Решение №2-391/2011г. по иску прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Пашковское сельское поселение» о возложении обязанности обеспечить котельную резервным источником питания



Решение вступило в законную силу: 10.11.2011г.

Дело № 2-391/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 года г. Облучье

Облученский районный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Суржиковой А.В.,

при секретаре Гусейновой О.В.,

с участием:

помощника прокурора Облученского района Левченко П.Ф.,

представителя ответчика – представителя администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Шабанова С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о возложении обязанности обеспечить котельную резервным источником питания,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Облученского района обратился в суд с указанным иском. Требования мотивированы тем, что в собственности муниципального образования «Пашковское сельское поселение» находится котельная по ул. Пограничная, инв. № 226 лит. А, обслуживающая многоквартирные жилые дома и объекты социальной сферы. Согласно п. 14.2 Строительных норм и правил (котельные установки, утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 229 (СНиП П-35-76), электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204. В соответствии с п. 1.2.19 Правил, электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Согласно п. 1.2.20 Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Из толкования перечисленных выше норм следует, что котельная МО «Пашковское сельское поселение» относится к электроприемникам первой категории надежности и в нормальных режимах должна обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Проверкой установлено, что котельная в селе Пашково не оснащена необходимыми резервными источниками питания. Также из иска следует, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение основывается на принципе надежности, то есть безопасности в соответствии с требованиями технических регламентов. Обеспечение надежности теплоснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления, а также является обязанностью теплоснабжающих организаций. В силу требований ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов, содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения, содержанию муниципального жилищного фонда, участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Отсутствие на котельной муниципального образования «Пашковское сельское поселение» резерва материальных ресурсов не сможет в определенных случаях предотвратить чрезвычайную ситуацию (особенно в зимнее время), обеспечить бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения в поселении и обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на безопасные условия проживания.

На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО до 01.10.2012 года обеспечить резервными источниками питания котельную.

В ходе подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания поселка Хинганск и поселка Пашково».

В судебном заседании помощник прокурора Левченко П.Ф. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, основываясь на доводах, указанных в исковом заявлении. Просил суд обязать администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО обеспечить котельную, расположенную на территории муниципального образования «Пашковское сельское поселение» с.Пашково, ул.Пограничная, Лит.А. в срок до 01 октября 2012 года обеспечить резервным источником питания.

Представитель ответчика – представитель администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Шабанов С.О. исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что котельная, расположенная в с. Пашково, ул. Пограничная, находится в собственности муниципального образования «Пашковское сельское поселение», в настоящее время передана в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания поселка Хинганск и поселка Пашково». Данная котельная построена в 1973 году и не имеет резервного источника питания. 25.10.2011 года между администрацией Облученского городского поселения и администрацией Пашковского сельского поселения заключен договор, согласно которого администрация Облученского городского поселения в случае возникновения чрезвычайной ситуации обязуется заключить договор на доставку дизель-генератора на котельную села Пашково. Денежных средств на оборудование котельной резервным источником питания у администрации Пашковского сельского поселения в настоящее время не имеется. Администрацией поселения будут приниматься меры для обеспечения котельной собственным резервным источником питания – подведении второй линии электропередач либо приобретении в собственность стационарной дизельной электростанции.

В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика – представитель Открытого акционерного общества ДЭК филиала Энергосбыт ЕАО, представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания поселка Хинганск и поселка Пашково» не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без участия представителей. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц на стороне ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, что также закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «Пашковское сельское поселение».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года № 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений.

Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения населения в границах Пашковского сельского поселения возложены на органы местного самоуправления муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО.

Согласно Правилам устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2010 г., данные правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки (п.1.1.1) (далее Правила).

Требования данных Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки (п.1.1.1).

Согласно п. 1.1.3 названных Правил, электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.

Согласно п. 1.2.7 названных правил, электроприемник – аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

Согласно п. 1.2.17 названных Правил, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Согласно п. 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники распределяются на три категории:

Электроприемники первой категории – электроприемники, перерыв энергоснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории – электроприемники, перерыв энергоснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

В судебном заседании было установлено, что котельная в селе Пашково была построена ранее 2003 года.

Согласно ранее действовавших Правил устройства электроустановок утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго ССР 05.210.1979 г., электроприемники второй категории рекомендовалось обеспечивать электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п.1.2.19), однако данное требование обязательным не являлось.

Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок ((утв. Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115), введенных в действие с 01.10.2003 г. электрооборудование тепловых энергоустановок (к которым относятся и котельные) должно соответствовать правилам устройства энергоустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (п.1.3).

Согласно Постановлению правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», в случае возникновения внерегламентных отключений полное и (или) частичное ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования либо является следствием повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя (п. 197).

В договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией (далее категория надежности), обуславливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя (п. 113)

Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.

Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Энергоснабжение потребителей, не отнесенных к первой или второй категориям надежности осуществляется по третьей категории надежности.

Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введения ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполенения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключения подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее внерегламентные отключения) до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору (п. 113).

Пунктом 37 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использовании противоаварийной автоматики (утв. Приказом министерства промышленности и энергетики РФ от 18 марта 2008 г. № 124) предусмотрено, что в случае возникновения внерегламентных отключений, вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей графики аварийного отключения вводятся по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования. При этом минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания, предусмотренных установленной для него категорией надежности электроснабжения.

