004, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст. администрация муниципального образования "Облученский муниципальный район" незаконно бездействует, не исполняя возложенные на нее обязанности по ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Облученского муниципального района «Подъезд к совхозу Пашковский» и средств организации дорожного движения (дорожные знаки), отсутствующих на указанной автомобильной дороге, а также на дороге «Пашково-Радде».

Так, согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 16.09.2010 года автомобильная дорога «Подъезд к селу Пашково», находится в неудовлетворительном состоянии, на всей протяженности дороги установлено наличие ямочности дорожного покрытия. На всем протяжении автомобильной дороги «с. Пашково - с. Радде» отсутствует дорожный знак 6.13 (километровый знак), применяемый для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливающий через 1км; на автобусной остановке на выезде из п. Пашково, на автомобильной дороге «Подъезд к совхозу «Пашковский» отсутствует знак 5.16 (место остановки автобуса и (или) троллейбуса). Также в нарушение п. 5.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 на участке 5м км + 500 м, на 13м км. +500 м автомобильной дороги «с. Пашково - с. Радде» не установлен дорожный знак 1.11.1 (опасный поворот).

На основании указанных выше законодательных актов, а также акта от 16.09.2010 года, суд приходит к выводу, что неудовлетворительное состояние автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Пашковский», являющейся дорогой местного значения, отсутствие в необходимых местах дорожных знаков, является следствием незаконного бездействия со стороны администрации муниципального образования «Облученское городское поселение», что создает угрозу и реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также материального ущерба имуществу организаций и физических лиц.

Доводы представителя заинтересованного лица - представителя администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" М., об отсутствии бездействия со стороны администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район», так как в проект решения «Об утверждении районной целевой программы «Сохранность и ремонт сети автомобильных дорог Облученского муниципального района на 2011-2013 года» включены мероприятия по установке знаков на автодороге «Пашково-Радде», мероприятия по ремонту автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Пашковский» и установка на ней дорожных знаков, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судом для освобождения от обязанности по производству ремонта дороги и установке дорожных знаков, поскольку в представленном проекте решения мероприятия по установке дорожных знаков на автомобильной дороге «Пашково-Радде», по ремонту автомобильной дороге «Подъезд к совхозу Пашковский», и установка на ней знаков, запланированы лишь на 2013 год, что не сможет по убеждению суда обеспечить безопасность дорожного движения на такой длительный период, при этом суд учитывает, что данная программа в настоящее время представительным органом не принята.

Доводы представителя заинтересованного лица – районной администрации о том, что они не знали об отсутствии дорожного знака, поскольку в их адрес не поступали предписания, письма, информация, а также, что их представитель не присутствовал при осуществлении проверки проводимых прокуратурой района, не свидетельствует о том, что возложенная законом на орган местного самоуправления обязанность не должна выполняться, так как ненадлежащее исполнение своих обязанностей органами местного самоуправления свидетельствует лишь о незаконном бездействии.

Суд считает, что требования и доводы заявления прокурора в части бездействия администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения Облученского муниципального района «Подъезд к совхозу Пашковский» и средств организации дорожного движения (дорожные знаки), расположенных на автомобильных дорогах «Пашково – Радде», «Подъезд к совхозу Пашковский» считает обоснованными, поскольку с апреля 2009 года по автомобильной дороге «Подъезд к совхозу Пашковский», переданной муниципальному образованию "Облученский муниципальный район" 14.03.2006 года (постановление правительства ЕАО № 60-пп от 14.03.2006 года) со стороны администрации района дорожная деятельность не ведется.

В силу ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых бездействий органов местного самоуправления, возлагается на органы и лиц, которые совершили оспариваемые бездействие.

Суд считает, что администрацией Облученского района не представлено доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, а именно то, что содержание дороги общего пользования местного значения «Подъезд к совхозу Пашковский» ведется в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами.

Правила применения дорожных знаков устанавливаются ГОСТ Р 52289-2004, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст. В соответствии с пунктом 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004 знак 6.13 (километровый знак) применяют для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливают через 1 км. Проведенным осмотром установлено, что дорожный знак 6.13. отсутствует на всем протяжении автомобильной дороги «Пашково - Радде».

Согласно п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 знак 5.16 (место остановки автобуса и (или) троллейбуса), применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств.

В нарушение вышеуказанных требований на автобусной остановке на выезде из п. Пашково, на автомобильной дороге «Подъезд к совхозу «Пашковский» отсутствует.

В соответствии с п. 5.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 1.11.1 и 1.11.2 (опасный поворот) устанавливают перед кривыми в плане, на которых значение коэффициента безопасности менее 0,6, а также перед кривыми в плане, на которых расстояние видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения.

В нарушения данных требований на 5 км + 500 м, на 13 км. + 500 м автомобильной дороги «с. Пашково - с. Радде» знак 1.11.1 не установлен.

Федеральным законодательством установлена гарантия прав граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, а также защита прежде всего интересов граждан, перед интересами общества и государства, при осуществлении дорожного движения.

Отсутствие дорожных знаков на указанных в заявлении участках дороги нарушает права граждан на безопасные условия дорожного движения, поскольку указанные дорожные знаки устанавливают определенные режимы и порядок движения, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

В соответствии с п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Из акта от 16.09.2010 года следует, что на всей протяженности дороги «Подъезд к совхозу «Пашковский» установлено наличие ямочности дорожного покрытия.

Таким образом, суд расценивает бездействие администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» в части ремонта дороги «Подъезд к совхозу «Пашковский» – как незаконные, в связи, с чем требования прокурора об устранении нарушений в виде возложения такой обязанности на ответчика обоснованными.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Считая допущенное администрацией муниципального образования "Облученский муниципальный район" незаконное бездействие нарушающим права граждан на безопасное передвижение по дорогам, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию муниципального образования обязанность привести автомобильную дороги в соответствии с установленными требованиями, выполнив необходимый объем ремонтных работ, а также установить дорожные знаки в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке, в течение которого необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение, суд исходит из объема работ, требующих продолжительного периода времени, а также из того, что качество дорожно-ремонтных работ в условиях климата Облученского муниципального района не может быть обеспечено в зимний и весенний сезоны. Поэтому суд считаем необходимым установить администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» срок для осуществления мероприятий по ремонту автомобильной дороги, и установке дорожных знаков до 30 июня 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 206, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" и о понуждении к исполнению обязательств признать обоснованными частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильной дороги общего пользования местного значения Облученского муниципального района «Подъезд к совхозу Пашковский» и средств организации дорожного движения, расположенных на автомобильных дорогах «Подъезд к совхозу Пашковский» и «Пашково - Радде».

Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» в срок до 30 июня 2011 года:

- провести ямочный ремонт дорожного покрытия автомобильной дороги «Подъезд к совхозу Пашковский»;

- установить дорожные знаки 6.13. (километровый знак), на протяжении автомобильной дороги «Пашково - Радде»;

- установить дорожный знак 5.16 (место остановки автобуса и (или) троллейбуса), на автобусной остановке на автомобильной дороге «Подъезд к совхозу «Пашковский» на выезде из с. Пашково;

- установить дорожные знаки 1.11.1 на 5 км + 500 м, на 13 км. + 500 м. автомобильной дороги «Пашково - Радде»

В удовлетворении заявления прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» в части неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильной дороги общего пользования местного значения Облученского муниципального района «Пашково - Радде», отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья С.А. Папулова