Решение вступило в законную силу: 14.06.2011 Дело № 2-196/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДАТА Облученский районный суд в составе: судьи: Слободчиковой М.Е. при секретаре: Вдовине А.В. представителя заявителя Куликова В.Ф., действующего по доверенности представителя Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» Папуловой А.О., действующей по доверенности. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Облучье гражданское дело заявлению Соболева С.В. о признании незаконным бездействия Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район». у с т а н о в и л: Соболев С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район». Заявление мотивировал тем, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 246 «О проведении публичных слушаний по проекту решения «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 г., определен порядок проведения публичных слушаний в Облученском районе в декабре 2010 г. в соответствии с Положением «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Облученский муниципальный район», утвержденным решением собрания депутатов № 273 от 24.10.2005 г. и Уставом муниципального образования «Облученский муниципальный район». В установленном порядке публичные слушания проведены не были, так как проведены они были в порядке, установленном распоряжением главы муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 1 от 26.11.2010 г. согласно которому таблица поправок и заключения на предложения граждан должны были быть разработаны до 13.12.2010 г. то есть по истечении срока проведения публичных слушаний, которые проводились со 2 по 9 декабря 2010 г. В результате чего было нарушено право Соболева С.В. на участие в публичных слушаниях, его предложение не было рассмотрено в надлежащем порядке. Просит признать незаконным бездействие Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район», выразившееся в не проведении в декабре 2010 г. публичных слушаний по проекту решения «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 г.» в порядке, предусмотренном решением Собрания депутатов муниципального образования № 246 от 10.11.2010 г., а также Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Облученский муниципальный район», утвержденным решением Собрания депутатов № 273 от 24.10.2005 г. и Уставом муниципального образования «Облученский муниципальный район». А также признать незаконным бездействие Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район», выразившееся в отсутствие контроля за проведением публичных слушаний со стороны Комиссии по проведению публичных слушаний и главы муниципального образования «Облученский муниципальный район». В судебное заседание заявитель Соболев С.В. не явился, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем имеется телефонограмма и ходатайство Соболева С.В. от 22.04.2011 г. о проведении судебных заседаний без его участия. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В судебном заседании 11.04.2011 г. Соболев С.В. требования поддержал. Суду пояснил, что по проекту бюджета Облученский муниципальный район он внес предложение, которое не было доведено до жителей Облученского муниципального района, а обсуждено только членами комиссии по организации и проведению публичных слушаний, чем было нарушено его право. По его мнению, до проведения публичных слушаний должен был быть разработан проект бюджета с таблицей поправок по предложениям граждан и на публичных слушаниях граждане должны были голосовать за опубликованный проект бюджета и проект бюджета с таблицами поправок с предложениями граждан. В г. Облучье публичные слушания проводились 3.12.2011 г., но слушаний по проекту бюджета не было, по его предложению были вопросы, но ему не дали слово выступить в защиту своего предложения, чем также был нарушен порядок проведения публичных слушаний. В этот же день ему стало известно, что публичные слушания проводятся не в соответствии с решением, принятым Собранием депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район», а в соответствии с распоряжением главы Облученского муниципального района № 1. О том, что публичные слушания проводятся не с соответствии с принятым решением Собрания депутатов он заявил на публичных слушаниях, но глава муниципального района Орел В.В., присутствовавший на публичных слушаниях в г. Облучье, возразил ему. Считает, что распоряжение главы муниципального района № 1 принято неправомерно. С заключением о публичных слушаниях он ознакомился 16.12.2011 г. из публикации в газете «Искра Хингана». Окончательно мнение о том, что публичные слушания проведены с нарушениями у него сформировалось 31.12.2011 г. В связи с тем, что публичные слушания проведены с нарушением порядка их проведения, 22.12.2010 г. он голосовал против принятия бюджета Облученского района на 2011 г. В ходатайстве от 12.04.2011 г. заявитель Соболев С.