Решение вступило в законную силу: 17.02.2011 года. Дело № 2-70/2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Облучье Дата Облученский районный суд ЕАО в составе судьи Папуловой С.А., при секретаре судебного заседания Комаричевой М.Л., с участием: истца - помощника прокурора Облученского района ЕАО Юрченко Н.Н., ответчика - представителя администрации муниципального образования "Известковское городское поселение" Кузнецовой Н.А., действующей на основании доверенности ответчика – представителя администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Молевой Н.Н, действующей на основании доверенности ответчика – представителя ООО «Дальсантехмонтаж» Чудопалова Ю.Г., действующего на основании доверенности рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Известковское городское поселение» к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район", обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о признании бездействия незаконным и о понуждению к исполнению обязательств, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Облученского района обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», общества с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» и о понуждении к исполнению обязательств. Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки прокуратуры установлено, что администрацией Известковского городского поселения и теплоснабжающей организацией ООО «Дальсантехмонтаж» не в полной мере соблюдаются требования федерального и регионального законодательства об организации теплоснабжения на территории указанного поселения. В соответствии с п.п.4, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом, организация содержания жилищного фонда. Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищному хозяйству от 27.09.2003 № 170 определено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий, актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября. Постановлением главы администрации муниципального района № 824 от 01.06.2010 «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства топливно-энергетического комплекса муниципального образования «Облученский муниципальный район» главам поселений было рекомендовано обеспечить полную готовность вех структур ЖКХ к началу отопительного сезона до 15.09.2010 с обязательным получением паспортов готовности на каждый объект и предприятие в целом. Согласно п. 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115, на котельных должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива. Пунктом 37 и таблицей 3.1. приказа Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 установлен общий нормативный запас топлива для каждого теплоисточника, - 7-суточный расход при доставке автотранспортом, 14-уточный расход при доставке по железной дороге. Теплоснабжение на территории Известковского городского поселения осуществляет ООО «Дальсантехмонтаж». По информации Биробиджанского отдела за промышленной и энергетической безопасностью от 10.12.2010 предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории Облученского муниципального района и обслуживающие котельные, паспорта готовности не получали. Запас угля сформирован на несколько дней. Поскольку указанная ситуация нарушает права граждан на здоровые и безопасные условия проживания, приводит к отсутствию надлежащего теплоснабжения и может привести к причинению крупного ущерба систем жизнеобеспечения, нанесению вреда здоровью граждан, наступлению иных тяжких последствий, просит суд признать незаконным бездействие муниципального образования «Известковское городское поселение» и ООО «Дальсантехмонтаж», выразившееся в неисполнении обязанностей по своевременному получению паспортов готовности на Центральную котельную пос. Известковый и с. Двуречье и накоплению 45-суточного запаса топлива на указанные котельные, обязать муниципальное образование «Известковское городское поселение» выполнить обязанности по организации в границах поселения теплоснабжения, в том числе обеспечить 45-суточный запас топлива для котельных теплоснабжающей организации, а также по получению паспортов готовности. Определением от 28.12.2010 года к делу в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район». В судебном заседании помощник прокурора Юрченко Н.Н. заявленные требования уточнила, просила суд признать бездействие администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за обеспечением нормативного 7-суточного запаса топлива, бездействие общества с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» выразившееся в ненакоплении 7-суточного запаса топлива незаконными. Обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» разработать план проверок наличия 7-суточного запаса топлива, при отсутствии такого запаса в необходимом количестве – принимать меры к понуждению ООО «Дальсанехмонтаж» к обеспеченности склада топлива необходимым количеством угля. Обязать ООО «Дальсантехмонтаж» накопить на котельных пос. Известковый и с. Двуречье запас топлива, рассчитанный на 7-суточный срок, а также получить акт готовности котельных Известковского городского поселения к работе в осенне-зимний период. В судебном заседании представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования "Известковское городское поселение" Кузнецова Н.А. заявленные требования не признала, суду пояснила, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район», решением Собрания депутатов муниципального образования «Известковское городское поселение», Соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, полномочия по организации теплоснабжения переданы муниципальному образованию «Облученский муниципальный район». Тем не менее, администрация поселения занимается организацией теплоснабжения, проведен конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения муниципального образования, заключен договор по его результатам. Ежедневно контролируется остаток топлива на котельных, информация о его объеме передается в комиссию по делам ГО и ЧС администрации Облученского района. Администрация поселения выступила поручителем по договору займа, полученного ООО «Дальсантехмонтаж» для закупа угля. В судебном заседании представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Молева Н.