РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата Облученский районный суд ЕАО в составе: судьи: Слободчиковой М.Е. при секретаре: Чупровой Д.В. с участием: помощника прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В. представителя администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» К. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению и.о. прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей п. Известковый Облученского района ЕАО к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий, - у с т а н о в и л: И.о. прокурора Облученского района обратился в Облученский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей п. Известковый Облученского района ЕАО к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального образования «Известковское городское поселение», в части готовности муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий в период осеннего пожароопасного периода. Проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Известковское городское поселение» не принят весь комплекс мер в соответствии с требованиями действующего законодательства для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах. В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 12.12.1994 года № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности определены органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 19 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Согласно ст. 11 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидаций последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В соответствии с требованиями п. 89 ППБ 01-03 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны Однако проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Известковское городское поселение» в нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства по Адресу 1 пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии, в связи с чем отсутствует реальная возможность проведения оперативной работы бригад пожарной службы при организации тушения пожара; не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; не созданы условия для организации работы добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. В нарушение п. 31 ППБ 01-03 по Адресу 2 и по Адресу 3 отсутствует переносная пожарная мотопомпа. В ст. 15 Конституции Российской Федерации установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья. Таким образом невыполнение администрацией муниципального образования «Известковское городское поселение» требований законодательства о пожарной безопасности, выразившихся в невыполнении на территории поселения первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Известковское городское поселение», а также иных лиц, находящихся, прибывающих на территорию поселения, поскольку в результате возможного возникновения пожара на территории поселения, его последующего распространения, огнем могут быть охвачены расположенные близ очага пожара строения, лесной массив, что может повлечь многочисленные человеческие жертвы и значительное уничтожение флоры и фауны. В связи с чем, и.о. прокурора просил обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» на территории населенных пунктов по Адресу 1, Адресу 2, Адресу 3 установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, создать условия (материальные и технические) для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Известковского городского поселения, привести в рабочее состояние пожарные гидранты, расположенные на территории по Адресу 1, приобрести переносную пожарную мотопомпу по Адресу 2 и по Адресу 3. В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. заявленные исковые требования о понуждении администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» установить на территории населенных пунктов по Адресу 1, Адресу 2, Адресу 3 средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, привести в рабочее состояние пожарные гидранты, расположенные на территории по Адресу 1, поддержала, уточнив, что просит обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов с инвентарными номерами № ХХ, ХХ, ХХ, ХХ, ХХ, расположенных на территории по Адресу 1. Установить истцу срок для выполнения данных требований до Дата 1 года, а именно до наступления пожароопасного периода. От требований о создании условий для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Известкового городского поселения и приобретения переносной пожарной мотопомпы по Адресу 2 и по Адресу 3 отказалась, в связи с выполнением этих требований, а именно в связи с созданием добровольной пожарной охраны на территории Известкового городского поселения и приобретением переносных пожарных мотопомп. Определением Облученского районного суда от Дата 2, в связи с отказом прокурора от иска в части понуждения администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» создать условия (материальные и технические) для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Известковского городского поселения и о приобретении переносной пожарной мотопомпы в по Адресу 2 и по Адресу 3, судом вынесено определение о прекращении производства по делу. Представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» К., заявленные требования признала в полном объеме, указав, что из 5 неисправных гидрантов, администрацией приобретено 3 шт., все гидранты будут заменены на новые, остальные 2 гидранта буду приобретены в ближайшее время, что звуковая сигнализация для оповещения людей приобретена, но не установлена, просила установить срок для приведения в соответствие первичных мер пожарной безопасности. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ - Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 12.12.1994 года № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности определены органы местного самоуправления. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидаций последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В судебном заседании установлено, что по указанию прокуратуры Облученского района отделением государственного пожарного надзора Облученского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального образования «Известковское городское поселение», в части готовности муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий в период осеннего пожароопасного периода, о чем составлен доклад начальника ОГПН по Облученскому району Щ., согласно которого установлено, что администрацией муниципального образования «Известковское городское поселение» в нарушение требований п. 89 ППБ 01-03 по Адресу 1, пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии, в связи с чем, отсутствует реальная возможность проведения оперативной работы бригад пожарной службы при организации тушения пожара и в нарушение п. 114 ППБ 01-03 не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Обстоятельства, установленные данной проверкой представителем администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» К., не оспаривались в судебном заседании. Более того, согласно представленного представителем администрации муниципального образования «Известковое городское поселение» акта инвентаризации от Дата 3 г. и акта от Дата 4 следует, что гидранты № ХХ,ХХ,ХХ,ХХ,ХХ необходимы к использованию, однако являются не рабочими, так как на гидрантах № ХХ и № ХХ по Адресу 1 и на гидранте № ХХ по Адресу 1сломана резьба, на гидрантах № ХХ, ХХ по Адресу 1 нет давления. В ст. 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-правовыми полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачами, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. В соответствии со ст.ст. 2 и 18 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых выполняют полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. (пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ). Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). Уставом муниципального образования «Известковское городское поселение» (утвержденным решением Собрания депутатов Известковского городского поселения от Дата 5 г. № Х) решение вопросов об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах сельского поселения отнесено к полномочиям администрации городского поселения (пп. 8 п. 1 ст. 27). В судебном заседании установлено, что результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что полномочия по первичным мерам пожарной безопасности исполняются администрацией поселения ненадлежащем образом, с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решая вопрос о сроке, в течение которого необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение, суд исходит из объема работ, требующих продолжительного периода времени. Поэтому суд считаем необходимым установить администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» срок для осуществления мероприятий по пожарной безопасности до Дата 1. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В силу ст. 333.36 НК РФ прокурор Облученского района освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Р е ш и л: Исковое заявление и.о. прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей п. Известковый Облученского района ЕАО к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий – удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» в срок до Дата 1: - установить по Адресу 1, Адресу 2, Адресу 3 средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов с инвентарными номерами № ХХ, ХХ, расположенных на территории по Адресу 1, гидранта № ХХ, расположенного по Адресу 1, гидранта № ХХ, расположенного по Адресу 1 и гидранта № ХХ, расположенного по Адресу 1. На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в суд ЕАО в течение 10 дней через Облученский районный суд. Судья М.Е. Слободчикова