Решение вступило в законную силу: 03.04.2012 года. Дело №2-15/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 февраля 2012 года г.Облучье Облученский районный суд в составе: Председательствующего - Алешиной Н.П., при секретаре - Игнатьевой К.Е., с участием пом.прокурора Облученского района – Афониной С.В., Представителей соответчика: действующих на основании доверенностей – Гашенева В.В. и Сташковой А.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Облуческого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств, У С Т А Н О В И Л: И.О. Прокурора Облученского района обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение», указывая, что 20 июля 2011 года в прокуратуру из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО поступило сообщение о наличии несанкционированных свалок на территории Хинганского городского поселения. В рамках проведенной проверки данные факты подтвердились. Прокурора руководствуется положениями ст.14,15,18 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, ст.8 ФЗ № 89 ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.8 ФЗ №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на Устав муниципального образования «Хинганское городское поселение», согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления. Непринятием администрацией муниципального образования мер по ликвидации несанкционированных свалок нарушаются права и свободы граждан, вследствие чего создаются препятствия гражданам к осуществлению их прав и свобод на благоприятную природную среду. И.о. прокурора Облученского района просит суд обязать администрацию МО «Хинганское городское поселение» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по сбору и вывозу бытовых отходов - ликвидация несанкционированных свалок: с 12,5 км автомобильной дороги Облучье-Хинганск в 5 метрах на восток в водоохранной зоне р.Хинган общей площадью 35 кв.м. (0.0035 га); с 13 км автомобильной дороги Облучье-Хинган в 7 метрах на восток общей площади 25 кв.м. (0,0025 га); в 800 метрах на север от домов северной окраины п.Хинганск общей площади 25 кв.м. (0,025 га); в 200 метров от домов по ул.Геологов на северной окраине п.Хинганск общей площадью около 225 кв.метров (0,0225 га). В качестве соответчика по делу привлечено управление автомобильных дорог и транспорта Правительства ЕАО. В судебном заседании помощник прокурора Облученского района поддержала исковое заявление. Считает управление автомобильных дорог и транспорта Правительства ЕАО ненадлежащим ответчиком и просит суд удовлетворить требования и.о.прокурора о понуждении администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» исполнить обязательства по организации и вывозе бытовых отходов и мусора с указанных в исковом заявлении территорий в пределах муниципального образования. Представители управления автомобильных дорог и транспорта Правительства ЕАО не согласились с тем, что являются соответчиками по делу, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовавшихся на территории муниципального образования, в том числе в полосе отвода автомобильных дорог, в их обязанности не входит, а является компетенцией администрации городского поселения. Представитель Администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» в судебное заседание не явился без уважительных причин, не просил дело слушанием отложить либо рассматривать дело без его участия. Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося указанного представителя ответчика. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования и.о.прокурора Облученского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются - охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия. Согласно ст. 13 названного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Пунктом 1 статьи 22 этого же Закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.1 ст.55 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Из материалов дела усматривается, что Администрацией муниципального образования «Хинганское городское поселение» требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполняются. До настоящего времени, органом местного самоуправления не ликвидированы, выявленные на его территории несанкционированные свалки. Наличие несанкционированных свалок на 12,5 и 15 километрах автомобильной дороги Облучье-Хинганск, а также в 200 и 800 метрах на северной окраине поселка Хинганск, подтверждается актом рейдового мероприятия, проведенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО 9 сентября 2011 года. Место расположения несанкционированных свалок, выявленных специалистами управления Росприроднадзора по ЕАО находится на территории МО «Хинганское городское поселение», что подтверждается планово-картографическим описанием границ данного поселения, указанных в приложении №3 и 4 Закона Еврейской автономной области от 02.11.2004г. № 338-ОЗ «О границах и статусе городских, сельских поселений в составе Облученского муниципального района». В ходе проведения проверок прокуратурой Облученского района соблюдения законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов, на территории муниципального образования «Хинганское городское поселение» установлено, что вышеуказанные несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора не ликвидированы. В соответствии с п. 17 ч.1 ст.27 Устава муниципального образования «Хинганское городское поселение» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местногосамоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательствамуниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а такжеинициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетовбюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, администрацией муниципального образования не приняты меры, необходимые для надлежащего санитарного состояния указанных в иске территорий, поскольку сам факт существования свалок свидетельствует о ненадлежащем выполнении Администрацией обязанности по организации санитарной очистки поселка. Не соблюдение требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Хинганское городское поселение» свидетельствует о том, что администрацией не принимаются меры по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, ликвидации несанкционированных свалок. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Наличие несанкционированных свалок нарушает права граждан (неопределенного круга лиц), на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды. По данному делу прокурором заявление подано в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение», в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В соответствии с вышеприведенными нормами закона надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Хинганское городское поселение», поскольку организация сбора и бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, и, именно данным органом не исполняются обязанности по сбору и вывозу отходов производства и потребления на территории поселения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Суд признает несостоятельным довод представителя ответчика – администрации муниципального образования «Хинганское городское поселения» в той части, что 2 несанкционированные свалки на 12,5 км и 13 км автодороги Облучье-Хинганск образованы в полосе отвода дороги, поэтому ответственность за организацию и вывоз бытовых отходов должна возлагаться на управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО, поскольку данный довод основан на неверном толковании норм закона. Управление является специально уполномоченным органом, созданным для решения вопросов управления дорожной отраслью области, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения области. Положение об управлении автомобильных дорог и транспорта Правительства ЕАО не содержит пунктов, которые бы обязывали данный орган организовывать вывоз бытовых отходов и мусора с территорий вблизи дорог. Возникновение несанкционированных свалок в 5 и 7 метрах от автомобильной дороги Облучье-Хинганск, в нескольких километрах от поселка Хинганск в границах муниципального образования «Хинганское городское поселение» не вызвано действием или бездействием управления автомобильных дорог и транспорта Правительства ЕАО в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем указанный орган по делу соответчиком не является. В соответствии со ст. ст.1.2,11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством,которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, ихсудебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодексаРоссийской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности внатуре. Таким образом, судом установлено, что администрация муниципального образования не исполнила своих обязанностей по ликвидации указанных несанкционированных свалок, а неисполнение ответчиком требований природоохранногозаконодательства в области обращения с отходами производства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Установлено, что обязанность организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, предъявление иска направлено на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий. В связи с удовлетворением требований прокурора, необходимо обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» в соответствии с полномочиями, определенными Уставом, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, тем самым ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории данного поселения. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая, объем работ, зимний период времени, суд считает разумным и справедливым для ликвидации несанкционированной свалки путем организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с занимаемых площадей, установить срок в три месяца после вступления решения суда в законную силу. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. На основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Также в силу ст. 333.36 НК РФ прокурор Облученского района освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.45,194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление и.о. прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Хинганское городское поселение» к администрации муниципального образования «Хинганское городское поселение» о понуждении к исполнению обязательств - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Хинганское городское поселение» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора (несанкционированные свалки): с 12,5 километра автомобильной дороги Облучье - Хинганск в 5 метрах на восток в водоохраной зоне р.Хинган общей площади 35 кв. метров (0,0035 га); с 13 километра автомобильной дороги Облучье-Хинганск в 7 метрах на восток общей площади 25 кв.метров (0,0025 га); в 800 метрах на север от домов северной окраины п.Хинганск общей площади 25 кв.метров (0,025 га); в 200 метрах от домов по ул.Геологов на северной окраине п.Хинганск общей площадью около 225 кв.метров (0,0225 га). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Н.П.Алешина