Решение №2-152/2012г. по иску Шилиной Л.А. к ООО «Дальсантехмонтаж» о признании незаконными действий и бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет за недопоставку коммунальных услуг по отоплению, взыскании неустойки



Решение вступило в законную силу: 16.05.2012 г.

Дело № 2-152/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Облучье 10 апреля 2012 года

Облученский районный суд ЕАО в составе:

председательствующего Алешиной Н.П.,

при секретаре Игнатьевой К.Е.,

с участием истца Шилиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилиной Любови Андреевны к обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о признании незаконными действий и бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет за недопоставку коммунальных услуг по отоплению, взыскании неустойки и компенсации морального вреда,

установил:

Шилина Л.А.обратилась в мировой суд Теплоозерского судебного участка с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о перерасчете коммунальных услуг. Требования мотивированы тем, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного в АДРЕС. С ДАТА по ДАТА предоставленная ответчиком услуга по отоплению не соответствовала предъявляемым требованиям, тепловой режим в жилом помещении не достигал требуемого стандарта, однако перерасчет за недопоставленное тепло не производился, сумма которого должна составлять Х рублей. Действиями ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в дискомфорте проживания, и необходимости траты личного времени и средств для защиты нарушенных прав в связи с отказом ответчика в добровольном удовлетворении ее требований о перерасчете. Просила наложить на ответчика обязанность по производству перерасчета оплаты коммунальных услуг по отоплению, уменьшив начисленную к оплате суму стоимости данной услуги на Х рублей и взыскать моральный вред в размере Х рублей.

В судебном заседании мирового судьи Шилина Л.А. изменила свои требования, просила признать незаконными действия ООО «Дальсантехмонтаж»: 1) по отказу ей в выдаче акта обследования температурного режима в квартире, проводимых ответчиком в отопительный сезон 2010-2011 годов; 2) по отказу в предоставлении информации по оказываемым коммунальным услугам и их качеству; 3) по непроизводству компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг; 4) по производству замеров температурного режима ненадлежащим измерительным прибором. Также просила признать незаконными бездействие ООО «Дальсантехмонтаж», выразимшемся в: 1) непринятии ответчиком мер на обращения об устранении недостатков в предоставлении коммунальных услуг; 2) отсутствии реагирования на обращения о предоставлении информации на ее заявления. Кроме того, просила взыскать с ответчика неустойку за ненадлежащее оказание коммунальных услуг по отоплению в размере Х рублей и моральный вред, который расценивает в Х рублей.

Определением мирового судьи Теплоозерского судебного участка от ДАТА дело по иску Шилиной Любови Андреевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о признании незаконными его действий и бездействия, наложении обязанности по производству перерасчета оплаты коммунальных услуги по отоплению, взыскании неустойки и компенсации морального вреда – направлено на рассмотрение по подсудности в Облученский районный суд.

В предварительном судебном заседании от ДАТА Шилина Л.А. увеличила свои требования, дополнительно к имеющимся, просила освободить ее от оплаты коммунальной услуги по отоплению в полном объеме с ДАТА по ДАТА, и в не отапливаемый сезон (с июня по сентябрь), а так же взыскать неустойку за недопоставку тепла в данный период и неустойку за отсутствие горячей воды.

В судебном заседании истица уточнила свои требования, отказавшись от требований о освобождении от оплаты за отопление в неотапливаемый сезон и взыскании с ООО «Дальсантехмонтаж» неустойки за отсутствие горячей воды. В остальной части истица иск поддержала, дополнительно пояснила, что на протяжении всего отопительного сезона 2010-2011 годов в ее квартире наблюдалась низкая температура воздуха. По поводу отсутствия тепла в квартире она постоянно обращалась к ответчику, однако на ее заявления внимания не обращали, а плату за отопление начисляли регулярно. Получив заявление по поводу низкой температуры в квартире, ответчик сделал замеры, однако с полученными результатами отказался ее знакомить, кроме того, замеры производились в нарушении установленных правил – лучевым измерительным прибором. В связи с отсутствием тепла в квартире в некоторые месяцы производился перерасчет, однако не в полном размере. На ее неоднократные требования устранить нарушения ответчик не реагировал. В результате ненадлежащего оказания коммунальных услуг по отоплению ей причинен моральный вред в виде нравственных страданий, заключающихся в том, что из-за отсутствия тепла в квартире, она испытывает дискомфорт, постоянно нервничает. Бездействие ООО «Дальсантехмонтаж» вынуждает ее обращаться в различные инстанции, в том числе в суд, в связи с чем она испытывает неудобство и волнение.

