Решение №2-453/2011г. по иску прокурора Облученского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г.Облучье к ООО«Управляющая компания город Облучье» о понуждении к исполнения обязательств



Решение вступило в законную силу: 15.02.2012 года.

Дело № 2-453/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Облучье 05 декабря 2011 года

Облученский районный суд ЕАО в составе:

судьи Папуловой С.А.,

при секретаре Каргиной Г.Н.,

с участием:

помощника прокурора Облученского района ЕАО Будченко Т.В.,

представителя ответчика – представителя администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Кос Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Облученского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г.Облучье к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье», администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Облученского района обратился в Облученский районный суд ЕАО с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей домов г.Облучье к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье» о понуждении к исполнению обязательств. Просит обязать ООО «Управляющая компания город Облучье» в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории г.Облучье, в районе дома № 56, 60 по ул.Денисова, в течении месяца с момента вступления решения в законную силу установить в районе домов № 56, 60 по ул.Денисова в г.Облучье деревянный или металлический сборник бытовых отходов и мусора, для сбора жидких отходов дворовую помойницу. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Облученского района ЕАО, совместно со специалистом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО в Облученском и Смидовичском районах» установлено, что в районе неканализационных домов № 56, 60 по ул. Денисова имеется свалка бытовых отходов и мусора, которая занимает значительную площадь и не убирается надлежащим образом, ящик для сбора твердых бытовых отходов, дворовая помойница для сбора жидких отходов отсутствуют, что является нарушением требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (п. 3.6, п. 3.6.1, п. 3.7.12, п. 3.7.20), ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1990 года № 52 –ФЗ «О санитарно-эпедемеологическом благополучии населения», п.п. 2.2.1-2.2.2 Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88. Из иска также следует, что обслуживание жилого фонда г. Облучье с 01.04.2010 года осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания г.Облучье», которому жильцы вносят плату за сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Однако в нарушение ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывающей исполнителя предоставить потребителю услугу, соответствующую по качеству требованиям, предусмотренным законами или в установленном ими порядке, ООО «Управляющая компания г.Облучье», как обслуживающей организацией не обеспечивается, что нарушает права граждан на безопасные и благоприятные условия проживания. Просит обязать ООО "Управляющая компания города Облучье" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории г. Облучье в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова г.Облучье, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу установить в районе домов № 56, 60 по ул.Денисова деревянный или металлический сборник бытовых отходов и мусора, для сбора жидких отходов установить дворовую помойницу.

Определением суда от 03.10.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Облученское городское поселение», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город».

В судебном заседании помощник прокурора Облученского района Будченко Т.В. исковые требования поддержала, уточнила их. Просила обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» в срок до 01 июня 2012 года установить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье деревянный или металлический контейнер для сбора твердых бытовых отходов, дворовую помойницу для сбора жидких бытовых отходов. От исковых требований в части обязания ООО "Управляющая компания города Облучье" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории г. Облучье в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова г.Облучье отказалась в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований. В обоснование исковых требований привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком ООО «Управляющая компания города Облучье» своих обязательств по сбору и вывозу бытовых отходов. Управляющая организация согласно договору от 01.04.2010 года осуществляет управление общедомовым имуществом, каковым являются также мусоросборники и помойницы, в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Обязанность управляющей организации устанавливать мусоросборники, с целью надлежащей организации сбора бытовых отходов предусмотрена Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170. Отсутствие у ответчика ООО «Управляющая компания города Облучье» денежных средств на установку мусоросборников, а также отсутствие указания на такой вид услуг в договоре управления многоквартирными жилыми домами не освобождает управляющую организацию от обязанности надлежащим образом содержать общее имущество многоквартирного дома, обеспечивая при этом благоприятные и безопасные условия для проживания граждан. Требований к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» у прокуратуры не имеется.

