Решение №2-108/2012г. по исковому заявлению прокурора Облученского района к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» о понуждении к исполнению обязательств



Решение вступило в законную силу: 19.04.2012 года.

Дело № 2-108/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Облучье 14 марта 2012 года

Облученский районный суд ЕАО в составе:

председательствующего Папуловой С.А.,

при секретаре Шпидоновой М.Г.,

с участием прокурора – помощника прокурора Облученского района ЕАО Афониной С.В.,

представителя ответчика – директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» Шабановой Е.М.,

представителя третьего лица – представителя администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Жизневской Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» о понуждении к исполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Облученского района обратился в Облученский районный суд ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» (далее – «МОУ СОШ № 5») о понуждении к исполнению обязательств, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Облученского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи проведена проверка исполнения требований закона при эксплуатации школьных автобусов в муниципальных образовательных учреждениях района. В ходе проверки выявлены нарушения требования федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Из этого следует, что перевозка пассажиров автомобильным транспортом, представляющего для значительного числа пассажиров источник повышенной опасности, признается деятельностью, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересом, здоровью граждан. В этой связи лицу, осуществляющему данный вид деятельности, законом предъявлены повышенные требования, включающие, в частности, необходимость выполнения лицензионных условий и получения специального разрешения лицензирующего органа. По итогу проведенных надзорных мероприятий установлено, что на территории Облученского муниципального района действует муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково», учредителем которой выступает муниципальное образование «Облученский муниципальный район» в лице органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район». В соответствии с п. 2 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 26 Устава муниципального образования «Облученский муниципальный район», к полномочиям администрации муниципального района относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района в порядке, установленном Собранием депутатов; передачи муниципального имущества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Еврейской автономной области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждение, совершение иных сделок в соответствии с федеральными законами. 28.08.2009 года администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» заключен договор о закреплении за муниципальным учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления. В соответствии с настоящим договором, муниципальному образовательному учреждению на праве оперативного управления передается движимое имущество – автобус ПАЗ-3205 «Для перевозки детей» (двигатель № 91003265, кузов № Х 1 МЗ 205 СХ 90001509) в количестве 1, балансовой стоимостью 370227,36 руб. Автобус соответствует по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении. Лицензия на перевозку пассажиров в МОУ «СОШ № 5 с. Пашково» отсутствует. В нарушение положений федерального законодательства руководством муниципального образовательного учреждения никаких мер к получению лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно автобусом ПАЗ-3205, предназначенным для перевозки детей, не принято. Просит суд обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом ПАЗ-3205 «Для перевозки детей».

В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Облученского района Афонина С.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что вследствие принятия ответчиком мер по получению лицензии, будут установлены жесткие требования к перевозкам учащихся, с целью обеспечения безопасности их жизни. Считает что законом прямо предусмотрено лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Просит суд обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом ПАЗ-3205 «Для перевозки детей».

Представитель ответчика – директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» Шабанова Е.М. исковые требования признала в полном объеме, о чем представила суду заявление, суду пояснила, что в оперативном управлении учреждения находится автобус ПАЗ, на котором осуществляется подвоз школьников из с.Заречное. Документы для прохождения лицензирования уже собраны, и направлены в Территориальный отдел по ЕАО Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора, откуда им прислали уведомление о необходимости оснастить автобус системой Глонасс, которая по получению финансирования будет установлена. Также пояснила, что одним из препятствий в получении лицензии является недостаточный непрерывный стаж водителя автобуса (2 года 2 месяца вместо 3-х лет).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – представитель администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Жизневская Т.С. исковые требования прокурора не признала, считает, что перевозка учащихся школьным автобусом осуществляются для собственных нужд школы, и, соответственно, деятельностью, требующей обязательного лицензирования, не является.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Облученского района ЕАО подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку учебный процесс подразумевает смену учащихся, поэтому доводы прокурора о том, что иск подан в защиту неопределенного круга лиц, суд находит обоснованным.

В соответствии со ст. 49 ч. 3 п. 1 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Из этого следует, что перевозка пассажиров автомобильным транспортом, представляющего для значительного числа пассажиров источник повышенной опасности, признается деятельностью, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан. В этой связи лицу, осуществляющему данный вид деятельности, законом предъявлены повышенные требования, включающие в частности необходимость выполнения лицензионных условий и получения специального разрешения лицензирующего органа.

Пунктом 24 статьи 12 вышеназванного закона определено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сообщению председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 125 от 22.02.2012 года, автобус ПАЗ-32053-70 «Для перевозки детей» находится в муниципальной собственности муниципального образования «Облученский муниципальный район» и передан в оперативное управление муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково».

