Решение вступило в законную силу: 08.09.2011г. Дело № 2-341/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Облучье ДАТА Облученский районный суд ЕАО в составе председательствующего Папуловой С.А., при секретаре судебного заседания Курдюмовой М.Г., с участием помощника прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В., представителя ответчика - представителя администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Кузнецовой Н.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» и о понуждению к исполнению обязательств, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Облученского района (далее прокурор) обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» незаконным и о понуждении к исполнению обязательств. Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Облученского района в рамках представленных надзорных полномочий за исполнением федерального законодательства с привлечением специалистов ГИБДД УВД по Еврейской автономной области проведена проверка исполнения на территории муниципального образования «Известковское городское поселение» законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и законодательства о безопасности дорожного движения. Результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности исполняются администрацией поселения ненадлежащим образом, с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и законодательства о безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Уставом муниципального образования «Известковское городское поселение», решение вышеуказанного круга вопросов отнесено к компетенции администрации поселения. В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N2 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Требования к эксплуатационному состоянию дорожного покрытия, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221. Согласно п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. - покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Из иска прокурора следует, что осмотром дорог поселения установлено, что на всем протяжении улиц Ведина, Шевчука имеются неровности, ямочность дорожного покрытия, выбоины в дорожном покрытии, в неудовлетворительном состоянии находятся система средств организации дорожного движения городского поселения (дорожные знаки). Согласно пункту 5.2.25 Правил, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов, повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. Проведенным осмотром установлено, что в районе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9», расположенной в пос. Известковый, знак 1.23 «Дети» не установлен, равно как отсутствует повторный знак 8.2.1 с указанием протяженности участка дороги, проходящего вдоль учреждения. Аналогичные нарушения имеются на участке дороги вблизи муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11», расположенного в с. Двуречье. Таким образом, приведенные выше результаты обследования дорог местного значения общего пользования Известковского городского поселения свидетельствуют о бездействии со стороны собственника автомобильных дорог - администрации Известковского городского поселения по исполнению обязательств в области ремонта, содержания автомобильных дорог и обеспечении безопасности дорожной деятельности на территории поселения. Данные факты нарушений требований нормативных актов могут привести к негативным последствиям в виде повышения автотранспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью людей. Также из иска следует, что согласно ст.ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, каковым является население Хинганского городского поселения ввиду невозможности их персонифицировать, в связи с постоянно изменяющейся численностью проживающих. Прокурор, как следует из заявления, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Известковского городского поселения и средств организации дорожного движения, расположенных на территории поселения; обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» в срок до 01 ноября 2011 года: провести профилирование дорожного покрытия на улицах Ведина, Шевчука п. Известковый; установить в районе МОУ СОШ № 9 и МОУ СОШ № 11 дорожные знаки 1.23 «Дети» с повторным знаком с табличкой 8.2.1 с указанием протяженности дороги вдоль образовательного учреждения, расположенный в районе средней школы № 9. В судебном заседании помощник прокурора Будченко Т.В. требования, изложенные в заявлении поддержала, уточнила, просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Известковского городского поселения и средств организации дорожного движения, расположенных на территории поселения, обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» в срок до 01 ноября 2011 года провести профилирование (грейдерование) дорожного покрытия на улицах Ведина, Шевчука п. Известковый; установить в районе МОУ СОШ № 9 п.Известковый и МОУ СОШ № 11 п.Двуречье дорожные знаки 1.23 «Дети» со знаком дополнительной информацией 8.2.1 с указанием зоны действия дорожного знака. Представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Кузнецова Н.С. заявленные требования признала в полном объеме, о чем представила суду заявление, просила суд установить срок для ремонта дорог и установке дорожных знаков до 01.11.2011 года. Допрошенный в судебном заседании свидетель – старший инспектор ДПС ГИБДД ОВД по Облученскому району Паутов В.Н. показал, что в п. Известковый нет дорожных знаков, которые должны информировать водителей о безопасных условиях движения по дорогам. Ямочность дорожного покрытия влияет на безопасность дорожного движения, водителям приходится совершать различные маневры, хаотичные движения по дороге, что приводит к ДТП. Дорожные знаки необходимы для безопасности участников дорожного движения, так, дорожный знак 1.23 «Дети» предупреждает о том, что впереди расположен пешеходный переход, по которому могут переходить дети. Выслушав пояснения сторон, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» и о понуждении к исполнению обязательств обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Известковского городского поселения и средств организации дорожного движения, расположенных на территории поселения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к числу которых относятся заявленные прокурором Облученского района по настоящему делу требования, поскольку это напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Как видно из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Облученского района ЕАО совместно с госинспектором ГИБДД УВД по ЕАО 22.06.2011 года была проведена проверка состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Известковское городское поселение», о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. Согласно данному акту, на всем протяжении улиц Ведина и Шевчука имеется ямочность дорожного покрытия, необходимо провести профилирование дорожного покрытия, в районах МОУ СОШ № 9 п.