Представитель ответчика – представитель администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Кос Н.С. исковые требования не признала. Суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления также отнесены полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Администрацией муниципального образования "Облученское городское поселение" данные полномочия реализованы путем заключения договора управления многоквартирными жилыми домами с обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания г. Облучье», которое кроме прочих услуг должно осуществлять сбор и вывоз мусора, для надлежащей организации сбора бытовых отходов установить мусоросборник и дворовую помойницу на придомовой территории домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье, поскольку именно данной управляющей организацией осуществляется сбор платы с населения за обслуживание общедомового имущества. Все квартиры в указанном доме включены в реестр муниципальной собственности Облученского городского поселения. Обязанность предприятий, организаций по вывозу и размещению отходов (исполнителей) обеспечить наличие и исправность мусоросборника также предусмотрена п.4.7.7. Положения «О порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Облученского городского поселения», утвержденного решением Собрания депутатов от 27.06.2011 года № 343. В бюджете муниципального образования "Облученское городское поселение" не предусмотрено наличие денежных средств на установку мусоросборников и помойниц на придомовых территориях, которые обслуживаются ООО «Управляющая компания города Облучье». Тариф, указанный в приложении к договору управления от 01.04.2010 года для сбора и вывоза бытовых отходов в размере 29,56 рублей с человека, использовался предыдущими организациями - МУП «Единый заказчик» и ООО «Комфорт», которые за счет собранных с жильцов средств самостоятельно устанавливали мусоросборники на придомовых территориях обслуживаемых ими домов. В 2011 году за сбор и вывоз бытовых отходов администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» была установлена плата в размере 1,88 руб./кв.м., входит ли в данный размер плата за услугу по установке и поддержанию в надлежащем состоянии мусоросборников ей не известно. Также пояснила, что за время деятельности ООО «Управляющая компания города Облучье» не предлагала администрации Облученского городского поселения увеличить сумму на содержание общего имущества многоквартирного дома, в которую входили бы и затраты по установке мусоросборников и дворовых помойниц, в том числе и на придомовой территории домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье, не предоставляло обоснованный расчет с обоснованием необходимости увеличения указанного размера платы, то есть с учетом необходимости содержания придомовой территории в соответствии с санитарными требованиями и нормами. В настоящее время на территории Облученского городского поселения отсутствует схема размещения мусоросборников около придомовых территорий, комиссия для определения таких мест также не создана, в связи с чем в этом направлении администрацией муниципального образования "Облученское городское поселение" будет производиться работа, определяться места для установки мусоросборников в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Представитель администрации муниципального образования "Облученское городское поселение" Кулик Л.В. в судебном заседании 25.11.2011 года исковые требования не признала, суду пояснила, что деятельность по сбору твердых бытовых отходов является жилищной услугой, стоимость этой услуги должна рассчитываться организацией, которая оказывает эти услуги. ООО «Чистый город» посчитав свои затраты должна была выйти с предложением затрат к ООО "Управляющая компания города Облучье", а управляющая компания, соответственно, должна была выйти с предложением о стоимости этих работ к собственнику жилых помещений, т.е. к администрации муниципального образования "Облученское городское поселение". Однако таких предложений от ООО "Управляющая компания города Облучье" в администрацию муниципального образования "Облученское городское поселение" не поступало. При этом, в договоре управления многоквартирными домами, были применены все расценки, которые ранее существовали, когда жилфонд был в ведении муниципального района.

Представители ответчиков – представители общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье», представитель третьего лица – представитель общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия. Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.

Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика – представитель ООО «Управляющая компания» Витенко Н.Ф. исковые требования не признал, суду пояснил, что во исполнение договора управления многоквартирными жилыми домами от 01.04.2010 года ООО «Управляющая компания города Облучье» заключен договор с ООО «Чистый город» 01.01.2011 года на обеспечение потребителей услугами по сбору, вывозу и расположению отходов на свалке. Протоколом разногласий из указанного договора ООО «Чистый город» исключены услуги по установке мусоросборников. Размер платы, взимаемой с жильцов неблагоустроенного жилого фонда за сбор и вывоз мусора при заключении договора управления был установлен 29,56 копеек с одного проживающего, затем размер платы администрацией Облученского городского поселения был установлен в размере 1,88 руб. кв/метр, что недостаточно для оказания услуги по установке мусоросборников и дворовых помойниц. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлено, что уборка придомовой территории и вывоз мусора входит в содержание и обслуживание жилья. В письме Министерства регионального развития РФ от 14.10.2008 года разъяснено, что услуги и работы, предусмотренные вышеуказанным Постановлением Госстроя, являются обязательными для управляющей или подрядной организации только в случае указания на них в договоре. В других случаях указанные правила в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» имеют рекомендательный характер. Кроме того, жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг по сбору и вывозу мусора в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ. В договоре управления жилищным фондом от 01.04.2010 года отсутствует обязанность устанавливать мусоросборники и дворовые помойницы, трижды в неделю вывозить мусор по неблагоустроенному жилфонду. За период своей деятельности ООО «Управляющая компания города Облучье» систематически вывозит мусор, что подтверждается договором с ООО «Чистый город». Собственник жилья, в данном случае администрация Облученского городского поселения не поручала управляющей компании установку ящиков и дворовых помойниц, уборку мусора три раза в неделю, в связи с чем обязана произвести данные работы сама, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Кроме того, договор управления многоквартирными жилыми домами, где более пятидесяти процентов муниципальных квартир был заключен в нарушение ст. 161 ЖК РФ без проведения соответствующего конкурса по результатам заочного голосования, в связи с чем является ничтожным. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Из пояснений представителя ответчика – представителя ООО «Управляющая компания города Облучье» Воронова А.Н. в судебном заседании 25.11.2011 года следует, что перечень работ по содержанию общедомового имущества, указанный в Постановлении Госстроя России № 170 от 27.09.2003 года является примерным. В приложении к договору управления многоквартирными жилыми домами от 01.04.2010 года отсутствует вид услуг, как установка мусоросборников и дворовых помойниц, данные работы не заказаны собственником их организации. В размер платы 1,88 руб. кв./м. включены только работы по сбору и вывозу мусора. Входит ли в эту сумму расходы по установке мусоросборников и дворовых помойниц, а также из каких затрат на содержание общего имущества состоит эта сумма, пояснить не смог, однако пояснил, что данная сумма применялась предыдущими обслуживающими организациями. При этом считает, что данный вид услуг может быть заказан их организации администрацией Облученского городского поселения, при этом размер платы за обслуживание общедомового имущества в неблагоустроенном жилом фонде значительно увеличится. Также пояснил, что ООО «Управляющая компания города Облучье» не предлагала администрации Облученского городского поселения услуги по установке мусоросборников и дворовых помойниц в неканализированном жилом фонде города Облучье, не представляла обоснованных расчетов, подтверждающих необходимость увеличения платы за содержание общедомового имущества в связи с установкой мусоросборников и дворовых помойниц. В настоящее время ООО «Управляющая компания города Облучье» разработаны предложения данных видов услуг и экономически обоснованная необходимость увеличения платы за содержание и ремонт многоквартирных домов неблагоустроенного жилого фонда, которые будут переданы на рассмотрение в администрацию Облученского городского поселения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика – представитель Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» Портаненко О.В. в судебном заседании 25.11.2011 года пояснила, что между ООО «Управляющая компания города Облучье» и ООО «Чистый город» 01.01.2011 года заключен договор на обеспечение потребителей услугами по сбору, вывозу и расположению (размещению) отходов на свалке, согласно которого ООО «Чистый город» ежемесячно вывозит бытовые отходы, скапливаемые на придомовой территории неблагоустроенных домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье. Отсутствие мусоросборника, дворовой помойницы значительно усложняют сбор мусора, в связи с чем их организация неоднократно обращалась в ООО «Управляющая компания города Облучье» с просьбой решить данный вопрос. Протоколом разногласий ООО «Чистый город» из договора от 01.01.2011 года был исключен такой вид услуг, как установка мусоросборников в связи с недостаточностью денежных средств, оплачиваемых ООО «Управляющая компания города Облучье» ООО «Чистый город» по указанному договору в размере 1,88 руб. кв/м. Также пояснила, что ранее работала в ООО "Комфорт", являющейся ранее управляющей организацией, которая устанавливала мусоросборники в многоквартирных домах и следила за их содержанием, в связи с чем считает, что ООО "Управляющая компания города Облучье" обязана, как организация осуществляющая сбор платы с населения за содержание общего имущества дома устанавливать мусоросборники для сбора мусора.