Н. заявленные требования не признала, суду пояснила, что органом местного самоуправления обязанности, возложенные решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район», решением Собрания депутатов муниципального образования «Известковское городское поселение», Соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения по организации теплоснабжения исполняются надлежащим образом. Постановлением главы администрации муниципального района № 824 от 01.06.2010 «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса муниципального образования «Облученский муниципальный район» утверждены основные мероприятия для безаварийного и надлежащего прохождения отопительного сезона. Кроме того, по договору гарантии от 27.12.2010 года администрация обеспечила исполнение обязательств, в том числе ООО «Дальсантехмонтаж» по оплате угля. Размер гарантии – 17, 5 миллионов рублей. Представитель ответчика - представитель ООО «Дальсантехмонтаж» Чудопалов Ю.Г.. заявленные требования не признал, суду пояснил, что ООО «Дальсантехмонтаж» занимается организацией теплоснабжения на территории муниципального образования «Известковское городское поселение». Все необходимые меры для организации бесперебойного теплоснабжения приняты. На момент рассмотрения дела судом запас топлива на котельных п. Двуречье, центральной котельной п. Известковый составляет 1174,6 тонн. Накопление угля в нормативных объемах невозможно, т.к. на территории поселения отсутствуют угольные склады, способные вместить такое количество. Размещение угля в необорудованных для этого местах может привет к его хищению. Надлежащим образом осуществляя свои обязанности, ООО «Дальсантехмонтаж» заключило договоры на поставку угля, к каждому имеется график поставки, в ближайшее время ожидается прибытие партии в 1000 тонн. Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу и дополнительно представленные документы, суд считает заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор вправе, согласно положениям ст. 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ввиду невозможности их персонифицировать в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих. Согласно ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 255 ГПК РФ к бездействиям органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом. Из пункта 3 ч. 1 ст. 27 Устава муниципального образования «Известковское городское поселение» следует, что к полномочиям администрации городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; 3) реализация предусмотренных законом полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; 4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; 5) согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; 6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации; 7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.6.3. постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции. Таким образом, законодателем для органов местного самоуправления, в рамках осуществления ими полномочий по решению вопроса местного значения – организации теплоснабжения, предусмотрена обязанность, в том числе, по контролю за готовностью к отопительному периоду. Решением Собрания депутатов Известковского городского поселения о 26.11.2010 № 141 часть полномочий по решению вопросов местного значения поселения передана муниципальному району. Соглашением от 30.12.2010 года, заключенным между администрацией муниципального образования «Известковское городское поселение» и администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» полномочия по организации в границах поселения электро, - тепло, - газо, - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в части осуществления контроля за деятельностью ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса в части предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества, осуществления контроля по выполнению основных мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса поселения к работе в осеннее – зимний период 2011-2012 года возложены на администрацию муниципального образования "Облученский муниципальный район". Постановлением администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" от 01.06.2010 года № 824 утверждены основные мероприятия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования "Облученский муниципальный район" к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года. Указанным постановлением определены организационные мероприятия, в том числе и по контролю за прохождением отопительного периода. В судебном заседании из пояснений сторон установлено, что администрациями муниципального района и городского поселения осуществляется контроль за количеством топлива на котельных, путем ежедневного мониторинга запасов топлива путем визуального осмотра и запроса сведений о поступившем количестве топлива. Указанные сведения передаются специалистом администрации городского поселения в администрацию муниципального района, где информация систематизируется, анализируется, и при необходимости – передается в органы власти субъекта. Статьями 130, 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют решение вопросов местного значения самостоятельно. Принимаемые органами местного самоуправления городского поселения, муниципального района меры по исполнению вышеуказанных требований, по мнению суда, являются достаточными. Конкретные меры, которые прокурор просил суд обязать предпринять орган местного самоуправления, а именно: разработать план проверок наличия 7-суточного запаса топлива, при отсутствии такого запаса в необходимом количестве – принимать меры к понуждению ООО «Дальсантехмонтаж» к обеспеченности склада топлива необходимым количеством угля, не установлены каким-либо нормативным правовым актом, удовлетворение такого рода требований повлечет вмешательство в производственную, организационную деятельность органов местного самоуправления, которую они вправе осуществлять самостоятельно. Требования к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» в части обязания принятия мер к понуждению ООО «Дальсантехмонтаж» по созданию запаса топлива не подлежат удовлетворению, поскольку не основаны на законе, т.