Решение вступило в законную силу: 12.01.2011г. Дело №2-476/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДАТА г. Облучье Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего Папуловой С.А., при секретаре Комаричевой М.Л., с участием: помощника прокурора Облученского района Будченко Т.В. представителя ответчика - представителя администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» С., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий,- УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Облученского района обратился в Облученский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального образования «Облученское городское поселение», в части готовности муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий в период осеннего пожароопасного периода. Проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» не принят весь комплекс мер в соответствии с требованиями действующего законодательства для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 12.12.1994 года № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности определены органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 19 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидаций последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В соответствии с требованиями п. 89 ППБ 01-03 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Также из искового заявление следует, что проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» в нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства в г. Облучье АДРЕС1, АДРЕС2, АДРЕС3, АДРЕС4 и АДРЕС5 пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии, в связи с чем отсутствует реальная возможность проведения оперативной работы бригад пожарной службы при организации тушения пожара; не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; не созданы условия для организации работы добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. В нарушение п. 31 ППБ 01-03 в с. Ударный, с. Сутара отсутствуют переносные пожарные мотопомпы. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. В ст. 15 Конституции Российской Федерации установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья. Таким образом, невыполнение администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» требований законодательства о пожарной безопасности, выразившихся в невыполнении на территории поселения первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Облученское городское поселение», а также иных лиц, находящихся, прибывающих на территорию поселения, поскольку в результате возможного возникновения пожара на территории поселения, его последующего распространения, огнем могут быть охвачены расположенные близ очага пожара строения, лесной массив, что может повлечь многочисленные человеческие жертвы и значительное уничтожение флоры и фауны. В связи с чем, и.о. прокурора просил обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» на территории населенных пунктов г. Облучье, с. Сутара, п. Ударный установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; создать условия (материальные и технические) для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Облученского городского поселения; привести в рабочее состояние пожарные гидранты, расположенные на АДРЕС1, АДРЕС2, АДРЕС3, АДРЕС4 и АДРЕС5; приобрести переносную пожарную мотопомпу в с. Сутара, п. Ударный. В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. от требований об обязании установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории г. Облучье отказалась, поскольку в соответствии с п. 114 ППБ 01-03 только на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, также отказалась от требований о приведении в рабочее состояние пожарных гидрантов, расположенных на улицах АДРЕС1, АДРЕС2, АДРЕС3, АДРЕС4 поскольку согласно акта от ДАТА2 года гидранты по указанным улицам исправны и утеплены. Уточнила требования, просила обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» установить на территории населенных пунктов с. Сутара, п. Ударный средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, создать материальных и технических условий для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Облученского городского поселения, а именно обеспечить добровольную пожарную охрану спецодеждой и противопожарным инвентарем; привести в рабочее состояние пожарный гидрант, расположенный на ул. АДРЕС6; приобрести переносную пожарную мотопомпу в с. Сутара и в п. Ударный. Просила установить истцу срок для выполнения данных требований до ДАТА3, а именно до наступления пожароопасного периода. Определением Облученского районного суда от ДАТА4 года в связи с отказом прокурора от иска в части понуждения администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории г. Облучье; о приведении в рабочее состояние пожарных гидрантов, расположенных на улицах АДРЕС1, АДРЕС2, АДРЕС3, АДРЕС4 судом вынесено определение о прекращении производства по делу. Представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» С. заявленные требования в части установления в с. Сутара средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, приобретение переносной пожарной мотопомпы в с.Сутара, приведения в рабочее состояние пожарного гидранта, расположенного на улице АДРЕС5 признала полностью. Требования прокурора в части установления средства звуковой пожарной сигнализации для оповещения людей на случай пожара в п.Ударный, приобретение переносной пожарной мотопомпы в п.Ударный, а также создания условия (материальных и технических) для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Облученского городского поселения не признала, суду пояснила, что постановлением главы городского поселения от 08.07.2008 года № 7 «О создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны, порядке ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны в муниципальном образовании «Облученское городское поселение» утверждено положение о создании добровольной пожарной охраны на территории муниципального образования «Облученское городское поселение», однако никто из граждан не изъявил желания вступить в добровольную пожарную охрану, в связи с этим считает, что раз нет людей, то и нет необходимости создавать условия для ее деятельности. Также считает нецелесообразным установление средства звуковой пожарной сигнализации для оповещения людей на случай пожара в п.Ударный, а также приобретение переносной пожарной мотопомпы, поскольку в указанном населенном пункте отсутствуют жители и организации, которым можно было бы эту мотопомпу передать на хранение, и кто бы мог ее использовать во время пожара, а также некого и оповещать. Суд, выслушав пояснения сторон, свидетелей, изучив материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор вправе согласно требований ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население муниципального образования «Облученское городского поселение» Облученского муниципального района ЕАО ввиду невозможности их персонифицировать в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих. В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ - Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В ст. 