Решение вступило в законную силу: 30.11.2011 года Дело № 2-464/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Облучье 14 ноября 2011 года Облученский районный суд ЕАО в составе: председательствующего Папуловой С.А., при секретаре Курдюмовой М.Г., с участием прокурора – старшего помощника прокурора Облученского района ЕАО Беленцовой М.Ю., представителя ответчика – директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» Вологжиной М.Р., представителя третьего лица – представителя администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Жизневской Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» о понуждении к исполнению обязательств, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Облученского района обратился в Облученский районный суд ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее – «МОУ СОШ № 2») о понуждении к исполнению обязательств, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Облученского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи проведена проверка исполнения требований закона при эксплуатации школьных автобусов в муниципальных образовательных учреждениях района. В ходе проверки выявлены нарушения требования федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. Так, согласно п. 62 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637. По итогу проведенных надзорных мероприятий установлено, что на территории Облученского муниципального района действует муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 2 г. Облучье», учредителем которой выступает муниципальное образование «Облученский муниципальный район» в лице органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район». В соответствии с п. 2 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования «Облученский муниципальный район», к полномочиям администрации муниципального района относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района в порядке, установленном Собранием депутатов; передачи муниципального имущества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Еврейской автономной области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждение, совершение иных сделок в соответствии с федеральными законами. 28.08.2009 года администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» заключен договор о закреплении за муниципальным учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления. В соответствии с настоящим договором, муниципальному образовательному учреждению на праве оперативного управления передается движимое имущество – автобус ПАЗ-32053-70 «Для перевозки детей» (двигатель № 91003265, кузов № Х 1 МЗ 205 СХ 90001509) в количестве 1, на стоимость 1 млн. 100 тыс.рублей. Автобус соответствует по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении. Лицензия на перевозку пассажиров в МОУ «СОШ № 2» отсутствует. В нарушение положений федерального законодательства руководством муниципального образовательного учреждения никаких мер к получению лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно автобусом ПАЗ-320523-70, предназначенным для перевозки детей. Просит суд обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 2 г. Облучье» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом ПАЗ-320523-70, переданным в оперативное управление учреждения 28.08.2009 года. В судебном заседании прокурор – старший помощник прокурора Облученского района Беленцова М.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что вследствие принятия ответчиком мер по получению лицензии, будут установлены жесткие требования к перевозкам учащихся, с целью обеспечения безопасности их жизни. Считает что законом прямо предусмотрено лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Представитель ответчика – директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» Вологжина М.Р. исковые требования не признала, суду пояснила, что школа не оказывает услуг по перевозке детей, за перевозку школа не взимает плату, так как перевозка детей осуществляется для собственных нужд. Школьный автобус был приобретен за счет средств комитета образования в ходе реализации проекта модернизации образования 2009 года, который реализовывался на территории ЕАО, автобус оборудован специально для перевозки школьников, он подвозит только детей и для других целей не используется. Подвоз организуется на основании положения, разработанного школой, кроме того, при получении школой лицензии на право ведения образовательной деятельности, обязательного требования по подвозу детей оговорено не было. Деятельность по подвозу детей регламентируется приказом школы об организации подвоза. Автобус каждые полгода проходит технический осмотр, контроль за деятельностью по подвозу детей осуществляется прокуратурой и комитетом образования. Водитель автобуса принят на работу в декабре 2009 года, имеет водительский стаж более трех лет, кроме того, в школе, кроме водителя автобуса, работает механик, который осуществляет выпуск автобуса, и вместе с водителем производит его ремонт. В Уставе школы не определены положения по подвозу детей, в настоящее время они только вносятся. В школе есть сотрудники, ответственные за перевозку детей, однако специального обучения они не проходили, к административной ответственности за отсутствие лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров никто не привлекался. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – представитель администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Жизневская Т.С. исковые требования прокурора не признала, считает, что перевозка учащихся школьным автобусом осуществляются для нужд школы, и, соответственно, деятельностью, требующей обязательного лицензирования, не является. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Облученского района ЕАО подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Из этого следует, что перевозка пассажиров автомобильным транспортом, представляющего для значительного числа пассажиров источник повышенной опасности, признается деятельностью, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан. В этой связи лицу, осуществляющему данный вид деятельности, законом предъявлены повышенные требования, включающие в частности необходимость выполнения лицензионных условий и получения специального разрешения лицензирующего органа. Пунктом 24 статьи 12 вышеназванного закона определено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию. Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 2 Положения, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно приказу Комитета по управлению муниципальным имуществом Правительства Еврейской автономной области № 332 от 05.08.2009 года «О безвозмездной передаче областного государственного имущества из государственной собственности Еврейской автономной области в собственность муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области», и приложению к данному приказу, в собственность муниципального образования «Облученский муниципальный район» передан, в том числе, автобус для перевозки детей ПАЗ 32053-70 № двигателя 91003265, № кузова Х 1 МЗ 205 СХ 90001509, в количестве 1, стоимостью 1100000 рублей, о чем составлен соответствующий акт приема-передачи, подписанный сторонами. Согласно сообщению председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 555 от 25.10.2011 года, автобус ПАЗ-32053-70 находится в муниципальной собственности муниципального образования «Облученский муниципальный район» и передан в оперативное управление муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье». Из материалов дела следует, что 28.08.2009 года между администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» и муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» заключен договор о закреплении за муниципальным учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления, в соответствии с которым администрация муниципального образования «Облученский район» передала, а муниципальное образовательное учреждение приняло на праве оперативного управления автобус ПАЗ-32053-70 «Для перевозки детей», двигатель № 910003265, кузов № Х 1 МЗ 205 СХ 90001509, в количестве 1, остаточной стоимостью 1100000 рублей, о чем 28.08.2009 года составлен акт приема-передачи имущества, подписанный сторонами. Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (в редакции Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.07.2000 №75), школьные перевозки отнесены к группе «специальных». Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, установлены порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок. Из указанных правил следует, что к пассажирам, перевозимым общественным транспортом, и к школьнику, перевозимому школьным автобусом предъявляются одни и те же требования. В соответствии с приказом директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» № 43/15 от 30.08.2011 года «Об организации подвоза обучающихся и организации работы по повышению безопасности движения на школьном маршруте», организован подвоз обучающихся, назначен ответственный за организацию подвоза обучающихся, утвержден план совместных мероприятий МОУ СОШ № 2 г. Облучье с ГИБДД по профилактике дорожно-транспортного травматизма, назначен ответственный за безопасность дорожного движения, утвержден график движения школьного автобуса, определено рабочее время и время отдыха водителя, утвержден график сопровождающих школьного автобуса и список обучающихся, подвозимых школьным автобусом. В соответствии с паспортом школьного автобусного маршрута, общая протяженность маршрута 18 км (туда и обратно), расстояние от места стоянки автобуса до начального пункта движения 9 км. В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается факт того, что в оперативном управлении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» находится автобус для перевозки детей ПАЗ 32053-70 № двигателя 91003265, № кузова Х 1 МЗ 205 СХ 90001509, которым производятся регулярные школьные перевозки детей в школу, при этом лицензии на осуществление перевозок школьников на данном автомобильном транспорте не имеется. Судом также установлено, что администрацией муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» до настоящего времени не осуществлены мероприятия, необходимые для получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров, однако, как следует из пояснений директора школы, в Уставе школы не определены положения по подвозу детей, в настоящее время они только вносятся. Из представленных суду паспорта школьного автобусного маршрута, журнала учета пробега автомобилей, журнала учета выхода автомобиля на линию и возврат с линии, следует, что школьным автобусом осуществляются регулярные перевозки детей в школу по маршруту: «Солнечная» - «Школа № 2». Необходимость и обязательность получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом подтверждена пояснениями Ратушного С.