В. просил обязать Собрание депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» провести публичные слушания по проекту решения «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район на 2011 г.» в порядке, предусмотренном решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 246 от 10.11.2010 г. и Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Облученский муниципальный район», утвержденном решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 273 от 24.10.2005 г. Представитель заявителя Куликов В.Ф., действующий по доверенности, требования поддержал. В судебном заседании уточнил, что от требования о повторном проведении публичных слушаний по проекту решения «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район на 2011 г.» в порядке, предусмотренном решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 246 от 10.11.2010 г. и Положением «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Облученский муниципальный район», утвержденном решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 273 от 24.10.2005 г. отказывается. Считает, что бездействие Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» выразилось в том, что публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 г. проведены не в порядке, предусмотренном решением Собрания депутатов муниципального образования № 246 от 10.11.2010 г., Положением «О публичных слушаниях № 273 от 24.10.2005 г., Уставом муниципального образования «Облученский муниципальный район», а в соответствии с распоряжением главы администрации муниципального образования № 1 от 26.11.2010 г. В результате время проведения публичных слушаний было сокращено, так как в решении Собрания депутатов № 246 от 10.11.2010 г. принято о проведении публичных слушаний в декабре 2010 г., глава сократил этот срок со 2 по 9 декабря 2010 г., вместо назначения комиссии по организации и проведению публичных слушаний по проекту о бюджете, сам утвердил ее, не имел полномочий утверждать график проведения публичных слушаний, так как это относится к полномочиям Собрания депутатов. Порядок работы комиссии, установленный в п. 3,4 распоряжения главы в части рассмотрения предложений граждан, подготовки заключений на предложения противоречит порядку, принятому решением Собрания депутатов № 246 от 10.11.2010 г., так как заключение на предложения должны быть подготовлены до начала проведения публичных слушаний, а не до 13.12.2010 г. Предложения граждан по проекту бюджета не озвучивались во всех населенных пунктах, где поводились публичные слушания, а озвучивались только в тех, где они поступали. Проект бюджета на голосование не ставился, так как на публичных слушаниях в населенных пунктах присутствующие голосовали только за свои предложения. На публичных слушаниях не предоставлялась возможность выступить в защиту предложений, не осуществлялась регистрация для выступлений. Считает, что Собрание депутатов, возложившее решением № 246 от 10.11.2010 г. контроль за исполнением этого решения на постоянную комиссию Собрания депутатов по Регламенту и депутатской этике, должно было не допустить вышеуказанные нарушения при проведении публичных слушаний. В результате были нарушены права Соболева С.В. на участие в публичных слушаниях, а именно на публичных слушаниях в г. Облучье Соболеву С.В. не дали возможности голосовать за проект бюджета, предложения Соболева С.В. не были рассмотрены в порядке, установленном решением Собрания депутатов № 246, так как не было подготовлено заключение на его предложение своевременно, его предложение не было озвучено в других населенных пунктах и присутствующие не голосовали за его предложение, Соболеву С.В. не дали возможности выступить на публичных слушаниях, чтобы защитить свое предложение в г. Облучье. 22.12.2010 г. Соболев С.В. голосовал против принятия бюджета в связи с допущенными нарушениями при проведении публичных слушаний. Считает, что заявителем не пропущен срок на обжалование, так как решением Собрания депутатов № 246 от 10.11.2010 г. определено провести публичные слушания по проекту бюджета в декабре 2010 г., в связи с этим до конца декабря 2010 г. публичные слушания могли еще проводиться, в том числе уже без нарушений, поэтому начало истечения срока на обжалование необходимо исчислять с 1.01.2011 г. Представитель заинтересованного лица – Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Папулова А.О. в судебном заседании пояснила, что с требованиями заявителя не согласна, считает, что им пропущен трехмесячный срок на обжалование, так как 3 декабря 2010 г. при проведении публичных слушаний в г. Облучье Соболев С.В. узнал о нарушении своего права, 22.12. 2010 г., участвовал при принятии бюджета Облученского района. Соболев С.В., являясь членом комиссии Собрания депутатов по Регламенту и депутатской этике, на которую был возложен контроль за исполнением решения Собрания депутатов № 246 от 10.11.2010 г. сам бездействовал, никаких действий по устранению нарушений, если он считал, что они допущены, не предпринимал. Согласна с тем, что порядок учета предложений по проекту решения «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 г. и участия граждан в его обсуждении, утвержденный решением Собрания депутатов противоречит порядку, принятому распоряжением главы муниципального района №1 от 26.11.2010 г. Распоряжение главы муниципального района № 1 от 26.11.2010 г. «О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 г.» Соболевым С.