Истица полагает, что действиями ответчика нарушены ее права, как потребителя коммунальных услуг, в связи с чем, на того должна быть возложена обязанность произвести перерасчет платы за отопление. В соответствии с Законом о защите прав потребителя просит взыскать в ее пользу за недопоставленное тепло неустойку (пеня) за каждый день просрочки в размере 3% цены выполнения работ. Считает, что с ответчика подлежит взыскать в ее пользу указанные в исковом заявлении суммы, а также компенсировать нравственные страдания, которые оценивает в Х рублей.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии. Из отзыва на исковое заявление Шилиной Л.А. следует, что исковые требования они не признают. Указано, что перерасчеты в спорный период времени за некачественное предоставление услуг управляющей организацией производились неоднократно в соответствии с Постановлением от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в размере 0,15% размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг зa каждый час отклонения температуры, за каждый час перерыва подачи воды. Перерасчеты некачественного оказания коммунальных услуг ответчиком в спорные периоды не производились, так как отсутствовали основания, а, именно – отсутствие веских доказательств о нарушении температурного режима в ее жилом помещении. По заявлениям истца Шилиной Л.А. перерасчеты за недопоставку тепла производились в размере Х рублей за четыре месяца: ДАТА и ДАТА, других заявлений не зарегистрировано.

Считают расчеты, представленные истцом по неустойке, не обоснованными, так как нарушение сроков оказания коммунальной услуги «отопление» допущено не было. В части взыскания морального вреда, считают, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение ей нравственных или физических страданий. Считают исковые требования истицы не подлежащими удовлетворению по всем его пунктам.

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, в суд не явился, причины не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - представитель ООО «Дальсантехмонтаж», и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, поскольку уважительных причин по которым представитель данного лица не может присутствовать в судебном заседании, не представлено.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ, устанавливающей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяце на основании платежных документов. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг (далее по тексту – Правила) гражданам, которыми урегулированы отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установлены их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт1).

Согласно пункта 3 указанных Правил, управляющая организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании п. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, безопасные для его жизни и здоровья, и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, данными правилами и договором, а также самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные сети, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги; производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность; по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.

В свою очередь потребитель имеет право: а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; г) получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты (п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 51 Правил предоставляется право потребителю получать от исполнителя акт, оформленный в порядке, предусмотренном разделом VII Правил о непредставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки, и который является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 71 Правил предоставления коммунальных услуг акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

В силу п.п. 64-66 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае непредоставлениякоммунальных услугили предоставлениякоммунальных услуг ненадлежащего качествапотребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службуисполнителяили иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленнойкоммунальной услугиили предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставлениякоммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этомпотребителюи сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признанияисполнителемфакта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Согласно п.п. 67-71 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услугили предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлениикоммунальных услуг ненадлежащего качествауказываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Датой начала непредоставлениякоммунальных услугили предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачипотребителемв аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставлениякоммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленномисполнителемв порядке, определенномпунктами 67-69настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услугненадлежащего качества;

Акт о не предоставлениикоммунальных услугили предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплатыисполнителемнеустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

В соответствии с п. 74 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставлениякоммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенномпунктами 67 - 69настоящих Правил;

б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

Касаемо требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы по отоплению, ввиду низкого температурного режима в ее квартире с ДАТА по ДАТА, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что истица является нанимателем жилого помещения, расположенная по АДРЕС, по договору социального найма жилого помещения №Х от ДАТА, заключенного между собственником жилья – администрацией муниципального образования «Лондоковское городское поселение» и Шилиной Л.А.

Вышеуказанная квартира является постоянным местом жительства истицы.

Согласно условиям договора социального найма администрация Лондоковского городского поселения приняла на себя обязательства, в частности, по обеспечению и предоставлению истице за плату коммунальных и иных услуг, в том числе услуг по теплоснабжению, в соответствии с правилами, установленными нормативными актами РФ, на условиях и в порядке, предусмотренном данным договором, а также обязалась обеспечивать техническое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении.

