Решение вступило в законную силу: 09.11.2011 года. Дело 390/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Облучье 24 октября 2011 года Облученский районный суд ЕАО в составе: судьи Суржиковой А.В., при секретаре Гусейновой О.В., с участием: помощника прокурора Облученского района ЕАО Беленцовой М.Ю.., представителя ответчика – представителя администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Леонтьевой М.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей города Облучье к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц-жителей города Облучье обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения - Облученской защитной дамбы р. Хинган и представить ее в Управление Ростехнадзора по ДФО для утверждения; разработать проект мониторинга ГТС – Облученской защитной дамбы и инструкции по ведению мониторинга ГТС; внести в Российский регистр гидротехнических сооружений сведения о гидротехническом сооружении – Облученской защитной дамбе реки Хинган; заключить договор с организацией, осуществляющей эксплуатацию гидротехнических сооружений, произвести расчет вероятного ущерба при аварии защитной дамбы г. Облучье, который согласовать с Правительством ЕАО; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на Облученской защитной дамбе реки Хинган. Требования мотивированы тем, что гидротехническое сооружение - Облученская защитная дамба протяженностью 9500 м, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.04.2010 года, находится в собственности муниципального образования «Облученское городское поселение». По результатам проведенных проверок было выявлено, что гидротехническое сооружение -Облученская защитная дамба эксплуатируется без соблюдения требований законодательства а именно положений Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», что может привести к аварии в период весеннего паводка, сопровождающейся причинением ущерба окружающей среде, значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей. В связи с этим, в апреле 2010 года государственным инспектором Ростехнадзора по ДФО в адрес администрации Облученского городского поселения вынесено предписание об устранении выявленных нарушений закона, в сентябре 2010 года прокурором района в адрес ответчика вынесено представление, однако требования прокурора остались без удовлетворения. В судебном заседании помощник прокурора Беленцова М.Ю. исковые требования уточнила. Просила суд обязать ответчика – администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу внести в Российский регистр гидротехнических сооружений сведения о гидротехническом сооружении – Облученской защитной дамбе реки Хинган; в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения – Облученской защитной дамбы реки Хинган и представить для утверждения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, а также дополнительно пояснила, что ответчиком гидротехническое сооружение – Облученская защитная дамба р. Хинган, несмотря на ранее вынесенные предписание и представление прокурора, эксплуатируется с нарушением норм действующего законодательства. Мер к разработке декларации о безопасности данного гидротехнического сооружения, внесению сведений о защитной дамбе в Российский регистр гидротехнических сооружений не предпринимается. Указанные обязанности собственника гидротехнического сооружения предусмотрены положениями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», что также следует и из пояснений специалиста. В настоящее время дамба находится в неудовлетворительном состоянии, что в случае аварии при ее эксплуатации может причинить ущерб физическим и юридическим лицам, в то время как именно при наличии декларации можно судить о безопасности гидротехнического сооружения. Просит удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Леонтьева М.В. уточненные требования прокурора признала в полной объеме, в том числе согласилась и со сроками исполнения требований прокурора. Суду пояснила, что в марте 2010 года администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» в собственность муниципального образования «Облученское городское поселение» была передана защитная дамба реки Хинган (правая и левая сторона), общей протяженностью 9500 м. При передачи дамбы соответствующие документы, проектно-сметная документация, акт ввода и разрешение на эксплуатацию дамбы бывшим собственником – муниципальным образованием «Облученский муниципальный район» оформлены не были. Денежных средств на ремонт защитной дамбы в бюджет Облученского городского поселения на 2011 год заложено не было. Распоряжением главы администрации Облученского городского поселения № 32 от 02.02.2011 года утвержден план мероприятий по утверждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» на 2011 год, в соответствии с которым предусмотрена разработка проектной документации на гидротехническое сооружение – защитную дамбу, в настоящее время изготовлены технические паспорта. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора Облученского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к гидротехническим сооружениям относятся в том числе сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Из материалов дела следует, что 16.12.2009 года решением собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» утвержден перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в собственность Облученского городского поселения, куда также включена Облученская защитная дамба р. Хинган (левая и правая стороны). 