Известковый и МОУ СОШ № 11 п.Двуречье отсутствуют знаки 1.23 «Дети». Обстоятельства, установленные актом осмотра, представителем администрации Известковского городского поселения не оспаривались в судебном заседании, как и то, что дорожное покрытие указанных в заявлении улиц требует ремонта, а также не оспаривалась необходимость установки дорожных знаков. В ст. 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-правовыми полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачами, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальным уровнем. В соответствии со ст.ст. 2 и 18 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ). В статье 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ (далее – Закон об автомобильных дорогах) определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном правев соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7); ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплутационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п.11). К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 8 ст. 6 указанного закона). Согласно выписке из реестра муниципальной собственности, автомобильные дороги общего пользования: по улицам являются муниципальной собственностью и внесены в реестр муниципального имущества. Статьей 13 указанного выше закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6), утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджете на указанные цели (п. 11). Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о БДД) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, то есть на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о БДД органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В силу ст. 3 Закона о БДД - основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Статьей 24 Закона о БДД предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской гарантируются государством и обеспечиваются путем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). Уставом муниципального образования «Известковое городское поселение» (принятом решением Собрания депутатов от 17.08.2005 г. № 9), решение вопросов содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования отнесено к полномочиям администрации поселения (пп. 4 п. 1 ст. 27). Полномочия администрации Известковского городского поселения по организации дорожной деятельности конкретизированы решением Собрания депутатов от 29.05.2008 г. № 173 ««Об утверждении Положения «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории муниципального образования «Известковское городское поселение», согласно п. 2.2. настоящего положения к полномочиям администрации городского поселения относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского поселения. Положениями п.1 ст.6 Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что технические регламенты принимаются, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан. Согласно государственному стандарту РФ Р50597–93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1994 г. № 221 все требования стандарта являются обязательными инаправлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. ГОСТ Р 50597-93 также устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, к покрытию дорог, тротуару обочин, состоянию дорожных знаков, разметки, ограждений. В соответствии сп. 3.1.1., 4.1.1. Госстандарта РФ от 11.10.1994, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств со скоростью,разрешенной Правилами дорожного движения. Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными в соответствии с ГОСТ Р 52290 - 2004 и размещенными в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2004 в установленном порядке дислокацией. В судебном заседании установлено, что результаты проведенного обследования свидетельствуют о том, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности исполняются администрацией поселения ненадлежащем образом, с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и законодательства о безопасности дорожного движения. На основании указанных законодательных актов суд приходит к выводу, что неудовлетворительное состояние указанных в заявлении дорог, являющихся дорогами местного значения, отсутствие в необходимых местах дорожных знаков, является следствием незаконного бездействия со стороны администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», что создает угрозу и реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также материального ущерба имуществу организаций и физических лиц. В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать то обстоятельство, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Представителем администрации Известковского городского поселения не представлено доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, а именно, то, что на территории муниципального образования содержание автомобильных дорог по улицам Ведина и Шевчука ведется в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами. Считая допущенное администрацией муниципального образования «Известковское городское поселение» незаконное бездействие нарушающим права граждан на безопасное передвижение по дорогам, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию муниципального образования обязанность привести автомобильные дороги в соответствии с установленными требованиями, выполнив необходимый объем ремонтных работ, а также установить дорожные знаки в соответствии с установленными требованиями. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решая вопрос о сроке, в течение которого необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение, суд исходит из объема работ, мнения сторон, считает необходимым установить администрации муниципального образования «Известковского городское поселение» срок для осуществления мероприятий по ремонту автомобильных дорог, установке дорожных знаков до 01 ноября 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 206, 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» и о понуждению к исполнению обязательств - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, выразившееся в неисполнении обязательств по ремонту и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Известковского городского поселения и средств организации дорожного движения, расположенных на территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» в срок до 01 ноября 2011 года: - провести профилирование (грейдерование) дорожного покрытия на улицах Ведина, Шевчука п. Известковый Облученского района ЕАО; - установить в районе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» в п.Извествовый и муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» в п.Двуречье дорожные знаки 1.23 «Дети» со знаком дополнительной информацией 8.2.1 с указанием зоны действия дорожного знака. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья С.А. Папулова