Решение вступило в законную силу: 12.01.2011 года. Дело №2-477/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата + г. Облучье Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего Папуловой С.А., при секретаре Комаричевой М.Л., с участием: помощника прокурора Облученского района Будченко Т.В. представителя ответчика - главы администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Б. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение» к администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий,- УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Облученского района обратился в Облученский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение» к администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального образования «Хинганское городское поселение», в части готовности муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий в период осеннего пожароопасного периода. Проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Хинганское городское поселение» не принят весь комплекс мер в соответствии с требованиями действующего законодательства для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 12.12.1994 года № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности определены органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 19 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Согласно ст. 11.1 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидаций последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В соответствии с требованиями п. 89 ППБ 01-03 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Также из искового заявление следует, что проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Хинганское городское поселение» в нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства в п. Хинганск, с.Соловьевка не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; не созданы условия для организации работы добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, искусственный пожарный водоем, расположенный в районе ул.30 лет Победы в п.Хинганск находится в нерабочем состоянии. В нарушение п. 31 ППБ 01-03 в с. Соловьевка отсутствует переносная пожарная мотопомпа. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. В ст. 15 Конституции Российской Федерации установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья. Таким образом, невыполнение администрацией муниципального образования «Хинганское городское поселение» требований законодательства о пожарной безопасности, выразившихся в невыполнении на территории поселения первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение», а также иных лиц, находящихся, прибывающих на территорию поселения, поскольку в результате возможного возникновения пожара на территории поселения, его последующего распространения, огнем могут быть охвачены расположенные близ очага пожара строения, лесной массив, что может повлечь многочисленные человеческие жертвы и значительное уничтожение флоры и фауны. В связи с чем, и.о. прокурора просил обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» на территории населенных пунктов с. Соловьевка, п. Хинганск установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; создать условия (материальные и технические) для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Хинганского городского поселения; привести в рабочее состояние искусственный пожарный водоем, расположенный в районе ул. 30 лет Победы п. Хинганск; приобрести переносную пожарную мотопомпу в с. Соловьевка. В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Уточнила, просила суд обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории населенных пунктов с. Соловьевка, п. Хинганск; обеспечить добровольную пожарную дружину спецодеждой и противопожарным инвентарем, привести в рабочее состояние искусственный пожарный водоем, расположенный в районе ул. 30 лет Победы п. Хинганск; приобрести переносную пожарную мотопомпу в с. Соловьевка. Просит суд установить срок для выполнения действий до 25 апреля 2011 года. Представитель ответчика - глава администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Б. заявленные требования признала в полном объеме, суду пояснила, что добровольная пожарная охрана на территории Хинганского городского поселения создана, на утверждение Собрание депутатов вынесена муниципальная целевая программ по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования «Хинганское городское поселение» на 2011-2013 года, в которой предусмотрены мероприятия по пожарной безопасности, в том числе: приобретение средств индивидуальной защиты, укрепление базы пожарно-технического оборудования, содержание добровольной пожарной дружины и т.п. Обязалась в срок до 25.04.2011 года установить средства звуковой пожарной сигнализации для оповещения людей на случай пожара в п.Хинганск и с.Соловьевка, обеспечить спецодеждой и противопожарным инвентарем добровольную пожарную дружину, приобрести переносную пожарную мотопомпу в с.Соловьевка. Просила суд отсрочить приведение искусственного пожарного водоема в п.Хинганск до осени, при этом пояснила, что в летний период на территории Хинганск имеются естественные водоемы из которых возможен забор воды на случай пожара. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор вправе согласно требований ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население муниципального образования «Хинганское городского поселение» Облученского муниципального района ЕАО ввиду невозможности их персонифицировать в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих. В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ - Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 12.12.1994 года № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности определены органы местного самоуправления. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидаций последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В судебном заседании установлено, что по указанию прокуратуры Облученского района отделением государственного пожарного надзора Облученского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального образования «Хинганское городское поселение», в части готовности муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий в период осеннего пожароопасного периода, о чем составлен доклад начальника ОГПН по Облученскому району Щекина П.П., согласно которого установлено, что администрацией муниципального образования «Хинганское городское поселение» в нарушение требований п. 89 ППБ 01-03 пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии, в нарушении требований п. 31 ППБ 01-03 на территории с. Соловьевка отсутствует пожарная мотопомпа, в нарушении требований п. 14 ППБ 01-03 не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; отсутствует добровольная пожарная дружина на территории Хинганского городского поселения в нарушении требований ППБ 01-03 п. 118 и п. 11; искусственный пожарный водоем, расположенный в районе ул. 30 лет Победы п. Хинганск находится в нерабочем состоянии в нарушении требований ППБ 01-03 п. 94. На основании данного доклада начальником ОГПН по Облученскому району Щекиным П.П. Дата 1 было направлено письмо главе Хинганской администрации, согласно которого он просил уделить внимание первичным мерам пожарной безопасности в границах МО «Облученский муниципальный район», провести комплекс мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность населенных пунктов. Обстоятельства, установленные данной проверкой главой администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» Б. не оспаривались в судебном заседании. Из сообщения и.о. главы Хинганской администрации от Дата 2 и Информационного вестника Хинганского городского поселения № ХХ следует, что решением Собрания депутатов от Дата 3 года № ХХ утвержден план мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Хинганского городского поселения на 2010 год. Согласно постановлению главы администрации «Хинганское городское поселение» № ХХ от Дата 4 в муниципальном образовании «Хинганское городское поселение» создана и организована деятельность добровольной пожарной охраны. Решением Собрания депутатов от Дата 5 № ХХ утверждено Положение «О порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Хинганского городского поселения. В ст. 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-правовыми полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачами, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. В соответствии со ст.ст. 2 и 18 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых выполняют полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно - спасательных работ. К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается. Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих территория, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). Уставом муниципального образования «Хинганское городское поселение» (утвержденным решением Собрания депутатов от 10.08.2005 г. № 16) решение вопросов об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах сельского поселения отнесено к полномочиям администрации городского поселения (пп. 8 п. 1 ст. 27). В судебном заседании установлено, что результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что полномочия по первичным мерам пожарной безопасности исполняются администрацией поселения ненадлежащем образом и не в полном объеме. Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик имеет право признать иск, признание иска не принимается судом, если противоречит закону и нарушает права и охраняемые законом права иных лиц. Согласно ст.173 ГПК РФ в случае принятия признания иска судом выносится решение об удовлетворении требований истца. В данном случае, суд считает, что признание иска, сделанное представителем ответчика Администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение», подлежит принятию, так как данное признание не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов иных лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Принимая во внимание необходимость осуществления ответчиком ряда организационных и других мер, направленных на исполнение судебного решения, суд полагает разумным установление срока исполнения решения в части установления средств звуковой пожарной сигнализации для оповещения людей на случай пожара в п.Хинганск и с.Соловьевка, обеспечения спецодеждой и противопожарным инвентарем добровольной пожарной дружины, приобретения переносной пожарной мотопомпы в с.Соловьевка, - до 25 апреля 2011 года. При решении вопроса об установления срока по приведению в рабочее состояние искусственного пожарного водоема по ул.30 лет Победы в п.Хинганск, суд исходит из объема работ, требующих продолжительного периода времени, и считает возможным установить администрации срок до 01.09.2010 года, учитывая при этом наличие на территории п. Хинганск естественных водоемов из которых в летний период возможен забор воды на случай пожара. На основании изложенного, руководствуюсь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,- РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение» к администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» в срок до 25 апреля 2011 года: - установить на территории населенных пунктов с. Соловьевка, п. Хинганск средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - обеспечить добровольную пожарную дружину спецодеждой и противопожарным инвентарем; - приобрести переносную пожарную мотопомпу в с. Соловьевка. Обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» в срок до 01 сентября 2011 года привести в рабочее состояние искусственный пожарный водоем, расположенный в районе ул. 30 лет Победы п. Хинганск. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья С.А. Папулова