Согласно договору управления многоквартирными домами, находящимися в государственной или муниципальной собственности от 07.07.2010 года, заключенному администрацией Лондоковского городского поселения с ООО «Дальсантехмонтаж», муниципальный орган поручает, а ООО «Дальсантехмонтаж» обязуется организовать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, установленные в перечнях услуг, организовать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в данных домах и лицам, пользующимся помещениями в этом доме в соответствии с требованиями, изложенными в приложении к данному договору, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами, деятельность.

Предметом указанного договора является оказание жильцам данных домов коммунальных услуг, выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, за оказание которых в соответствии с пунктом 5.12 жильцы обязаны вносить плату, до 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Как усматривается из договора от 07.07.2010 года, заключенного между ответчиком и администрацией Лондоковского городского поселения, в период с указанной даты по настоящее время ответчик в числе прочих домов принял обязательства по управлению домомпо АДРЕС, обеспечению функционирования всех инженерных систем дома, в том числе систем отопления, предоставлению коммунальных услуг гражданам.

Истица квартирную плату и плату за коммунальные услуги производит своевременно - в ООО «Дальсантехмонтаж».

Следовательно, ООО «Дальсантехмонтаж» является по отношению к истцу исполнителем коммунальных услуг в период с ДАТА. Исполнительнесет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставлениякоммунальных услуг.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исполнителем жилищно-коммунальных услуг для потребителя – нанимателя указанной квартиры, является ООО «Дальсантехмонтаж» и возникшие правоотношения между жильцами дома и указанной управляющей организацией, регулируются законодательством о защите прав потребителей.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Проанализировав представленные истицей доказательства, подтверждающие факты ее неоднократных обращений к ответчику по поводу не предоставления услуг по теплоснабжению в течение продолжительного периода с ДАТА по ДАТА, и составляющих по ее расчетам незаконно начисленные ответчиком за данную коммунальную услугу сумму в полном размере, установлено, что истица обращалась с заявлениями по поводу низкой температуры в ее квартире: в ДАТА; в ДАТА. Указанные обстоятельства подтверждены заявлениями Шилиной Л.А. с отметкой ООО «Дальсантехмонтаж» о их регистрации. В каждом заявлении истицы указано об отсутствии тепла в ее квартире и температуре воздуха ниже 18 градусов С даже с обогревателем.

Таким образом, факт обращения Шилиной Л.А. в управляющую организацию по поводу низкого температурного режима доказан.

Как следует из отзыва ответчика, истица с заявлениями о перерасчете коммунальных услуг, в связи с низкой температурой в ее квартире обращалась 4 раза и той сделан перерасчет в указанные месяцы в соответствии с п.15 Приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 23 мая 2006 г. № 307 в размере 0,15% размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг зa каждый час отклонения температуры. При этом, температура воздуха в жилом помещении должна быть ниже 18 градусов С.

Вместе с тем, ООО «Дальсантехмонтаж не представлены доказательства того, что в период: с ДАТА, ими проводилась какая-либо проверка причин нарушения в квартире Шилиной Л.А. параметров качества отопления.

Зафиксировав заявления Шилиной Л.А. о низкой температуре в ее квартире, сотрудник аварийно-диспетчерской службы ООО «Дальсантехмонтаж» обязан был сообщить той причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, о чем сделать отметку (ст.64.65 Правил). Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (ст.66 Правил). Если причины не известны, необходимо было установить данные факты. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) ( п. 67 Правил). Указанные действия управляющей компанией не были исполнены, поэтому нет оснований опровергать доводы истца о не предоставлении коммунальных услуг в те месяцы, когда она обращалась.

Ответчиком не представлены акты о замере температурного режима в квартире истицы, не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований вышеприведенных Правил предоставления коммунальных услуг при получении жалоб Шилиной Л.А. в ДАТА и ДАТА, с ДАТА по ДАТА о низкой температуре воздуха в ее квартире, либо опровергающих доводы истицы в данной части.

Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность определен в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Согласно п. 15 приложения № 1 Правил, температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже + 18 град. C (в угловых комнатах - + 20 град. C). Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 град. C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град. C. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается:

- на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры,

- или на 0,15% размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения от температуры.

Из исследованных в судебном заседании счет-квитанций, представленных ответчиком – ООО «Дальсантехмонтаж» следует, что истцу производился перерасчет за услугу «отопление» в ДАТА, ДАТА, ДАТА и ДАТА. Вместе с тем, ответчиком не представлены доказательства, позволяющие делать перерасчет исходя из нормативов потребления коммунальных услуг за каждый градус отклонения от температуры (п.15 Приложения к правилам), поскольку температура в квартире истицы на протяжении обжалуемого периода наблюдалась ниже 18 градусов С., а в течение пяти дней составляла менее + 15 градусов С.

Истец Шилина Л.А. утверждает, что температура в ее квартире постоянно держится ниже установленной нормы, даже при включенном обогревателе, а в основном без дополнительного подогрева менее +15 градусов С. Ответчиком обратного не доказано, что дает основания для перерасчета платы за коммунальную услугу «отопление» в размере 100 процентов от стоимости услуги за месяц.

Таким образом, по имеющимся в судебном заседании доказательствам установлено, что истцу Шилиной Л.А. управляющей организацией - ООО «Дальсантехмонтаж» не оказывались коммунальные услуги – «отопление»: в ДАТА и ДАТА; с ДАТА по ДАТА.

Поскольку представителями ООО «Дальсантехмонтаж» ни в письменных отзывах, ни в судебных заседаниях не опровергнуты доводы истца, что ей не оказывалась надлежащим образом коммунальная услуга - «отопление», а также отсутствуют точные параметры температурного режима в квартире, которые дают возможность определить размер платы, суд считает возможным принять в обоснование перерасчет, указанный истицей в размере 100% от стоимости услуг за тот месяц, в который она обращалась в управляющую компанию, а именно: в ДАТА и ДАТА; в ДАТА.

В связи с этим перерасчет коммунальной услуги – «отопление» в пользу истца будет составлять – Х рублей. Данная сумма сложилась из разницы между начисленной суммой коммунальных услуг «отопление» и перерасчетом, сделанным управляющей организацией за спорный период.

Следует отметить, что истица, имея претензии по качеству предоставленной услуги, добровольно оплачивала счета авансом и не просила управляющую организацию сделать перерасчет по отоплению, ограничиваясь тем, что указывала на низкий температурный режим в ее квартире в определенные месяцы. ООО «Дальсантехмонтаж» не ликвидирован и правоотношения данной управляющей организации с потребителем –Шилиной Л.А. не прекращены. В связи с этим, добровольно оплаченные счета, в том числе суммы за недопоставку тепла, не подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, а могут быть пересчитаны в пользу Шилиной Л.А., с уменьшением размера платы по данной графе на Х рублей.

Рассматривая требования истца Шилиной Л.А. к ООО «Дальсантехмонтаж» о взыскании неустойки за недопоставленное тепло в ее квартиру, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Понятие неустойки содержится в ст. 330 ГК РФ, согласно которой неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Нормы о неустойке содержатся также в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Так, согласно п. 5 ст. 28 указанного Закона, размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

В соответствии с п. 77 Правил, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в предусмотренных договором, в том числе в случаях: если температура воздуха в жилом помещении в многоквартирном доме (в том числе в отдельной комнате в квартире) или в жилом доме ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период; если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении.

Ответчиком истцу в период: с ДАТА по ДАТА не оказывалась коммунальная услуга «отопление», которая подлежит перерасчету в пользу истицы на сумму – Х рублей.

По расчетам истца за недопоставленное тепло в квартире в указанные месяцы сумма неустойки составила Х рублей (3% от цены не выполненной услуги). В своем отзыве ответчик указывает, что неустойка является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок обязательства, что со стороны управляющей организации допущено не было.

