о признании незаконным бездействия администрации



Решение вступило в силу: 11.10.2010 года.

Дело №2-409/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата

Облученский районный суд в составе:

Судьи Алешиной Н.П.,

При секретаре Комаричевой М.Л.,

С участием помощника прокурора Облученского района Юрченко Н.Н.,

Представителя заинтересованного лица, действующей на основании доверенности главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район»  – М.,

            Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Облученский муниципальный район» к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Облученского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Облученский муниципальный район», указывая на бездействие администрации данного муниципального образования по исполнению законов в области гражданской обороны. Как указано в заявлении, проведенной прокуратурой проверкой в деятельности администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» выявлены факты длительного бездействия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по реализации полномочий в области гражданской обороны. Прокурор ссылается на Федеральный закон от 06.10.2003 N 31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования «Облученский муниципальный район», которыми определены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также ссылается на специальные законы и подзаконные правовые акты, регламентирующих соответствующую сферу правоотношений: Федеральным законом от 12.02.2010 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», указывающего, что органы местного самоуправления в числе иных полномочий в области гражданской обороны, поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; ст. 2  и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 12.02.1998 N2 28-ФЗ «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны, в числе иных, является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники, сил и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N268 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», где указано, что органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, а также осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию. Согласно представленных прокурору документов (акты проверок), из 25 объектов гражданской обороны, расположенных на территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» к приему укрываемых готовы - 3, ограниченно готовы - 4, не готовы - 18. Согласно сведениям, представленным прокурору Главным управлением МЧС России по ЕАО, муниципальными образованиями области работа по поддержанию в состоянии готовности защитных сооружений и противорадиационных укрытий не проводится, кроме того муниципалитетами не принимаются мepы по созданию объектов гражданской обороны, несмотря на то обстоятельство, что в настоящее время количество таковых объектов и их площадь не обеспечит укрытие всего числа граждан, проживающих в муниципальном районе. В ответ на выявленные нарушения прокуратурой района в адрес администрации МО «Облученский муниципальный район» было внесено представление с требованием принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, а именно организовать надлежащий контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности объектов гражданской обороны, расположенных на территории района, а также меры, направленные на создание необходимого количества объектов гражданской обороны. Администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» в удовлетворении выдвинутых прокурором требований отказано, таковое решение мотивировано тем, что создание необходимого количества защитных сооружений является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления (ответ получен 28.06.2010 года). Доводы администрации прокурор считает необоснованными на основании вышеназванных законов и подзаконных актов. Прокурор считает, что названные обязанности администрацией района не исполняются, вследствие чего территория Облученского муниципального района не подготовлена к надлежащей защите населения от чрезвычайных ситуаций, так как количество имеющихся защитных сооружений гражданской обороны не обеспечит в случае необходимости, укрытие всего населения района. Бездействие органов местного самоуправления по решению вопросов в области гражданской обороны, в частности по созданию необходимого количества объектов гражданской обороны и поддержанию имеющихся на территории района защитных сооружений в состоянии готовности к приему укрываемых, не только грубо попирает требования федерального законодательства, но и нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на жизнь, охрану здоровья, безопасные условия проживания и может привести к негативным последствиям в виде гибели людей в условиях чрезвычайной ситуации. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район», выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за поддержанием в постоянной готовности объектов гражданской обороны, расположенных на территории района и по созданию необходимого количества объектов гражданской обороны и обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» принять меры к созданию необходимого для укрытия всего числа граждан, проживающих на территории района объектов гражданской обороны, а также меры, направленные на обеспечение готовности к приему укрываемых имеющихся объектов гражданской обороны.

В судебном заседании 17.09.2010 года помощник прокурора Облученского района Юрченко Н.Н. представила в суд заявление прокурора, согласно которому его требования изменены. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» и понудить к исполнению обязательств в области гражданской обороны, а именно, в срок до 01.12.2010 года: 1) разработать районные программы по приведению в готовность к приему укрываемых сооружений гражданской обороны и перспективные планы по строительству и ремонту защитных сооружений гражданской обороны; 2) провести проверку готовности всех сооружений гражданской обороны, расположенных на территории района на предмет готовности к приему укрываемы. 

В судебном заседании 23.09.2010 года помощник прокурора Юрченко Н.Н. поддержала вышеизложенные требования прокурора Облученского района, дав пояснения аналогичные изложенным в первоначальном заявлении. В дополнение пояснила, что в настоящее время еще не решен вопрос, что защитные сооружения, расположенные на территории МО «Облученский муниципальный район» находятся в его собственности, Часть полномочий в области гражданской обороны переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, однако в силу Федеральных законов и подзаконных актов органы местного самоуправления, а к таковым относится и администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район», не выполняет возложенные на них обязанности по решению вопросов в области гражданской обороны, в частности: не разрабатывает районные программы по приведению в готовность к приему укрываемых сооружений гражданской обороны и перспективные планы по строительству и ремонту защитных сооружений гражданской обороны; не проводит в течение года проверку готовности всех сооружений гражданской обороны, расположенных на территории района на предмет готовности к приему укрываемых. Проявление бездействия в указанной области привели к тому, что из 25 объектов гражданской обороны к приему укрываемых готовы - 3, ограниченно готовы - 4, не готовы - 18. Считает, что особенность заявлений, подданных в порядке ст. 254 ГПК РФ, состоит в том, что они позволяют осуществлять защиту нарушенных прав не конкретного лица, а неперсонифицированного круга лиц, для которого характерна неопределенность. В этих случаях состав потенциальных заявителей не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераuии, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших. Отсутствие необходимого количества объектов гражданской обороны и поддержанию имеющихся на территории района защитных сооружений в состоянии готовности к приему укрываемых, не только грубо попирает требования федерального законодательства, но и нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на жизнь, охрану здоровья, безопасные условия проживания и может привести к негативным последствиям в виде гибели людей в условиях чрезвычайной ситуации. Просит суд признать бездействие администрации МО «Облученский муниципальный район» по реализации полномочий в области гражданской обороны незаконными.

Представитель заинтересованного лица, каковым является администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» - М. с заявлением прокурора не согласна, пояснив, что действительно в компетенцию органов местного самоуправления входит непосредственное проведение мероприятий по гражданской обороне, разработка и реализация планов гражданской обороны, которая осуществляется по различным видам деятельности, вместе с тем не конкретизировано, какими полномочиями наделена, именно, администрация МО «Облученский муниципальный район, требуемые прокурором действия, не закреплены законом и носят со стороны главного управления МЧС России по ЕАО рекомендательный характер.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N268 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N2 28-ФЗ «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны, в числе иных, является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники, сил и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 12.02.1998 NQ 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Компетенция органов местного самоуправления в области гражданской обороны более конкретно определена в специальных законах и подзаконных правовых актов, регламентирующих соответствующую сферу правоотношений.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно пункту 20 статьи 27 Устава муниципального образования «Облученский муниципальный район» указанные полномочия входят в компетенцию его администрации.

 В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.2010 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления в числе иных полномочий в области гражданской обороны, поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определено, что органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, а также осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Из протокола №2 от 07.08.2009 года совещания при первом заместителе председателя правительства ЕАО следует, что для решения задачи в определении потребности, возможности и порядок выполнения полномочий в области гражданской обороны по вопросу укрытия населения в защитных сооружениях, муниципальными районам области предлагалось принять на свой баланс имеющиеся на их территориях защитные сооружения гражданской обороны, а также определить и использовать под противорадиационные укрытия (ПРУ) подвальные помещения во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения. Подготовить для этого все необходимые нормативные правовые акты. Разработать районные программы по приведению в надлежащее состояние имеющиеся защитные сооружения ГО и перспективные планы по строительству и ремонту их с 2010 по 2015 год для населения, численность которых приведена в расчетах.

Вынесено решение: муниципальным районам ЕАО до конца 2009 года разработать районные программы по приведению в готовность к приему укрываемых ЗС ГО и перспективные планы по строительству и ремонту ЗС ГО с 2010 по 2015 года.

Согласно решения заседания коллегии Главного управления МЧС России по ЕАО от 31.03.2010 года главам муниципальных районов ЕАО указано на необходимость до 01.06.2010 года разработать районные программы по приведению в готовность к приему укрываемых защитные сооружения гражданской обороны и перспективные планы по строительству и ремонту их с 2010 до 2015 год, а также запланировать в указанный срок строительство убежищ или ПРУ с 2010 по 2015 год.

Из сведений Главного управления МЧС России по ЕАО, мyниципальными образованиями области работа по поддержанию в состоянии готовности защитных сооружений и противорадиационных укрытий не проводится, муниципалитетами не принимаются мepы по созданию объектов гражданской обороны, несмотря на то обстоятельство, что в настоящее время количество таковых объектов и их площадь не обеспечит укрытие всего числа граждан, проживающих в муниципальном районе.

По материалам дела установлено, что проверки защитных сооружений гражданской обороны на предмет готовности к приему укрываемых в особый период показали, что из 25 объектов гражданской обороны к приему укрываемых готовы - 3, ограниченно готовы - 4, не готовы - 18. Так, согласно акту проверки содержания и использования защитного сооружения гражданкой обороны, расположенного в г. Облучье по ул. Горького, 126а, в г. Облучье, ЕАО от 29.06.2010, в настоящее время защитное сооружение находится без балансодержателя. Система вентиляции требует ревизии оборудования и проверки их на работоспособность, к использованию по предназначению последняя не готова. Система энергоснабжения частично демонтирована, к использованию по предназначению не готова. Система водоснабжения демонтирована, неисправна. Система канализации отсутствует, к использованию не готова. По выводам комиссии защитное сооружение не готово к приему укрываемых. По итогам проверки защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в пос. Бира Облученского района ЕЛО по ул. Чапаева, 23, проведенного 29.06.2009 установлено, что в таковом сооружении отсутствует система вентиляции, система энергоснабжения, система водоснабжения, система канализации. В защитном сооружении отсутствует крыша. Защитное сооружение не готово к приему укрываемых. Проверка защитного сооружения, расположенного в г. Облучье по ул. Горького, 118, проведенная 29.06.2010 показала отсутствие в последнем системы вентиляции, энергоснабжения, системы канализации, помещение залито грунтовыми водами. Сооружение к приему укрываемых не готово. Проверкой защитного сооружения по адресу: г. Облучье, ул. Партизанская, 1а от 29.06.2010 установлена необходимость ревизии системы вентиляции, невозможность использования системы энергоснабжения, отсутствие системы канализации. Вследствие вышеназванных обстоятельств защитное сооружение не готово к приему укрываемых.

Аналогичные обстоятельства установлены при проверки готовности к приему укрываемых защитного сооружения, расположенного в г. Облучье по ул. Ключевая, 134, проведенной 14.05.2010.

На основании указанных актов комиссионных проверок начальник главного управления министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЕАО (ГУ МЧС России по ЕАО) 24.08.2009 года обратился к главе администрации «Облученский муниципальный район» с просьбой принять решение по предложениям комиссии для устранения выявленных недостатков. Однако надлежащих мер принято не было. Акты проверок содержания и использования некоторых защитных сооружений ГО, датированные 2009 годом, носили формальный характер, поскольку не утверждены главой муниципального образования, и указанные в нем замечания не рассмотрены, меры по их устранению не принимались.

 Имеющаяся программа на один 2010 год по приведению в готовность защитных сооружений, расположенных на территории муниципального образования «Облученское муниципальный район», утвержденная заместителем главы администрации только 24.03.2010 года и содержит всего три пункта, однако, проверки сооружений гражданской обороны, были запланированы только на период с 01.08. по 01.09.2010 года, а выполнение мероприятий по приведению защитных сооружений ГО в готовность (проведение текущего капитального ремонта обслуживания), запланированно до 31.12.2010 года.

 Администрацией МО «Облученский муниципальный район» не решен вопрос, в чьей конкретно собственности находятся объекты ГО, так как запросы были направлены в территориальное управление недвижимости уже после того, как прокурор обратился в суд; не разработаны районные программы по приведению в надлежащее состояние имеющиеся защитные сооружения ГО и перспективные планы по строительству и ремонту их с 2010 по 2015 год для населения, численность которых приведена в расчетах. Указанные обстоятельства не отрицает представитель администрации муниципального образовании, а также допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела по делам ГОЧС Исаков Е.А.