30 апреля 2010 года право собственности на Облученскую защитную дамбу общей протяженностью 9500 м. зарегистрировано за муниципальным образованием «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации № 79-79-01\002\2010-702 и 79-79-01\002\2010-701. В соответствии со ст.9 Федерального закона № 117 от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон), собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; Согласно ст. 7 Закона гидротехнические сооружения вносятся в российский регистр гидротехнических сооружений, который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статьей 10 Закона определено, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемый в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию. Согласно Положению «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденного постановлением Правительства РФ от 06 ноября 1998 года № 1303 декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановлении или консервации. (пункт 2). Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствии критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. В соответствии с пунктом 5 Положения декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в пять лет с даты ввода гидротехнического сооружения в постоянную эксплуатацию. В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 года № 490 гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения. Гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», вносятся в регистр в безусловном порядке без предоставления деклараций безопасности гидротехнического сооружения. Из пояснений специалиста Б. в судебном заседании следует, что Облученская защитная дамба в соответствии с положениями Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» является гидротехническим сооружением, поскольку предназначена для защиты населенного пункта от затопления или подтопления. Согласно указанного закона собственник гидротехнического сооружения обязан обратиться Ростехнадзор г. Москвы с заявлением о внесении гидротехнического сооружения (дамбы) в Российский регистр гидротехнических сооружений, приложив пакет документов, подтверждающих право собственности на гидротехническое сооружение, поскольку все гидротехнические сооружения должны быть зарегистрированы. В данном конкретном случае процедура внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений не зависит от проведения процедуры декларирования, поскольку защитная дамба г. Облучье является эксплуатируемой. Процедура внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о защитной дамбе г. Облучье займет около трех месяцев. После постановки гидротехнического сооружения в Регистр в Дальневосточное управление Ростехнадзора поступят документы о присвоении гидротехническому сооружению постановочного номера, с указанием кода, региона. Для получения декларации, которая является основным документом, подтверждающим безопасность гидротехнического сооружения при его эксплуатации, собственник гидротехнического сооружения, который обязан содержать гидротехническое сооружение в безопасном состоянии, должен пройти преддекларационное обследование, которое производится совместно со специалистом МЧС и представителем Ростехнадзора. По результатам преддекларационного обследования дается заключение о техническом состоянии гидротехнического сооружения. В случае нахождения гидротехнического сооружения в неудовлетворительном либо опасном состоянии разработка декларации возможна, но государственную экспертизу такая декларация не пройдет. Отдельно разработки мониторинга, то есть разработки критериев наблюдения за гидротехническим сооружением (дамбой) не требуется, поскольку все эти сведения указываются при разработке декларации. При разработке декларации также рассчитывается ущерб, который может быть причинен физическим и юридическим лицам в случае аварии при эксплуатации защитной дамбы. Инструкция по ведению мониторинга, то есть документы, которыми определяются действия специалистов при эксплуатации гидротехнического сооружения, разрабатывается собственником уже после получения декларации. Предекларационное обследование, разработка декларации и ее экспертиза займут не менее года. Данный срок увеличится если у собственника гидротехнического сооружения отсутствует проектная документация. Кроме того, преддекларационное обследование гидротехнического сооружения проводится только при отсутствии снежного покрова. Согласно предписания, выданного администрации МО «Облученское городское поселение» в 2010 года, техническое состояние большей части защитной дамбы р. Хинган находится в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем собственнику целесообразно работы по приведению дамбы в нормальное техническое состояние проводить параллельно с разработкой декларации. Эксплуатация гидротехнического сооружения (защитной дамбы) производится самим собственником либо эксплуатирующей организацией на основании договора, заключенного с собственником, обычно в роли такой организацией выступает организация, обслуживающая сферу жилищно-коммунального хозяйства. С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом № 225-ФЗ «О страховании» собственник гидротехнического сооружения будет обязан ежегодно страховать риск гражданской ответственности по обязательствам в случае причинения физического либо имущественного вреда гражданам и юридическим лицам в результате аварии гидротехнического сооружения, поскольку Облученская защитная дамба относится к опасным объектам, и ее эксплуатация может привести к чрезвычайным ситуациям. В настоящее время такой обязанности законом на собственника не возложено. В судебном заседании также установлено, что согласно технической документации (техническим паспортам) от 16 мая 2011 года большая часть Облученской защитной дамбы, расположенной в берегозащитной полосе реки Хинган, Амурского водного бассейна (левая и правая стороны) является 1961 года постройки, имеются участки 2007-2008 г.г. постройки. Поверкой соблюдения законодательства РФ при эксплуатации защитной дамбы г. Облучье, проведенной 23.04.2010 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора установлено, что капитальный ремонт пяти участков дамбы, общей длиной 2609 м. производился в 2007-2008 годах, техническое состояние большей части защитной дамбы-аварийное. Уровень безопасности гидротехнического сооружения - защитной дамбы неудовлетворительный, к локализации и ликвидации аварий гидротехнических сооружений объект не готов из-за отсутствия службы эксплуатации сооружений и плана ликвидации аварий гидротехнических сооружений. Для обеспечения безопасности защитной дамбы рекомендовано продолжить капитальный ремонт дамбы и устранить выявленные нарушения. По результатам проверки Дальневосточным управлением Ростехнадзора в адрес муниципального образования «Облученское городское поселение» вынесено предписание № 360-17-02-09, согласно которого собственнику гидротехнического сооружения кроме прочего необходимо в срок до 01.09.2011 года разработать и представить на утверждение в Ростехнадзор декларацию безопасности защитной дамбы г. Облучье. За аналогичные нарушения требований закона, указанных в предписании, в адрес главы администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» 23.09.2010 года вынесено представление с требованием устранить имеющиеся нарушения закона. По результатам рассмотрения представления администрацией Облученского городского поселения организована работа по разработке и согласованию необходимых документов, при подготовке бюджета на 2011 года запланировано учесть средства, необходимые для оформления документов и содержания дамбы (ответ главы администрации от 21.10.2010 года). Согласно плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» на 2011 год, утвержденного распоряжением администрации городского поселения от 02.02.2011 года № 32, на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также разработку проектной документации объем затрат из бюджета городского поселения составляет 1500 тысяч рублей. Таким образом, пояснениями сторон и специалиста, материалами дела подтверждается, что администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» в нарушение указанных выше норм закона не предпринимается мер по выполнению требований законодательства для безопасной эксплуатации Облученской защитной дамбы, что в свою очередь может привести к аварийной ситуации в населенном пункте – г. Облучье, и причинить ущерб неопределенному кругу лиц. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд, изучив материалы дела, которыми подтверждаются все обстоятельства, изложенные в иске, а также выслушав пояснения специалиста Дальневосточного управления Ростехнадзора, считает возможным принять признание иска ответчиком администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение», поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, и может быть принят судом, следовательно, требования прокурора Облученского района подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает, что сроки для исполнения обязанности внести в Российский регистр гидротехнических сооружений сведения о гидротехническом сооружении – Облученской защитной дамбе реки Хинган в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, а также разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения и представить ее для утверждения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указанные прокурором, с учетом времени, а также денежных средств, необходимых для исполнения данных обязанностей, являются разумными. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 7, 9, 10 Федеральным законом № 117 от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей города Облучье к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о понуждении к исполнению определенных действий - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу внести в Российский регистр гидротехнических сооружений сведения о гидротехническом сооружении – Облученской защитной дамбе реки Хинган. Обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения – Облученской защитной дамбы реки Хинган и представить ее для утверждения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья А.В. Суржикова