Из материалов дела следует, что 31.07.2009 года между администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» и муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № с. Пашково» заключен договор о закреплении за муниципальным учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления, в соответствии с которым администрация муниципального образования «Облученский район» передала, а муниципальное образовательное учреждение приняло на праве оперативного управления автобус ПАЗ-3205, в количестве 1, балансовой стоимостью 370227,36 рублей, о чем 29.07.2009 года составлен акт приема-передачи имущества, подписанный сторонами.

Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (в редакции Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.07.2000 №75), школьные перевозки отнесены к группе «специальных».

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, установлены порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Из указанных правил следует, что к пассажирам, перевозимым общественным транспортом, и к школьнику, перевозимому школьным автобусом предъявляются одни и те же требования.

В соответствии с приказом директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» № 81 от 15.08.2011 года «О подвозе учащихся», согласно постановлению главы администрации Облученского района от 15.03.2005 г. № 130 «Контроль и обеспечение безопасности дорожного движения при подвозе школьников», назначены ответственные за технику безопасности при сопровождении детей по маршруту Пашково – Заречное – Пашково,

Кроме того, утвержден график движения школьного автобуса, определено рабочее время и время отдыха водителя, утвержден график сопровождающих школьного автобуса и список обучающихся, подвозимых школьным автобусом.

В соответствии с паспортом школьного автобусного маршрута Пашково – Заречная – Пашково, общая протяженность маршрута составляет 16400 м (в одну сторону), расстояние от места стоянки автобуса до начального пункта движения 16400 м.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается факт того, что в оперативном управлении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» находится автобус для перевозки детей ПАЗ 32053-70 «Для перевозки детей», которым производятся регулярные школьные перевозки детей в школу с. Пашково, в том числе и детей, проживающих в с. Заречное, при этом лицензии на осуществление перевозок школьников на данном автомобильном транспорте не имеется.

Судом также установлено, что администрацией муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» предприняты действия, направленные на осуществление мероприятий, необходимых для получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров.

Так, из Уведомления Территориального отдела по Еврейской автономной области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора о необходимости предоставления документов, которые отсутствуют, следует, что по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» для получения лицензии на вид деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, установлено отсутствие копий документов, подтверждающих оснащение предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Из пояснений представителя ответчика – директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» Шабановой Е.М. следует, что 26.03.2012 года автобус МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» будет отправлен на установку данной системы, после чего, в течение 45 дней продлится процедура лицензирование, однако в связи с отсутствием у водителя автобуса необходимого непрерывного стажа, в лицензировании, скорее всего, будет оказано.

Из представленных суду документов следует, что школьным автобусом осуществляются регулярные перевозки детей в школу по маршруту: Пашково – Заречное - Пашково.

Согласно п. 1.8. Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково», школа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Еврейской автономной области, касающихся вопросов образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Облученский муниципальный район».

Согласно п. 2.8 Устава, Учреждение организует подвоз обучающихся из с.Заречное и несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения при подвозе.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Пунктом 1.3. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (ред. от 18.07.2000) «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» предусмотрено, что требования настоящего Положения обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами.

Пунктом 1.6 указанного приказа, предусмотрено, что основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в п. 1.3, по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются:

- выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов);

- содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии;

- обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок;

- организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.

Таким образом, если хозяйствующий субъект, в том числе и детское учреждение, имеет собственный автобус, то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок, которое по убеждению суда, может гарантировать только наличие лицензии.

Суд не может согласиться с доводами представителя администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" в части того, что по его мнению необходимости в лицензировании деятельности школы по перевозке детей школьным автобусом не имеется, поскольку подвоз учащихся осуществляется для собственных нужд школы.

Суд полагает, что Конституционное право на образование должно обеспечиваться конституционным правом на безопасность жизни. Учитывая климатические условия Облученского района (сильные морозы зимой), состояние дорожного покрытия в зимний период (накат, заносы), отсутствие собственной ремонтной базы у образовательного учреждения и многое другое, не зависимое от финансового положения ответчика, суд считает, что только лицензирование деятельности по перевозке пассажиров способно обеспечить безопасную перевозку детей, то есть будет способствовать решению вопроса профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортного средства в технически исправном состоянии, безопасности условий перевозки.

Кроме того, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 и ч.2 ст. 209 ГПК РФ, представителю ответчика – директору МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» Шабановой Е.М. разъяснены, ей понятны.

Признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» о понуждении произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом ПАЗ-3205, переданным в оперативное управление учреждения 29.07.2009 года, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Рассматривая вопрос о периоде времени, который необходимо предоставить ответчику для получения лицензии, суд исходит, прежде всего, из интересов обучающихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково», считает возможным установить муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» срок для получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом ПАЗ-3205, переданным в оперативное управление учреждения 29.07.2009 года – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 330.36 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в связи, с чем с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, исходя из требований ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» о понуждении к исполнению обязательств – удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом ПАЗ-3205.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А Папулова