Как следует из вышеприведенных законодательных и подзаконных актов, полномочия органов местного самоуправления по созданию необходимого количества защитных сооружений гражданской обороны и поддержания в постоянной готовности имеющихся объектов гражданской обороны закреплены в качестве обязанности органов местного самоуправления, необходимость исполнения которой основана на принципах организации и ведения гражданской обороны и задач гражданской обороны.

Однако, в ответ на выявленные нарушения законов в области гражданской обороны, прокуратурой района в адрес администрации МО «Облученский муниципальный район» внесено представление с требованием принять исчерпывающие меры к устранению их, в частности: организовать надлежащий контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности объектов гражданской обороны, расположенных на территории района, а также принять меры, направленные на создание необходимого количества объектов гражданской обороны.

Администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» в удовлетворении выдвинутых прокурором требований отказано, таковое решение мотивировано тем, что создание необходимого количества защитных сооружений является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Данные доводы администрации прокурор считает необоснованными, в связи, с чем обратился в суд, считая незаконным бездействия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по реализации полномочий в области гражданской обороны. 

Согласно ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераuии, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Бездействие органов местного самоуправления по решению вопросов в области гражданской обороны, в частности требований принятия мер по созданию необходимого количества объектов гражданской обороны и поддержанию имеющихся на территории района защитных сооружений в состоянии готовности к приему укрываемых не только грубо попирает требования федерального законодательства, и нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на жизнь, охрану здоровья, безопасные условия проживания и может привести к негативным последствиям в виде гибели людей в условиях чрезвычайной ситуации.

Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о неправомерности бездействия и просить обязать администрацию муниципального образования выполнить свои полномочия, а именно: разработать районные программы по приведению в надлежащее состояние имеющиеся защитные сооружения ГО и перспективные планы по строительству и ремонту их с 2010 по 2015 год для населения, численность которых приведена в расчетах. Данные расчеты свидетельствуют о необходимости строительства на территории муниципального района новых защитных сооружений ГО (представлялись на обозрение суда).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела.

Суд соглашается с доводами прокурора, что из-за бездействия администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» территория Облученского муниципального района не подготовлена к надлежащей защите населения от чрезвычайных ситуаций, так как имеющиеся защитные сооружения требуют ремонта, а также, количество их, в случае необходимости, не обеспечат укрытие всего населения района. Бездействие выразилось в том, что администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» не разработала районную программу по приведению в готовность к приему укрываемых сооружений гражданской обороны на 2010-2015 годы и перспективные планы по строительству и ремонту защитных сооружений гражданской обороны на указанный период времени, а также не провела проверку готовности всех сооружений гражданской обороны, расположенных на территории района на предмет готовности к приему укрываемых.

В опровержении доводов прокурора администрацией муниципального образования доказательств не представила.

            Доводы представителя заинтересованного лица, что указанные в законе обязанности не конкретизированы, а указания начальника главного управления министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЕАО носят рекомендательный характер, несостоятельны, поскольку администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» наделена полномочиями осуществления контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности на своей территории и подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время. Кроме того, разработка районных программ, перспективных планов и проверка готовности всех сооружений на территории района входит именно в полномочия администрации районного муниципального образования, о чем свидетельствуют планируемые мероприятия на год, о необходимости проведения проверок защитных сооружений по ГО и проведению их текущего, капитального ремонта, с указанием использования на данные мероприятия определенных сумм.  

По вышеуказанным основаниям суд признает заявление прокурора обоснованным.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение для устранения нарушения направляется в орган, действия (бездействие) которого оспорены.

В суд и прокурору должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.

Согласно ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до 01.12.2010 года.

Поскольку прокурор, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, при подаче заявления в суд освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взыскать в местный бюджет госпошлину в размере 200 рублей с органа, чьи действия (бездействия) оспариваются.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 254 – 258, 206 ГПК РФ, суд

                                                               р е ш и л :

            Заявление прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Облученский муниципальный район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, и обязании исполнения полномочий в области гражданской обороны – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» до 01.12.2010 года:

 1) разработать районные программы по приведению в готовность к приему укрываемых сооружений гражданской обороны и перспективные планы по строительству и ремонту защитных сооружений гражданской обороны;

 2) провести проверку готовности всех сооружений гражданской обороны, расположенных на территории района на предмет готовности к приему укрываемых.

Взыскать с администрации муниципального образования в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд в  течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Алешина Н.П.