Решение вступило в силу: 25.10.2010 года. Дело № 2-422 (2010) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата Облученский районный суд ЕАО в составе судьи Папуловой С.А., при секретаре судебного заседания Чупровой Д.В., с участием помощника прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В., представителя администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» и о понуждению к исполнению обязательств, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Облученского района (далее прокурор) обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» незаконным и о понуждении к исполнению обязательств. Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка исполнения на территории муниципального образования «Хинганское городское поселение» законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и законодательства о безопасности дорожного движения. Результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности исполняются администрацией поселения ненадлежащим образом, с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и законодательства о безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N2 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Требования к эксплуатационному состоянию дорожного покрытия, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221. Согласно п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. - покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Из иска прокурора следует, что при осмотре дорог поселения установлено, что на всем протяжении автодорог по улицам Хинганского городского поселения – Увальная, Лесозаводская, Ленина имеются неровности, ямочность дорожного покрытия, выбоины в дорожном покрытии, в неудовлетворительном состоянии находятся система средств организации дорожного движения городского поселения (дорожные знаки). Согласно п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 знак 5.16 (место остановки автобуса и (или) троллейбуса), применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств. В нарушение вышеуказанных требований на автобусных остановках в районе дома № 19, 31, 53 по ул. 30 лет Победы дорожные знаки 5.16. отсутствуют. Согласно пункту 5.3.2. ГОСТ Р 52289-2004 знак 2.1 с табличкой 8.13 (изменение направления главной дороги) устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов - предварительно на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка и перед перекрестком. В нарушение таковых требований на перекрестках улиц Ленина - Лесозаводская знак приоритета 2.1. с табличкой 8.13. Таким образом, приведенные выше результаты обследования дорог местного значения общего пользования Хинганского городского поселения свидетельствуют о бездействии со стороны собственника автомобильных дорог - администрации Хинганского городского по исполнению обязательств в области ремонта, содержания автомобильных дорог и обеспечении безопасности дорожной деятельности на территории поселения. Данные факты нарушений требований нормативных актов, могут привести к негативным последствиям в виде повышения автотранспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью людей. Также из иска следует, что согласно ст.ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население Хинганского городского поселения ввиду невозможности их персонифицировать, в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих. Прокурор, как следует из заявления, просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение», выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Хинганского городского поселения и средств организации дорожного движения, расположенных на территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования «Хинганского городское поселение» в срок до 01 апреля 2011 года провести ямочный ремонт дорожного покрытия на улицах Увальная, Лесозаводская, Ленина; установить дорожные знаки 5.16 (место остановки автобуса), на автобусных остановках в районе домов № 19, 31, 53 по ул. 30 лет Победы; установить дорожные знаки приоритета 2.1. с табличкой 8.13. на перекрестках улиц Ленина – Лесозаводская. В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. требования изложенные в заявлении поддержала и уточнила, просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение», выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Хинганского городского поселения и средств организации дорожного движения, расположенных на территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования «Хинганского городское поселение» в срок до 01 апреля 2011 года провести ямочный ремонт дорожного покрытия на улицах Лесозаводская, Ленина; установить дорожные знаки 5.16 (место остановки автобуса), на автобусных остановках в районе домов № 19, 31, 53 по ул. 30 лет Победы; установить дорожные знаки приоритета 2.1. с табличкой 8.13. на перекрестках улиц Ленина – Лесозаводская. Ямочный ремонт дорожного покрытия на улице Увальная просила исключить из требований, так как данная улица не внесена в реестр муниципальной собственности МО «Хинганское городское поселение». Представитель заинтересованного лица - представитель администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО С. заявленные требования признал в полном объеме. Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает заявление прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» и о понуждении к исполнению обязательств обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В порядке главы 25 ГПК РФ прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение», выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Хинганского городского поселения и средств организации дорожного движения, расположенных на территории поселения. Прокурор вправе согласно требованиям ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ввиду невозможности их персонифицировать в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих. В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» - основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что права безопасные условия движения по дорогам Российской гарантируются государством и обеспечиваются путем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 2 и 18 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьями 41, 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). Уставом Хинганского городского поселения (утвержден решением Собрания депутатов Хинганского городского поселения от 10.08.2005 г. № 16) решение вопросов содержания и строительства автомобильных дорог отнесено к компетенции администрации поселения (пп. 4 п. 1 ст. 27). Полномочия администрации Хинганского городского поселения по организации дорожной деятельности конкретизированы решением Собрания депутатов от 17.04.2008 г. № 199 ««Об утверждении Положения «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории муниципального образования «Хинганское городское поселение», согласно п. 2.2. настоящего положения к полномочиям администрации городского поселения относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения. В судебном заседании установлено, что результаты проведенного обследования свидетельствуют о том, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности исполняются администрацией поселения ненадлежащем образом, с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и законодательства о безопасности дорожного движения. Так, требования к эксплуатационному состоянию дорожного покрытия, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221. Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, учитывая требования п. 2.6.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 считает необходимым установить срок администрации до 01 апреля 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 206, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» и о понуждении к исполнению обязательств - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Хинганского городского поселения и средств организации дорожного движения, расположенных на территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» в срок до 01 апреля 2011 года: - провести ямочный ремонт дорожного покрытия на улицах Лесозаводская, Ленина; - установить дорожные знаки 5.16 (место остановки автобуса), на автобусных остановках в районе домов № 19, 31, 53 по ул. 30 лет Победы; - установить дорожные знаки приоритета 2.1. с табличкой 8.13. на перекрестках улиц Ленина – Лесозаводская. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья С.А. Папулова