Решение вступило в законную силу: 07.09.2010 НОМЕР Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Облучье ДАТА Облученский районный суд ЕАО в составе: председательствующего судьи Папуловой С.А., при секретаре судебного заседания Нурисламовой О.А., с участием: прокурора – старшего помощника прокурора Облученского района ЕАО Холманских Т.А., представителя Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Скоробогатова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» и недействующим с момента его принятия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» и недействующим с момента его принятия, свои доводы мотивировал тем, что оспариваемым решением представительного органа Теплоозерского городского поселения установлены нормативы потребления коммунальной услуги «отопление» для потребителей, проживающих в: одноэтажных домах – 0,033182 Г/калл/м.кв, в двухэтажных домах – 0,029779 Г/калл/м.кв., в трехэтажных домах – 0,026339 Г/калл/м.кв., в пятиэтажных домах – 0,021194 Г/калл/м.кв., то есть в зависимости от этажности здания (домов). Оспариваемое решение было опубликовано в Информационном вестнике Теплоозерского городского поселения от 13 июля 2010 года № 9 (31). Из иска прокурора также следует, что решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение», как нормативный правовой акт противоречит, по мнению прокурора, требованиям федерального законодательства РФ: ст. 157 ч. 1 Жилищного кодекса РФ, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, поскольку как следует из заявления прокурора, в соответствии данными правилами, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. При этом, под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного или жилого дома при определении нормативов потребления услуги отопления следует учитывать материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Поскольку согласно данным технических паспортов на многоквартирные, жилые дома в Теплоозерском городском поселении, а так же выполненных на основе их данных расчетов в обоснование определения нормативов, все группы домов (одноэтажных, двух-трех и пятиэтажных) имеют существенное различие по конструктивным и техническим параметрам, в том числе как по материалу стен здания (кирпичный, панельный, шлакоблочный, деревянный), так и по объему жилых помещений, площади ограждающих конструкций и т.д., то при таких обстоятельствах, с учетом требований закона, нормативы потребления коммунальной услуги отопления должны быть дифференцированы и не могут быть объединены по группам только по признаку этажности. Прокурор считает, что определение среднего показателя норматива для групп однородных домов без учета наличия всех аналогичных технических и конструктивных параметров является неверным, а решение представительного органа, утвердившего такие нормативы, не основано на законе. Кроме того, прокурор считает, что оспариваемое решение о нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» является незаконным и в части определения порядка вступления его в законную силу и распространения на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года, поскольку вновь утвержденные нормативы увеличивают стоимость услуги «отопление» соответственно увеличивают объем имущественной ответственности граждан, что нарушает положения ст. 54 Конституции РФ, содержащей прямой запрет на применение закона, устанавливающего или отягчающего ответственность по отношению к правоотношениям, существовавшим до его принятия (обратная сила закона), а также нарушает ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Соответственно применение их до момента вступления в силу невозможно. На основании изложенного, прокурор просит суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление». В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора Облученского района ЕАО Холманских Т.А. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, суду пояснила, что решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» № 179 от 12.07.2010 года «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» противоречит федеральному законодательству, а именно п.п. 5 и 10 Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306. Все группы жилых домов Теплоозерского городского поселения одноэтажные, двухэтажные, пятиэтажные имеют существенное различие по конструктивным и техническим параметрам, в том числе как по материалу стен задания, так и по объему жилых помещений, площади ограждающих конструкций, в связи с чем нормативы потребления коммунальных услуг должны быть установлены дифференцированно, однако оспариваемым нормативным актом в области нормативного регулирования предоставления коммунальных услуг определен единый норматив (средний показатель) для групп жилых домов, в зависимости от этажности без учета аналогичных технических и конструктивных параметров, что является неверным. Кроме того, считает, что в соответствии со ст.ст. 47, 54 Конституции РФ применение муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, возможно только после их официального опубликования (обнародования), соответственно применение их до момента вступления в силу невозможно. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» № 179 от 12.07.2010 года «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 года, что является недопустимым. На основании изложенного помощник прокурора Облученского района Холманских Т.А. просила суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» и недействующим с момента его принятия. Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов муниципального образования "Теплоозерское городское поселение" – председатель Собрания депутатов Скоробогатов А.В., заявленные прокурором требования признал в полном объеме. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям: На основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Как установлено из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального районы 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» установлены нормативы потребления коммунальной услуги «отопление» в Теплоозерском городское поселении потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Согласно п. 1 указанного решения норматив потребления коммунальной услуги «отопление» при отсутствии учета установлен: для одноэтажных домов 1 Г/калл на 1 кв.м. в месяц, при этом действие принятого нормативно правового акта распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 года, в одноэтажных домах – 0,033182 Г/калл/м.кв.; в двухэтажных домах – 0,029779 Г/калл/м.кв., в трехэтажных домах – 0,026339 Г/калл/м.кв., в пятиэтажных домах – 0,021194 Г/калл/м.кв., то есть в зависимости от этажности здания. Судом установлено, что решение официально опубликовано в Информационном вестнике Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО № 9 (13) от 13.07.2010 года. Указанным решением с 01.01.2010 года были введены новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление в зависимости от этажности здания. В соответствии с п.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ При проверке законности оспариваемого решения судом учтено, что Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию при отсутствии приборов учета (далее – постановление № 306, Правила). Указанные нормативы предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Согласно подпункту "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Пунктом 9 Правил определено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Как следует из расчетов теплопотребления жилых домов пос. Теплоозерск, а также пояснений сторон в пос. Теплоозерск имеются несколько категорий многоквартирных жилых домов различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, имеющих различную степень благоустройства, оспариваемым решением Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» в нарушение Правил утвержден единый норматив теплопотребления для всех домов на территории городского округа исходя из этажности жилого дома без учета различий в конструктивных и технических параметрах многоквартирных жилых домов в пос. Теплоозерск, данный факт заинтересованным лицом Скоробогатовым А.В. в судебном заседании не отрицался. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что действующий норматив потребления коммунальной услуги «отопление», утвержденные оспариваемым решением Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление», противоречит Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», установлен с нарушением федерального законодательства, в связи с чем требования прокурора Облученского района ЕАО о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» подлежат удовлетворению. В силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Прокурор просил признать решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерского городского поселения» от 12.07.2010 года № 179 недействующим со дня его принятия, то есть с 12.07.2010 года. Учитывая требования названной статьи ГПК РФ суд считает возможным в этой части требования прокурора удовлетворить и признать решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерского городского поселения» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» недействующим со дня его принятия. На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. С учетом изложенного сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в Информационном вестнике Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199, 253 ГПК РФ, суд, - Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление» и недействующим с момента его принятия, - удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление». Обязать Собрание депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» по вступлению решения суда в законную силу опубликовать в Информационном вестнике Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО сообщение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия решение Собрания депутатов муниципального образования « Теплоозерское городское поселение» от 12.07.2010 года № 179 «О нормативах потребления коммунальной услуги «отопление». Решение может быть обжаловано в суд ЕАО через Облученский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья С.А. Папулова