Согласно п. 39 в целях предотвращения и ликвидации аварийных электроэнергетических режимов и предотвращения массовых отключений потребителей используется противоаварийная автоматика отключения нагрузки потребителей (далее ПАОН).

При действии ПАОН минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания с автоматическим запуском, предусмотренных категорией надежности электроснабжения этого потребителя (п. 51).

Автоматические резервные источники питания в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено их наличие, устанавливаются потребителем и поддерживаются в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений при введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования автономные резервные источники питания устанавливаются и обслуживаются сетевой организацией за счет соответствующего потребителя. В случае отключения подачи электрической энергии вследствие действия ПАОН до установки автономных резервных источников питания сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности электроснабжения по договору (п. 510).

В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 11 данного Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в том числе подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», требования к коммунальной услуге отопление –бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Качество услуги должно соответствовать параметрам, установленным данным Постановлением.

В судебном заседании установлено, что собственником котельной по ул. Пограничная в с. Пашково является муниципальное образование «Пашковское сельское поселение», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется регистрационная запись 79-79-01\021\2010-197 от 22.07.2010 года.

Из информации администрации Пашковского сельского поселения от 15.07.2011 года следует, что на территории Пашковского сельского поселения имеется одна котельная, обслуживающая объекты социальной сферы и жилой фонд. Администрацией сельского поселения направлен запрос в Управление ЖКХ правительства ЕАО об обеспечении резервным источником электроснабжения.

В соответствии с договором аренды № 1 от 17.08.2011 года котельная по ул. Пограничная в с. Пашково в срок по 17.08.2016 года по акту приема-передачи передана администрацией Пашковское сельское поселение в аренду ООО «Управляющая компания поселка Хинганск и поселка Пашково», для использования последним в целях теплоснабжения.

25 октября 2011 года между администрацией Облученского городского поселения и администрацией Пашковского сельского поселения заключен договор, согласно условиям, которого администрация Облученского городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации, обязуется заключить с администрацией Пашковского сельского поселения договор на поставку на котельную в с. Пашково дизель-генератор, а другая сторона в свою очередь обязуется оплатить расходы по эксплуатации генератора согласно выставленных счетов. Договор действует в течение 24 месяцев со дня его заключения.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник Биробиджанского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Дальневосточного управления Ростехнадзора Маламуд А.Г. суду пояснил, что согласно СНИП П-35-76 котельная в с. Пашково должна относится ко второй категории электроприемников, но в связи с отсутствием резервного источника питания на котельной в настоящее время относится к третьей категории надежности электроснабжения. Правила устройства электроустановок предусматривают наличие у электроприемников второй категории двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Резервный источник питания может быть обеспечен посредством приобретения автономного дизельного генератора либо проведением второй линии электропередач. Вопрос о виде резервного источника питания решается собственником котельной после получения технических условий в зависимости от технических характеристик котельной и экономической обоснованности. Кроме того, резервный источник питания на котельной в случае возникновения аварийной ситуации может быть обеспечен путем доставки из другого населенного пункта, однако срок доставки с учетом температуры воздуха в зимнее время не может превышать 1-1,5 часа.

Таким образом, несмотря на то, что Приказ Министерства энергетики от 08.07.2002 года № 204 «Об утверждении правил устройства электроустановок» свое действие на котельную не распространяет, и ранее действовавшие правила относительно наличия резервного независимого источника электропитания носят рекомендательный характер, однако в силу Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики (утв. Приказом министерства промышленности и энергетики РФ от 18 марта 2008 г. № 124), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115), введенных в действие с 01.10.2003 г. и Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» наличие резервных источников снабжения электрической энергией должно быть обеспечено.

В силу ст. 210 ГПК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника.

В судебном заседании совокупностью доказательств установлено, что котельная Пашковского сельского поселения не оборудована резервным источником питания, срок действия договора от 25.10.2011 года о предоставлении резервного источника питания составляет 24 месяца с момента его подписания, кроме того, в договоре не определен срок доставки дизель-генератора до котельной с. Пашково, тогда как с учетом показаний специалиста в зимний период доставку необходимо осуществить в минимально короткие сроки (1-1,5 часа). При указанных обстоятельствах, с целью предотвращения угрозы надежности теплоснабжения объектов социальной сферы, многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Пашковского сельского поселения, суд считает необходимым исковые требования, заявленные прокурором удовлетворить, и возложить на администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» обязанность обеспечить котельную Пашковского сельского поселения, расположенную в селе Пашково по ул. Пограничная, резервным источником питания.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что срок для исполнения обязанности по обеспечению котельной Пашковского сельского поселения резервным источником питания, указанный прокурором, участвующим в деле до 01.10.2012 года, с учетом времени и денежных средств, необходимых для проведения работ по обеспечению котельной резервным источником питания является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст.ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о возложении обязанности обеспечить котельную резервным источником питания- удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Пашковское сельское поселение» Облученского муниципального района ЕАО обязанность обеспечить котельную муниципального образования «Пашковское сельское поселение», расположенную в селе Пашково по улице Пограничная (инвентарный номер 226, литер А) резервным источником питания в срок до 01.10.2012 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья А.В. Суржикова