Допрошенный в судебном заседании 25.11.11 года в качестве специалиста помощник санитарного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО в Облученском и Смидовичском районах» Чанфа И.А. суду пояснил, что при проведении совместной с прокуратурой Облученского района проверки установлено, что в нарушении СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» в районе домов № 56, 60 по ул.Денисова г.Облучье организована свалка бытовых отходов, деревянный или металлический ящик под отходы отсутствует, нет дворовой помойницы. Также пояснил, что складирование мусора на землю не допускается, и это место не может являться местом хранения бытовых отходов.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что в ходе совместной проверки, произведенной представителями прокуратуры Облученского района и ФБУЗ «ЦГиЭ в ЕАО в Облученском и Смидовичском районах» 22.08.2011 года установлено, что в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова г. Облучье организована свалка бытовых отходов, деревянный ящик под отходы отсутствует, яма, в которую сливаются жидкие бытовые отходы не огорожена, что является нарушением СанПиН 42-128-4690-888 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».

Согласно информации ТО Управления Роспотребнадзора по ЕАО по Смидовичскому и Облученскому районам от 23.11.2011 года, что в районе домов 50, 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье отсутствуют мусоросборники, территории замусорены.

В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно п. 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

Согласно п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. В случае выбора способа управления – управляющая организация эти действия должна совершать управляющая организация.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Содержание общего имущества многоквартирного жилого дома в соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с пунктами 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, или управляющей компанией, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых и жидких бытовых отходов (контейнеры, дворовые помойницы, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что отражено в пунктах 1.8, 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170.

Эксплуатация таких объектов и оборудования заключается в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых и жидких бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов. Согласно п. 3.7.1 названных Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную санитарную уборку территории, сбор мусора, вторичных материалов и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Пунктами 4.7.7.-4.7.8 Положения «О порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Облученского городского поселения» утвержденного решением Собрания депутатов от 27.06.2011 года № 343 предусмотрено, что предприятия, организации по вывозу и размещению отходов (исполнители) обязаны обеспечить наличие и исправность мусоросборников, не допускать переполнения контейнеров, сборников бытовых отходов и загрязнение мусоросборных площадок.

Согласно «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) срок хранения отходов в дворовых сборниках при температуре -5 градусов и ниже должен быть не более трех суток, при температуре +5 градусов не более одних суток. Для сбора твердых бытовых отходов в домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п.п.2.2.1,2.2.2). Для сбора жидких бытовых отходов в неканализированных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенки помойницы должна быть съемной или открывающейся. Наземная часть помойниц должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.

В судебном заседании установлено, что администрация муниципального образования «Облученское городское поселение» 01 апреля 2010 года заключила на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, с ООО "Управляющая компания города Облучье" договор управления многоквартирными домами, расположенных в г. Облучье (далее – Договор управления), на основании которого жилые многоквартирные дома № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье с апреля 2010 года находится в управлении ООО «Управляющая компания г. Облучье».

В соответствии с указанным договором управления управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в многоквартирных домах с наибольшей выгодой и в интересах собственника, а также в соответствии с требованиями действующих технических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических правил и норм, в том числе осуществлять содержание и текущий ремонт жилого дома, сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Таким образом, в силу прямого указания закона с момента принятия собственниками помещений решения об избрании управляющей организации и принятия данной организацией многоквартирных домов в управление, т.е. с момента заключения договора управления многоквартирными жилыми домами между управляющей организацией – ООО «Управляющая компания города Облучье», собственниками помещений и иными лицами возникают предусмотренные законом и подзаконными актами обязательства, в связи с чем избранная управляющая организация обязана в полном объеме, предусмотренном законом, выполнять работы и оказывать услуги в интересах собственников помещений многоквартирного дома.

В сфере оказания жилищных и коммунальных услуг управляющая организация с момента принятия дома в управление приобретает статус исполнителя этих услуг, наделяющий ее правами и возлагающий обязанности в отношениях с потребителями услуг, поставщиками ресурсов, иными лицами.

Ссылка представителя ответчика ООО «Управляющая компания города Облучье» Витенко Н.Ф. на несоблюдение процедуры заключения договора управления, предусмотренной ст. 161 ЖК РФ, т.е. без проведения соответствующего конкурса, в связи с чем является ничтожным, а также отсутствие денежных средств для установки мусоросборников и помойниц, правового значения для рассмотрения данного дела не имеет, поскольку договор управления сторонами исполняется, ООО «Управляющая компания города Облучье» взимает плату с лиц, проживающих в жилищном фонде, переданном в управлении, в том числе за содержание и ремонт многоквартирных жилых домов, а также за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Рассматривая возражения ответчика, что в размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и в размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена установка и содержание ящиков для сбора бытовых отходов и помойниц для сбора жидких бытовых отходов суд исходит из следующего.