к. общество с ограниченной ответственностью Дальсантехмонтаж, в соответствии с действующим законодательством, является самостоятельным юридическим лицом, принятие в отношении него мер понуждения со стороны органа местного самоуправления недопустимо. Суд, исходя из совокупности вышеуказанных установленных судом обстоятельств, пришел к убеждению, что со стороны администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», в части контроля за обеспечением накопления нормативного запаса топлива, не допущено какого-либо бездействия. Таким образом, требования прокурора к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» по разработке плана проверок наличия нормативного запаса топлива, а также понуждения принятия к ООО "Дальсантехмонтаж" конкретных мер направленных на его накопление удовлетворению не подлежат. В уточненных исковых требованиях прокурор деяния администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» не оспаривает, с требованием о возложении обязанностей не выступает. Таким образом, требования к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» также не подлежат удовлетворению. Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации. Из информации о накоплении и расходовании твердого топлива на территории муниципального образования "Облученский муниципальный район" следует, что для центральной котельной п.Известковый обеспеченность в твердом топливе составляет по состоянию на 02.12.2010 года - по 01.12.2010 года, по состоянию на 07.12.2010 года – по 07.12.2010 года, по состоянию на 29.01.2011 года – по 30.01.2011 года. По котельной с. Двуречье по состоянию на 02.12.2010 года – по 06.12.2010 года, по состоянию на 07.12.2010 года – по 07.12.2010 года, по состоянию на 29.01.2011 года – по 31.01.2011 года. Таким образом, не смотря на заключенные договоры поставки угля ООО "Дальсантехмонтаж" периодически допускает ситуацию, при которой на котельных муниципального образования «Известковское городское поселение» отсутствует нормативный неснижаемый запас топлива. В связи с чем, суд пришел к убеждению, что со стороны ООО «Дальсантехмонтаж», в части не накопления нормативного запаса топлива на день подачи иска и на день рассмотрения дела, допущено бездействие, что является незаконным. В отношении требований прокурора в отношении ООО «Дальсантехмонтаж» по накоплению нормативного запаса топлива суд установил. В соответствии с пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. В соответствии с пунктом 4.5.3. постановления Правительства РФ от 28.05.2008 №400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" утверждение нормативов создания запасов и резервов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства. Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» утверждена Инструкция об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных. Указанной Инструкцией определено следующее. Норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество 45 суток по твердому топливу. Указанный норматив определяется по формуле с применением следующих расчетных показателей: среднее значение отпуска тепловой энергии в тепловую сеть в течение трех наиболее холодных месяцев, расчетный норматив средневзвешенного удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию по трем наиболее холодным месяцам. Таким образом, законодателем установлен специальный механизм, а также субъект определения нормативов запасов топлива. В судебное заседание материалы и сведения, свидетельствующие о наличии у ООО «Дальсантехмонтаж» расчетных нормативов запасов топлива, утвержденных Минэнерго РФ не представлены. Удовлетворение требований о создании запасов топлива не в количественных характеристиках (тоннах, литрах, кубометрах), по смыслу указанных правовых актов, невозможно. Вместе с тем суд считает необходимым отметить В соответствии с указанной инструкцией, общий нормативный запас топлива состоит из эксплуатационного и неснижаемого запасов. Нормативный неснижаемый запас топлива (ННЗТ) для электростанций и котельных, сжигающих уголь, мазут и дизельное топливо, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток, а для тепловых электростанций и котельных, сжигающих газ, - трех суток. Учитывая, что прокурор обратился в суд с иском о защите прав неопределенного круга лиц, удовлетворение заявленных требований может способствовать бесперебойному, плановому прохождению отопительного периода, суд считает возможным удовлетворить в этой части требования прокурора, обязав ООО «Дальсантехмонтаж» создать неснижаемый нормативный запас топлива, обеспечивающий работу котельных в течение 7-х суток, исходя из среднего количества потребляемого топлива. Нормативным правовым актом, определяющим порядок оценки готовности теплоснабжающих организаций, в том числе котельных, является Положение об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период. СО 153-34.08.105-2004" (утв. Минпромэнерго РФ 25.08.2004). Указанным актом предусмотрен только один вид документа, удостоверяющий готовность объекта – паспорт готовности. Создание иных документов, в том числе актов готовности, законодателем не предусмотрено. Таким образом, требования прокурора к ООО «Дальсантехмонтаж» в части возложения обязанности получить акт готовности котельных Известковского городского поселения к работе в осенне-зимний период удовлетворению не подлежат. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решая вопрос о сроке, в течение которого необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение, суд считает возможным установить обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» срок для осуществления мероприятий по накоплению нормативного 7-суточного неснижаемого запаса на котельной п.Известковый и с.Двуречье – до 01.03.2011 года. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 330.36 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в связи, с чем с ООО "Дальсантехмонтаж" в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере ХХ рублей, исходя из требований ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 206, 194-198, 199 ГПК РФ ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Известковское городское поселение» к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район", обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о признании незаконным бездействия и о понуждению к исполнению обязательств удовлетворить частично. Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж», выразившееся в не накоплении нормативного запаса топлива незаконным. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» накопить нормативный 7-суточный запас топлива на центральной котельной пос. Известковый, котельной с. Двуречье в срок до 01.03.2011 года. В удовлетворении остальных требований отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья С.А. Папулова