В., старшего государственного инспектора территориального отдела госавтодорнадзора по Еврейской автономной области Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, привлеченного к участию в деле в качестве специалиста, и опрошенного в судебном заседании. Из его показаний также следует, что для обеспечения безопасности школьников лицензия необходима как документ, который подтверждает что школой соблюдены все требования, предусмотренные законодательством, так как лицензия – это документ, подтверждающий выполнение определенных требований, которые заложены в условие лицензирования, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан. Полтора месяца назад проходило собрание областной комиссии, на которой присутствовали представители муниципальных районов, где обсуждался вопрос о лицензировании права осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом. Часть школ лицензии уже получили, после чего в отделы образования муниципальных районов направлялись письма с указанием необходимости получения подобных лицензий. При получении лицензии, все регулярно проверяется, в уставе должно быть прописано, что школа будет оказывать услуги по перевозке школьников. На сегодняшний день почти все школы имеют лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом. В Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, установлены порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок. То есть к пассажиру, перевозимому общественным транспортом, и к школьнику, перевозимому школьным автобусом предъявляются одни и те же требования. Для получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом школе необходимо иметь, как минимум, обученного и аттестованного ответственного за безопасность дорожного движения, а также водителя с не менее чем трехлетним стажем работы. Ответственный сотрудник школы должен пройти обучение в Филиале учебного комбината автомобильного транспорта, причем средства на обучение должны быть выделены отделом образования. Кроме того, водитель ежемесячно должен проходить инструктаж, поскольку инструктаж входит в плановые мероприятия, ответственным же может быть не только механик, но и учитель труда, ОБЖ. Для получения лицензии наличие обученного человека обязательно, обучение стоит порядка 1500 рублей. Для использования школьного автобуса для собственных нужд необходимо получить лицензию. Кроме того, трех месяцев будет достаточно для того, чтобы пройти обучение и аттестоваться, обучение занимает по времени 84 часа, на период получения лицензии возможно осуществление подвоза обучающихся. Возражения представителя ответчика в той части, что школа не оказывает услуг по перевозке детей, за перевозку школа не взимает плату, так как перевозка детей осуществляется в целях собственных нужд, опровергаются фактическими обстоятельствами, установленными в судебном заседании, в том числе и возражениями самого представителя ответчика, пояснившего, что перевозка детей фактически осуществляется. То обстоятельство, что плата за перевозку детей не взимается, существенного значения для дела не имеет, поскольку для определения необходимости лицензирования необходим сам факт перевозки. Согласно п. 1.8. Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье», школа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Еврейской автономной области, касающихся вопросов образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Облученский муниципальный район». В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Пунктом 1.3. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (ред. от 18.07.2000) «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» предусмотрено, что требования настоящего Положения обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами. Пунктом 1.6 указанного приказа, предусмотрено, что основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в п. 1.3, по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются: - выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов); - содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии; - обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок; - организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров. Таким образом, если хозяйствующий субъект, в том числе и детское учреждение, имеет собственный автобус, то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок, которое по убеждению суда, может гарантировать только наличие лицензии. Конституционное право на образование должно обеспечиваться конституционным правом на безопасность жизни. Учитывая климатические условия Облученского района (сильные морозы зимой), состояние дорожного покрытия в зимний период (накат, заносы), отсутствие собственной ремонтной базы у образовательного учреждения и многое другое, не зависимое от финансового положения ответчика, суд считает, что только лицензирование деятельности по перевозке пассажиров способно обеспечить безопасную перевозку детей, то есть будет способствовать решению вопроса профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортного средства в технически исправном состоянии, безопасности условий перевозки. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» о понуждении произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом ПАЗ-320523-70, переданным в оперативное управление учреждения 28.08.2009 года, подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Рассматривая вопрос о периоде времени, который необходимо предоставить ответчику для получения лицензии, суд исходит, прежде всего, из интересов обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2», с учетом пояснений специалиста, и считает возможным установить муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» срок для получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом ПАЗ-320523-70, переданным в оперативное управление учреждения 28.08.2009 года – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 330.36 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в связи, с чем с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, исходя из требований ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» о понуждении к исполнению обязательств – удовлетворить. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом ПАЗ-320523-70. Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Облучье» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья С.А Папулова