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой.

Частью 7 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В судебном заседании установлено, что размер платы за содержание и текущий ремонт многоквартирных жилых домов неблагоустроенного жилищного фонда с печным отоплением, а также размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов указан в приложении к договору управления многоквартирными жилыми домами от 01.04.2010 года, и составляет за содержание и текущий ремонт – 5,41 руб./ кв.м., за сбор и вывоз твердых бытовых отходов - 1,88 руб./кв.м. (общая площадь).

В соответствии с Планом мероприятий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в муниципальном образовании «Облученское городское поселение» на 2011 год, утвержденного распоряжением администрации городского поселения от 24.01.2011 № 20 денежных средств на установку мусоросборников и дворовых помойниц в бюджете Облученского городского поселения не заложено.

В целях обеспечения потребителей, проживающих в жилищном фонде, услугами по сбору, вывозу, размещению отходов на свалке, 01 января 2011 года между ООО «Управляющая компания города Облучье» и ООО «Чистый город» заключен договор № 33, в соответствии с которым последнее кроме прочих принимает на себя обязательства по вывозу бытовых отходов, установке мусоросборников (ящиков) для бытовых отходов и их содержание в исправном состоянии, санитарному содержанию мест сбора бытовых отходов, очистке мусорных сборников (ящиков) от отходов и вывоз отходов.

Вместе с тем, протоколом разногласий от 24.02.2011 года услуги по установке мусоросборников (ящиков) для бытовых отходов, содержание их в исправном состоянии, обеспечение санитарного содержания мест сбора бытовых отходов из вышеуказанного договора исключены.

Суд также отмечает, что обследование придомовой территории домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье на наличие мусоросборника и дворовой помойницы и предложение собственнику выполнить данные работы в целях содержания придомовой территории в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм и правил ООО «Управляющая компания города Облучье» не инициировало, экономического обоснования о необходимости увеличения платы за содержание и ремонт общего имущества в связи с установкой мусоросборников и помойниц в администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» не направляло.

Так, из пояснений представителя администрации муниципального образования "Облученское городское поселение" Кос Н.С, Кулик Л.В. установлено, что ООО "Управляющая компания города Облучье" не обращалась в орган местного самоуправления муниципального образования "Облученское городское поселение" с предложением об установлении соразмерного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в которую входили бы и затраты по установке мусоросборников и дворовых помойниц, в том числе и на придомовой территории домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье, не предоставляло обоснованный расчет с обоснованием необходимости увеличения указанного размера платы, то есть с учетом необходимости содержания придомовой территории в соответствии с санитарными требованиями и нормами, что также не отрицалось и представителями ООО "Управляющая компания города Облучье".

При этом из пояснений сторон также установлено, что размер платы за содержание и текущий ремонт жилых домов, размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, были установлены исходя из размеров, применяемых предыдущими управляющими организациями. При этом, стороны не смогли пояснить, что входит в структуру платежа за сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Тогда как из пояснений представителя третьего лица – представителя ООО «Чистый город» Портаненко О.В. следует, что она ранее работала в ООО «Комфорт» и данная организация за эту же сумму осуществляла установку и содержание ящиков для сбора бытовых отходов.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком ООО «Управляющая компания города Облучье» своих обязательств сбору и вывозу бытовых отходов.

Отступление от требований закона, допущенное при подписании договора управления многоквартирными домами, не освобождает управляющую компанию от исполнения предусмотренных законом обязательств.

Поэтому то обстоятельство, что в договоре управления стороны не предусмотрели осуществление управляющей компанией такой услуги как организация вывоза жидких бытовых отходов, установление ящиков и помойниц для сбора жидких отходов, не освобождает ответчика ООО «Управляющая компания» от обязанности произвести данные работы в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилых домах № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье, и не возлагает обязанность по осуществление этой услуги на третье лицо, не являющееся управляющей компанией, а именно на администрацию муниципального образования "Облученское городское поселение". Также это обстоятельство не делает договор управления незаключенным, тем более, учитывая, что этот договор уже исполняются сторонами.

