Решение вступило в законную силу: 21.01.2011 года. Дело №2-475/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата г. Облучье Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего Папуловой С.А., при секретаре Комаричевой М.Л., с участием: помощника прокурора Облученского района Будченко Т.В. представителя ответчика администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» Ш. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Бирское городское поселение» к администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий,- УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Облученского района обратился в Облученский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Бирское городское поселение» к администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального образования «Бирское городское поселение», в части готовности муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий в период осеннего пожароопасного периода. Проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Бирское городское поселение» не принят весь комплекс мер в соответствии с требованиями действующего законодательства для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 12.12.1994 года № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности определены органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 19 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Согласно ст. 11.1 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидаций последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В соответствии с требованиями п. 89 ППБ 01-03 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Также из искового заявление следует, что проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Бирское городское поселение» в нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства в с. Семисточный ликвидированы пожарные гидранты, в связи с чем отсутствует реальная возможность проведения оперативной работы бригад пожарной службы при организации тушения пожара; отсутствуют искусственные пожарные водоемы; не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; не созданы условия для организации работы добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. В нарушение п. 31 ППБ 01-03 в с. Семисточный, с. Трек, с. Будукан отсутствует переносная пожарная мотопомпа. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. В ст. 15 Конституции Российской Федерации установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья. Таким образом, невыполнение администрацией муниципального образования «Бирское городское поселение» требований законодательства о пожарной безопасности, выразившихся в невыполнении на территории поселения первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Бирское городское поселение», а также иных лиц, находящихся, прибывающих на территорию поселения, поскольку в результате возможного возникновения пожара на территории поселения, его последующего распространения, огнем могут быть охвачены расположенные близ очага пожара строения, лесной массив, что может повлечь многочисленные человеческие жертвы и значительное уничтожение флоры и фауны. В связи с чем, и.о. прокурора просил обязать администрацию муниципального образования «Бирское городское поселение» на территории населенных пунктов с. Семисточный, п. Бира, п. Будукан установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; создать условия (материальные и технические) для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Бирского городского поселения; установить пожарные гидранты, либо оборудовать искусственный пожарный водоем на территории с. Семисточный; приобрести переносную пожарную мотопомпу в с. Семисточный, с. Трек, п. Будукан. В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. заявленные исковые требования о понуждении администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» установить на территории населенных пунктов с. Семисточный, п. Бира, п. Будукан средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, поддержала, уточнила, просила суд обязать администрацию Бирского городского поселения оборудовать искусственный пожарный водоем на территории населенного пункта с. Семисточное, приобрести переносную пожарную мотопомпу в с. Семисточное, с. Трек, с. Будукан. Установить истцу срок для выполнения данных требований до 25.04.2011 года, а именно до наступления пожароопасного периода. От требований о создании условий для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Бирского городского поселения и обязании установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории населенных пунктов с. Семисточный, п. Бира, п. Будукан отказалась, в связи с добровольным выполнением этих требований, а именно в связи с созданием добровольной пожарной охраны на территории Бирского городского поселения и установлением средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории населенных пунктов с. Семисточный, п. Бира, п. Будукан. Определением Облученского районного суда от Дата 1 в связи с отказом прокурора от иска в части понуждения администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» создать условия (материальные и технические) для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Бирского городского поселения и установления средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории населенных пунктов с. Семисточный, п. Бира, п. Будукан, судом вынесено определение о прекращении производства по делу. Представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» Ш. заявленные требования признала частично, указав, что администрацией муниципального образования «Бирское городское поселение» приобретено: три звуковых сигнализации для оповещения людей на случай пожара которые будут установлены в с. Семисточный, п. Бира, п. Будукан, мотопомпа для с. Семисточный и с.Трек, и мотопомпа в с.Будукан. Создана добровольная пожарная дружина, и для ее функционирования закуплена пожарная одежда и противопожарный инвентарь. Исковые требования прокурора в части оборудования искусственного пожарного водоема в с. Семисточный признала в полном объеме. Считает, что требования прокурора в части приобретения переносной пожарной помпы именно в с.Трек необоснованными, поскольку в указанном населенном пункте отсутствуют жители и организации, которым можно было бы эту мотопомпу передать на хранение, и кто бы мог ее использовать во время пожара. При этом мотопомпа имеется в с.Семисточное, находящегося в 10 минут езды от с.Трек, которую можно туда доставить. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор вправе согласно требований ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население муниципального образования «Бирское городского поселение» Облученского муниципального района ЕАО ввиду невозможности их персонифицировать в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих. В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ - Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 3 Федерального закона от 12.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности определены органы местного самоуправления. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидаций последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В судебном заседании установлено, что по указанию прокуратуры Облученского района отделением государственного пожарного надзора Облученского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального образования «Бирское городское поселение», в части готовности муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий в период осеннего пожароопасного периода, о чем составлен доклад начальника ОГПН по Облученскому району Щ. согласно которого установлено, что администрацией муниципального образования «Бирское городское поселение» в нарушение требований п. 14 ППБ 01-03 не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в нарушении требований п. 31 ППБ 01-03 на территории с. Семисточный, с. Трек, п. Будукан отсутствует пожарные мотопомпы; отсутствует добровольная пожарная дружина на территории Бирского городского поселения в нарушении требований ППБ 01-03 п. 118 и п. 11. На основании данного доклада начальником ОГПН по Облученскому району Щ. 15.02.2010 года было направлено письмо главе Бирской администрации К. согласно которого он просил уделить внимание первичным мерам пожарной безопасности в границах МО «Облученский муниципальный район», провести комплекс мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность населенных пунктов. Дата 2 прокурором Облученского района было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, на основании доклада главного государственного инспектора Облученского района по пожарному надзору Щ. от Дата 3. Дата 4 главным государственным инспектором Облученского района по пожарному надзору Щ. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности главу администрации МО «Бирское городское поселение» К. которым ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 1000 рублей. Дата 4 глава администрации «Бирское городское поселение» К. заключила трудовое соглашение с М., согласно которого он обязуется с Дата 5 по Дата 6 выполнить работы по установке двух пожарных гидрантов на территории Бирского городского поселения напротив Адрес 1, у Центральной котельной п. Бира. Согласно акта от Дата 7 пожарный водоем обустроен в соответствии с нормами и правилами. Из счетов на оплату противопожарного оборудования следует, что администрацией «Бирского городского поселения» приобретены: сирена оповещения гражданского населения, мотопомпа, рукав пожарный для ПК, ствол пожарный, колонка пожарная, разветвление трехходовое рукавное, противопожарные стенды, первичные средства пожаротушения, плакаты пожарной безопасности, боевая одежда пожарного, шкаф пожарный для ПК. Как следует из постановления главы администрации «Бирского городского поселения» от Дата 8 № ХХ в муниципальном образовании «Бирское городское поселение» создана и организованна деятельность добровольной пожарной охраны, порядок ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны, утвержден реестр добровольной пожарной охраны, назначен начальник подразделения. Постановлениями № ХХХ от Дата 9, № ХХ от Дата 10, утверждены планы мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Бирского городского поселения на 2010 год. В ст. 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-правовыми полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачами, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. В соответствии со ст.ст. 2 и 18 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых выполняют полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно - спасательных работ. К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается. Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности : создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). Уставом муниципального образования «Бирское городское поселение» (утвержденным решением Собрания депутатов от 11.08.2005 г. № 13) решение вопросов об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах сельского поселения отнесено к полномочиям администрации городского поселения (пп. 8 п. 1 ст. 27). В судебном заседании установлено, что результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что полномочия по первичным мерам пожарной безопасности в целом администрацией поселения исполняются надлежащем образом, но не в полной мере. Так, в судебном заседании установлено, что на территории с.Семисточный отсутствуют пожарные гидранты и искусственный пожарный водоем. В судебном заседании представитель ответчика Ш. пояснила, что установление пожарных гидрантов не представляется возможным, поскольку последние должны быть установлены в колодцах с подключением их к водоснабжению, которое является наружным, в связи с чем считает целесообразным оборудование на территории села искусственного пожарного водоема. Решая вопрос о приобретении переносной пожарной мотопомны в с.Трек суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что в связи с отсутствием в с. Трек жителей и организаций которым можно было бы эту мотопомпу передать на хранение, и кто бы мог ее использовать во время пожара, и при наличии мотопомпы в с.Семисточное, которую можно задействовать на случай пожара, суд находит в этой части требование прокурора не подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решая вопрос о сроке, в течение которого необходимо оборудовать искусственный пожарный водоем в с.Семисточный, суд исходит из объема работ, требующих продолжительного периода времени, а также то, что эти работы могут быть выполнены в зимнее время, суд считает необходимым установить администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» срок для оборудования искусственного пожарного водоема до 05 апреля 2011 года. На основании изложенного, руководствуюсь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,- РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Бирское городское поселение» к администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования «Бирское городское поселение» до 25.04.2011 года на территории населенного пункта с. Семисточный оборудовать искусственный пожарный водоем. В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья С.А. Папулова