В. было обжаловано в Облученский районный суд, но отменено не было. Публичные слушания проводились в соответствии с распоряжением главы муниципального района № 1 от 26.11.2010 г. Все предложения по проекту бюджета, поступившие от граждан, в конечном итоге должны были быть вынесены на заседание Собрания депутатов при принятии бюджета и они были вынесены, в том числе и предложение Соболева от 30.11.2010 г. Считает, что со стороны Собрания депутатов нет бездействия, поскольку публичные слушания проведены, а нарушение порядка их проведения не является бездействием. Изучив представленные документы, выслушав стороны, суд пришел к выводу о необходимости оставления данного заявления без удовлетворения по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде коллегиальные решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми или иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), а также нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратится в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Суд считает, что Соболевым С.В. пропущен установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд с требованием о признании незаконным бездействия Собрания депутатов, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Из пояснения заявителя Соболева С.В. в судебном заседании, его представителя Куликова В.Ф. следует, что о том, что публичные слушания проводятся не в порядке, принятом решением Собрания депутатов муниципального образования Облученский муниципальный район № 246 от 10.11.2010 г. «О проведении публичных слушаний по проекту решения «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 г.», а в соответствии с распоряжением главы муниципального района № 1 от 26.11.2010 г., о том, что на публичных слушаниях в г. Облучье участники слушаний, в том числе и Соболев С.В. не голосовали за проект бюджета, что по предложению Соболева С.В. до начала публичных слушаний не было готово заключение, что Соболеву С.В. не дали возможность выступить на публичных слушаниях, чтобы защитить свое предложение ему было известно 3.12.2011 г. при проведении публичных слушаний в г. Облучье. Эти же обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Исаковой О.А., Егоровой И.А., пояснивших в судебном заседании, что 3.12.2010 г. при проведении предварительных слушаний в г. Облучье Соболев С.В. заявлял о нарушениях порядка проведения слушаний, указывал о том, что нарушается порядок приема предложений, их рассмотрения, вынесения на обсуждение и т.д. Из протокола заседания Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» № 19 от 22.12.2010 г. также следует, что при обсуждении вопроса о бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 г. большинством голосов утвержден бюджет муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 г. При этом Соболев С.В. голосовал против утверждения бюджета. Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя Куликов В.Ф. Соболев С.В. голосовал против утверждения бюджета в связи с допущенными нарушениями, указанными в судебном заседании, при проведении публичных слушаний. Таким образом, при принятии бюджета 22.12.2010 г. Соболеву С.В. было известно, что допущенные, по его мнению, нарушения при проведении публичных слушаний не устранены, при этом бюджет Собранием депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО принят. С этого времени и подлежит исчислению срок, с которого у Соболева С.В. возникло право на обращение в суд с заявлением. В соответствии с п. 1.2, 1.4 Положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Облученский муниципальный район», утвержденного решением районного Собрания депутатов муниципального образования «Облученский район» ЕАО № 273 от 24.10.2005 г. следует, что публичные слушания – это одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального района через обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Предметом обсуждения на публичных слушаниях являются проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения муниципального района. Из анализа вышеприведенного Положения следует, что публичные слушания не могут проводиться по утвержденному бюджету. В связи с чем, доводы заявителя и его представителя о том, что Соболевым С.В. не пропущен срок на обжалование бездействия Собрания депутатов, так как из решения Собрания депутатов № 246 от 10.11.2010 г. следует, что публичные слушания запланированы на декабрь 2010 г., следовательно, срок их проведения заканчивается 31.12.2010 г., и со следующей даты подлежит исчислению срок на обжалование, суд считает необоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст. 254-257; 194-199 ГПК РФ,- р е ш и л: Заявление Соболева С.В. о признании незаконным бездействия Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в Областной суд ЕАО в течение 10 дней через Облученский районный суд с момента изготовления мотивированного решения. Судья: М.Е. Слободчикова