Суд находит их несостоятельными доводы представителя ООО "Управляющая компания города Облучье" Витенко Н.Ф. о том, что услуги и работы, предусмотренные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» имеют рекомендательный характер и не подлежат обязательному применению.

Постановление Госстроя от 27.09.2003 № 170 является нормативным правовым актом, рассчитанным на применение в отношении неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей в том числе целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Поскольку технический регламент о безопасности эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий не принят, подлежат применению Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

Таким образом суд считает, что ООО «Управляющая компания город Облучье» ненадлежащим образом, в нарушение указанных выше нормативных правовых актов осуществляет взятые на себя обязательства по договору управления многоквартирными домами от 01.04.2010 года, что приводит к скоплению бытовых отходов и захламлению придомовой территории домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье, ее неудовлетворительному санитарному состоянию, что нарушает права граждан – неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского поселения на благоприятную окружающую среду, в связи с чем требования прокурора к ООО «Управляющая компания города Облучье» заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

При этом, суд считает, что в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» надлежит отказать, в связи с тем, что указанное лицо является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом требований санитарных правил и норм считает необходимым обязать ООО «Управляющая компания города Облучье» в срок до 01 июня 2012 года установить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье деревянный или металлический контейнер для сбора твердых бытовых отходов, дворовую помойницу для сбора жидких бытовых отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Облученского района Будченко Т.В. от исковых требований в части обязания ООО "Управляющая компания города Облучье" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории г. Облучье в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова г.Облучье отказалась в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований, о чем приобщила суду заявление.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Оснований, предусмотренных ст. 39 ГПК РФ, по которым суд вправе не принимать отказ истца от иска, поскольку это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц, судом при исследовании материалов данного дела, судом не установлено.

Учитывая, что отказ прокурора от части требований является его правом, данный отказ не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов истца, а также других лиц, суд приходит к выводу, что данный отказ должен быть принят судом, производство в этой части подлежит прекращению.

Так, из акта № 1921 от 17.10.2011 года следует, что произведен вывоз мусора, в том числе и с придомовой территории домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье.

Согласно акта № 1518 от 02.12.2011 года, составленного представителями ответчика ООО «Управляющая компания города Облучье» следует, что с территории домов 50, 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье произведен вывоз твердых бытовых отходов, работы произведены удовлетворительно.

Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220, 221 ГПК РФ, а именно, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, прокурору Облученского района разъяснены настоящим решением.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 330.36 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Поскольку исковые требования удовлетворены, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Управляющая компания город Облучье» подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 200 рублей, исходя из требований ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 206, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Облученского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г.Облучье к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье», администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств – удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» до 01 июня 2012 года в срок до 01 июня 2012 года установить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье деревянный или металлический контейнер для сбора твердых бытовых отходов, дворовую помойницу для сбора жидких бытовых отходов.

В иске прокурору Облученского района к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» о понуждении к исполнению обязательств, отказать.

Производство по иску прокурора Облученского района ЕАО в части обязания ООО "Управляющая компания города Облучье" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории г. Облучье в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова г.Облучье, прекратить в связи с отказом прокурора от исковых требований в этой части.

Разъяснить прокурору, что в случае прекращения производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А.Папулова

15.02.2012 года определением Судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области решение Облученского районного суда по гражданскому делу 2-453/2011 от 05.12.2011 года ИЗМЕНЕНО:

Резолютивная часть изложена в следующей редакции:

«Исковые требования прокурора Облученского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г.Облучье к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье», администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о понуждении к исполнению обязательств – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» до 01 июня 2012 года в срок до 01 июня 2012 года установить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье деревянный или металлический контейнер для сбора твердых бытовых отходов, дворовую помойницу для сбора жидких бытовых отходов.

Обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО за счет казны муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» денежные средства для установки контейнера для сбора твердых бытовых отходов и дворовой помойницы для сбора жидких бытовых отходов в районе жилых домов № 56, 60 по ул. Денисова в г. Облучье.

Производство по иску прокурора Облученского района ЕАО в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Облучье" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу ликвидировать свалку мусора и бытовых отходов, расположенную на территории г. Облучье в районе домов № 56, 60 по ул. Денисова г.Облучье, прекратить в связи с отказом прокурора от исковых требований в этой части.

Разъяснить прокурору, что в случае прекращения производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания город Облучье» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей».