Решение №2-568/2011г.по иску прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц- жителей МО `Теплоозерское городское поселение` к администрации МО `Теплоозерское городское поселение` о понуждении к исполнению обязательств



Решение вступило в законную силу: 11.01.2012г.

Дело № 2-568/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года г. Облучье

Облученский районный суд ЕАО в составе:

председательствующего Алешиной Н.П.,

при секретаре Филимоновой Н.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Облученского района Левченко П.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» к администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств (далее по тексту администрация МО «Теплоозерское городское поселение»). Требования мотивировал тем, что в связи с поступившей информацией Управления Росприроднадзора по ЕАО о выявлении мест размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления, совместно со специалистом территориального управления Роспотребнадзора по ЕАО в Облученском и Смидовичском районах проведена проверка исполнения администрацией МО «Теплоозерское городское поселение» полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Так, в нарушение ст. 13 Земельного Кодекса РФ, Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в п. Теплоозерск в 30 метрах на север от дома АДРЕС, на территории гаражного комплекса расположена несанкционированная свалка бытовых отходов общей площадью 2000 кв. метров (0,2 га).

Непринятие администрацией Теплоозерского городского поселения мер по организации сбора вывоза бытовых отходов и мусора с территории городского поселения приводит к нарушению прав граждан на здоровье, благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания. В связи с чем, просит обязать администрацию МО «Теплоозерское городское поселение» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления общей площадью 2000 кв. метров (0,2 га) в п. Теплоозерск в 30 метрах на север от дома АДРЕС на территории гаражного комплекса.

В судебном заседании старший помощник прокурора Облученского района Левченко П.Ф., исковые требования подержал в полном объеме. Просит обязать администрацию МО «Теплоозерское городское поселение» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления общей площадью 2000 кв. метров (0,2 га) в п. Теплоозерск в 30 метрах на север от дома АДРЕС на территории гаражного комплекса.

Представитель ответчика – представитель администрации МО «Теплоозерское городское поселение», в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела без их участия, о чем в материалах дела имеется заявление. В адрес суда предоставили договор подряда № Х от 01.10.2011г. и акт приемки выполненных работ от 31.10.2011г., о том, что администрацией МО «Теплоозерское городское поселение» выполнены работы по уборке территории поселка Теплоозерск от строительного мусора.

Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО «Теплоозерское городское поселение».

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранногоисанитарногозаконодательства.

Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросамместного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов имусора.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства ипотребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранениюи захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровьянаселения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии ссанитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства ипотребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке ототходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальныхобразований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местногосамоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательствамуниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а такжеинициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетовбюджетной системы Российской Федерации.

Уставом Теплоозерского городского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 09.08.2005 г. № Х, полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к компетенции администрации поселения (п. 17 ч. 1 ст. 27).

В соответствии с Законом Еврейской автономной области от 02.11.2004г. № 338-ОЗ «О границах и статусе городских, сельских поселений в составе Облученского муниципального района» место расположения несанкционированных свалок, выявленных специалистами управления Росприроднадзора по ЕАО, входит в границы Теплоозерского городского поселения.

В соответствии с пунктом 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в недра и на почву.

В соответствии со ст. ст.1.2,11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством,которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, ихсудебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодексаРоссийской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности внатуре.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующегозаконодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан наохрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией МО «Теплоозерское городское поселение» требования вышеназванных законовне исполнены.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что на территории Теплоозерского городского поселения в 30 метрах на север от дома АДРЕС на территории гаражного комплекса организованна свалка бытовых отходов общей площадью 2000 кв. м (0,2 га), что подтверждается актом № Х по результатам рейдового мероприятия от 09.09.2011г. (л.д. 6), сообщением Управления Росприроднадзора по ЕАО № Х от 07.10.2011г. (л.д. 5), а также сообщения ТО Управления Роспотребнадзора по ЕАО № Х от 26.10.2011г. В данном сообщении указано, что несанкционированная свалка на территории гаражных боксов образовалась в результате того, что жители ближайших домов носят на это место отходы производства и потребления, и хотя глава поселения ФИО пояснил, что свалка убрана, на момент проверки 21.10.2011 года она оставалась на прежнем месте.

Суд не может согласиться с отзывом на исковое заявление прокурора о том, что работы по уборке территории от строительного мусора в поселке Теплоозерск выполнены, поскольку по предоставленным ответчиком документам: договор подряда № Х от 01.10.2011г и акт приемки выполненных работ от 31.10.2011г. нельзя сделать такой вывод. Так, в указанных документах не конкретизировано, где необходимо произвести работы по уборке мусора. Кроме того, согласно акта выполненных работ от 31.10.2011 года были выполнены работы по уборке территории поселка Теплоозерск от строительного мусора, а не работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов общей площадью 2000 кв.м. (0,2 га) в п.Теплоозерск в 30 метрах на север от дома АДРЕС на территории гаражного комплекса. Прокурор обратился в суд с исковом заявлением о понуждении администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» после проведенной им проверки - 21.11.2011 года.

Таким образом, судом установлено, что администрация муниципального образования не исполнила своих обязанностей по ликвидации указанной несанкционированной свалки, а неисполнение ответчиком требований природоохранногозаконодательства в области обращения с отходами производства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение», в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

При установленных обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление и.о. прокурораОблученского района подлежит удовлетворению, а именно: обязать администрацию муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» в соответствии с полномочиями, определенными Уставом, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, тем самым ликвидировать несанкционированную свалку расположенную в п. Теплоозерск в 30 метрах на север от дома № 10 по ул. Бонивура на территории гаражного комплекса, и занимающую общую площадь - 2000 кв. метров (0,2 га).

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, объем работ, зимний период времени, суд считает разумным и справедливым для ликвидации несанкционированной свалки путем организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с занимаемых площадей, установить срок в три месяца после вступления решения суда в законную силу.

Исполнимость и необходимость своевременного исполнения актов правосудия обеспечивают эффективность права на судебную защиту.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.36 НК РФ прокурор Облученского района освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198, 206 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление и.о. прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» к администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» в соответствии с п.17 ч.1 ст.27 Устава в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора (несанкционированная свалка) с общей площади 2000 кв. метров (0,2 га) в п. Теплоозерск в 30 метрах на север от дома АДРЕС на территории гаражного комплекса.

Решение может быть обжаловано в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Алешина Н.П.