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-правовыми полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачами, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. В соответствии со ст.ст. 2 и 18 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых выполняют полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ). Статьей 3 Федерального закона от 12.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности определены органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 4 указанного закона пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно - спасательных работ. Согласно ст. 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). Уставом муниципального образования «Облученское городское поселение» (утвержденным решением Собрания депутатов от 15.08.2005 г. № 9) решение вопросов об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах городского поселения отнесено к полномочиям администрации городского поселения (пп. 8 п. 1 ст. 27). В судебном заседании установлено, что по указанию прокуратуры Облученского района отделением государственного пожарного надзора Облученского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального образования «Облученское городское поселение», в части готовности муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий в период осеннего пожароопасного периода, о чем составлен доклад начальника ОГПН по Облученскому району Щ., согласно которому установлено, что администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» в нарушение требований п. 89 ППБ 01-03 пожарные гидранты, расположенные на ул. АДРЕС1, АДРЕС2, АДРЕС3, АДРЕС4 и АДРЕС5 г. Облучье, находятся в неисправном состоянии, в нарушении п. 114 ППБ 01-03 не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в нарушении требований п. 31 ППБ 01-03 на территории с. Сутара, п. Ударный отсутствует пожарные мотопомпы; отсутствует добровольная пожарная дружина в нарушении требований ППБ 01-03 п. 118 и п. 11. Обстоятельства, установленные данной проверкой представителем администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» С, не оспаривались в судебном заседании. В судебном заседании установлено, что результаты проведенного обследования свидетельствуют о том, что полномочия по осуществлению первичных мер пожарной безопасности администрацией поселения исполняются ненадлежащем образом, с нарушением законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Так, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидаций последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В нарушение п. 11 ППБ, а также ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» на территории Облученского городского поселения не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны. В нарушение п. 31 ППБ в с.Сутара и п.Ударный отсутствует переносная пожарная мотопомпа. В нарушение п. 114 ППБ, предусматривающего, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в с.Сутара и п.Ударный данные средства не установлены. Невыполнение ответчиком вышеприведенных требований законодательства о пожарной безопасности, в части создания добровольной пожарной охраны и обеспечении других первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, причинение имущественного ущерба, поскольку в результате возможного возникновения пожара на территории поселения, его последующего распространения, а также реальной возможности для своевременного прибытия к месту пожара подразделений пожарной охраны для его ликвидации и его последствий, огнем может быть охвачены расположенные близ очага пожара строения, лесной массив и п.т. Доводы представителя администрации Облученского городского поселения о том, что нецелесообразно создавать материальные и технические условия для деятельности добровольной пожарной охраны в связи с тем, что несмотря на все принятые меры по агитации, граждане не желают в нее вступать, суд находит несостоятельными, поскольку данная обязанность возложена на органы местного самоуправления в силу закона, и не зависит от наличия либо отсутствия членов добровольной пожарной охраны. Кроме того, как установлено в судебном заседании, предусмотренные постановлением главы городского поселения от 08.07.2008 года № 7, мероприятия по созданию и организации деятельности добровольной пожарной охраны, фактически не выполнены. Что также подтвердил, допрошенный в судебном заседании начальник отдела дорожного хозяйства, транспорта, ГО, ЧС и пожарной безопасности администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» М. Решая вопрос об установлении средств звуковой пожарной сигнализации и о приобретении переносной пожарной мотопомны в с. Ударный суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что в с. Ударный отсутствуют жители и организации, которым можно было бы эту мотопомпу передать на хранение, и кто бы мог ее использовать во время пожара, а также некого и оповещать в случае пожара, поскольку в п. Ударный имеется дачный сектор, где обрабатывают свои земельные участки граждане в пожароопасный период, на ст. Ударный ведут трудовую деятельность дежурный по станции, а также имеется ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания». При отсутствии переносной пожарной мотопомпы и средств звуковой пожарной сигнализации в случае возникновения пожара отсутствует возможность оповещения людей и быстрой ликвидации пожара и его последствий. Данные обстоятельства также подтвердил, допрошенный в суде в качестве свидетеля государственный инспектор Облученского района по пожарному надзору К, и не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика. Таким образом, в судебном заседании установлено, что полномочия по обеспечению первичных мера пожарной безопасности администрацией Облученского городского поселения исполняются не в полной мере, в связи с чем суд признает требования прокурора обоснованными и основанными на законе. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание необходимость осуществления ответчиком ряда организационных и других мер, направленных на исполнение судебного решения, суд полагает разумным установление срока исполнения решения в части установления средств звуковой пожарной сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с. Сутара, п. Ударный, создания материальных и технических условий для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Облученского городского поселения, приведение в рабочее состояние пожарного гидранта, расположенного на АДРЕС5 г. Облучье, приобретение переносной пожарной мотопомпы в с. Сутара и в с. Ударный, - ДАТА 5, т.е. до наступления пожароопасного периода. На основании изложенного, руководствуюсь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,- РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» в срок до ДАТА5: - на территории населенных пунктов с. Сутара и п. Ударный установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - создать материальных и технических условий для организации работы добровольной пожарной охраны на территории Облученского городского поселения, а именно обеспечить добровольную пожарную охрану спецодеждой и противопожарным инвентарем; - привести в рабочее состояние пожарный гидрант, расположенный АДРЕС5 г. Облучье; - приобрести переносную пожарную мотопомпу в с. Сутара и в п. Ударный. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья С.А. Папулова