Однако установленные судом обстоятельства, свидетельствуют о нарушении прав потребителя как в части ненадлежащего предоставления коммунальной услуги «отопление», так и по таким видам услуг, как: осуществление рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, как отдельного жильца, так и группы жильцов и принимать соответствующие меры; обеспечение жильцов информацией о телефонах аварийно-диспетчерской службы, режиме работы управляющего и его работников, размещающихся в п.Лондоко-завод, путем их указания на платежных документах и размещения объявлений в подъездах многоквартирного дома; проведение по требованию жильцов сверки платы коммунальные услуги, с учетом правильности начисления установленных законодательством неустоек; рассмотрение в установленный срок всех претензий Жильцов с разрешением конфликтных ситуаций; вести учет жалоб, заявлений, требований и претензий Жильцов на режим и качество предоставления коммунальных услуг, а также учет их исполнения. По жалобам Шилиной Л.А. в части предоставления надлежащих услуг по отоплению ООО «Дальсантехмонтаж» проявляло бездействие. Поэтому требования истицы в части взыскания неустойки правомерны.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Принимая во внимание, что размер неустойки больше суммы, подлежащей перерасчету в пользу ответчика, суд считает возможным снизить ее размер до Х рублей.

Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд считает их обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физическое или нравственное страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Таким образом, исходя из статьи 151 ГК РФ и статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", суд признает правомерными требования истицы о компенсации ей морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием ей коммунальных услуг, выразившегося в перенесенных ею нравственных страданиях.

В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая, что в квартире № Х дома № Х п.Лондоко-завод, в отопительный период 2010 - 2011 годов был низкий температурный режим, суд пришел к выводу, что ненадлежащим оказанием жилищно-коммунальных услуг, Шилиной Л.А. были причинены нравственные страдания, возникшие из-за неблагоприятных условий проживания в занимаемом ею жилом помещении, а также от ряда связанных с этим бытовых неудобств.

В связи с тем, что исполнителем оказания указанных жилищно-коммунальных услуг Шилиной Л.А. является ООО «Дальсантехмонтаж», суд считает, что непосредственным причинителем ей морального вреда, а следовательно и надлежащим ответчиком по требованиям истца, является данное общество. Не предоставление в полном объеме жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, грубо нарушило права и законные интересы Шилиной Л.А.

Судом учтена длительность периода нарушения прав потребителя Шилиной Л.А.- отопительный сезон 2010-2011 годов, то, что квартира по АДРЕС является ее постоянным местом жительства, и, являясь нанимателем квартиры, истец рассчитывала на получение всех необходимых жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, однако вынуждена испытывать неудобства в связи с отсутствием тепла.

При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание обстоятельства дела, степень нравственных страданий перенесенных истцом, и, исходя из требований разумности и справедливости, считает возможным взыскать в пользу Шилиной Л.А. в качестве компенсации морального вреда Х рублей.

Суд находит доказанным бездействие ответчика в устранении недостатков предоставления коммунальной услуги по отоплению жилого помещения и признает данное бездействие виновным.

Факты ненадлежащего оказания коммунальных услуг по отоплению и ненадлежащего производства (непроизводства) перерасчета данной услуги нашли свое подтверждение, поэтому требования истца по перерасчету платы недопоставленных коммунальных услуг по отоплению за те месяцы, в которые она обращалась в управляющую организацию, подлежат удовлетворению. Требования о взыскании с ответчика неустойки за недопоставленную коммунальную услугу и морального вреда подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, исходя из требований ст. 333.19 ч.1 п.1, 3 Налогового кодекса РФ, с ООО "Дальсантехмонтаж" в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере Х рублей: с исков имущественного характера от Х рублей до Х рублей – Х рублей + 3% цены иска (Х рублей), превышающей Х рублей; с исков не имущественного характера – Х рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.155,157 ЖК РФ; ст.ст. 151,1101, 309, 329, 330, 333 ГК РФ; ст. ст.13, ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей»; ст.ст.56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск к обществу с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» о признании незаконными действий и бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет за недопоставку коммунальных услуг по отоплению, взыскании неустойки и компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.

Признать бездействие ООО «Дальсантехмонтаж» незаконным.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» произвести Шилиной Любови Андреевны, проживающей в квартире по АДРЕС, перерасчет оплаты коммунальных услуг по отоплению за: ДАТА; ДАТА; ДАТА; ДАТА; ДАТА; ДАТА, уменьшив начисленную к оплате сумму стоимости данной услуги на Х рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» в пользу Шилиной Л.А. неустойку в размере Х рублей и компенсацию морального вреда в размере Х рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Дальсантехмонтаж» госпошлину в местный бюджет – Х рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в суд ЕАО через Облученский районный суд в течении месяца, со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Н.П.Алешина