Дело № 2 – 359/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата Облученский районный суд ЕАО в составе: председательствующего Папуловой С.А., при секретаре Нурисламовой О.А., с участием: прокурора – ст. помощника прокурора Облученского района ЕАО Холманских Т.А., представителя ответчика - представителя Общества с ограниченной ответственностью «Шанс» Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» к Обществу с ограниченной ответственностью «Шанс» о признании незаконным бездействия и о понуждении к исполнению обязательств, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Облученского района ЕАО (прокурор) обратился в Облученский районный суд в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» к Обществу с ограниченной ответственностью «Шанс» (далее по тексту ООО «Шанс») о признании незаконным бездействия и о понуждении к исполнению обязательств, мотивировав свои требования следующим. В прокуратуру Облученского района от заместителя начальника управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области (далее управление природных ресурсов) поступило обращение по факту нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Шанс» требований природоохранного законодательства. При проверки фактов, изложенных в данном обращении, было установлено, что ООО «Шанс» имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате инвентаризации таковых источников определено 7 источников выбросов загрязняющих веществ, которыми выбрасывается 9 видов загрязняющих веществ, однако в нарушение ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» до настоящего времени обществом не оформлено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников. При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Шанс» образует различные отходы производства и потребления (лом черных металлов, огарки сварочных электродов, бытовой мусор, отходы от уборки помещений, отходы от лакокрасочных работ и другие отходы), но в нарушение требований природоохранного законодательства, а именно ст. 4.1, ч. 2,3 ст. 14, п. 3 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в ООО «Шанс» отсутствуют документы об установленных нормативах образования отходов и лимитов на их размещение; не оформлены паспорта отходов I - IV класса опасности. Из иска прокурора также следует, что ранее ООО «Шанс» неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Однако, несмотря на принимаемые контролирующими органами меры указанное предприятие продолжает нарушать требования природоохранного законодательства и не принимает мер к устранению таковых нарушений, тем самым грубо нарушает права граждан - жителей г. Облучье на здоровье и благоприятные условия проживания, гарантированные ст.ст. 41, 42 Конституции РФ. Прокурор, как следует из искового заявления, просит суд признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Шанс», выразившееся в неисполнении законных требований контролирующих органов устранить нарушения природоохранного законодательства. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Шанс»: оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) атмосферу веществ от стационарных источников; установить лимиты на размещение отходов (получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение); оформить паспорта отходов I - IV класса опасности. В судебном заседании старший помощник прокурора Холманских Т.А. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, при этом, с учетом того, что ООО «Шанс» получило разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, уточнила исковые требования, просила суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Шанс»: установить лимиты на размещение на размещение отходов (получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение); оформить паспорта отходов I - IV класса опасности, установив ответчику срок для устранения нарушений природоохранного законодательств до Дата 2. Представитель ответчика - представитель общества с ограниченной ответственностью «Шанс» по доверенности Т. исковые требования прокурора признал в полном объеме, суду пояснил, что действительно при осуществлении деятельности ООО «Шанс», все нарушения в области природоохранного законодательства, имели место, но в настоящее время данные нарушения постепенно устраняются, в частности Дата 1 в Управлении природных ресурсов Правительства ЕАО получено разрешение № ХХ на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; готовится проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта отходов I - IV класса опасности, до Дата 2 все необходимые документы будут оформлены и получены. Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.22002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Шанс» действует на основании Устава (новая редакция), утвержденного общим собранием учредителей протокол № 2 от 09.12.2009 года и основным видом деятельности является: производство работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них; строительство, реконструкция, ремонт производственных и непроизводственных объектов; проектно- сметные, ремонтно-строительные, строительно-монтажные и строительно-эксплуатационные работы; производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно технического назначения; осуществление оптовой, розничной и комиссионной торговли товарами народного потребления, сельскохозяйственной продукцией, изделиями народного промысла, товарами промышленного и научно технического назначения с организацией собственных торговых точек, специализированных и фирменных магазинов; реализация нефтепродуктов и горюче – смазочных материалов через автозаправочные станции; организация и коммерческая эксплуатация ресторанов, кафе, баров и иных объектов общественного питания В соответствии с п. 1, 2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления. Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В соответствии со ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязываются подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Как следует из материалов дела в ходе проведения неоднократных проверок Управлением природных ресурсов Правительства ЕАО в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шанс», при осуществлении хозяйственной деятельности которого образуется такие виды отходов 1- 4 класса опасности, как лом черных металлов, огарки сварочных электродов, жестяные банки из-под краски и другие, установлено, что, начиная с 28.09.2007 года по состоянию на 31.05.2010 года, несмотря на предписания органа государственного контроля об устранении правонарушений в области охраны природы, ООО «Шанс» не оформлены лимиты на размещение отходов, отсутствуют паспорта отходов 1-4 класса. По фактам выявленных нарушений, за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления (отсутствие паспортов опасных отходов и лимитов на размещение отходов) Управлением природных ресурсов Правительства ЕАО в отношении ООО «Шанс» 15.02.2008 года, 01.01.2010 года вынесены постановления о привлечении ООО «Шанс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Судом также установлено, что 01.05.2010 года между ООО «Шанс» и ООО «Чистый город», имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использовании, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1- 4 классов опасности, заключен договор на пользование городской свалкой, срок действия договора до 31.12.2011 года. По данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО «Шанс» предприятие занимается изготовлением дорожных знаков, строительных изделий и материалов. Производство расположено на двух промышленных площадках в г. Облучье: цеха по раскрою металла, токарный, сварочный, художественно-оформительский и п. Ударный: цеха по производству траурной плитки, бетонных кирпичей, пенобетона. В результате инвентаризации определено, что в атмосферу выбрасываются вещества 9 наименований, в том числе 6- твердых, 3- жидких и газообразных: пыль абразивная, пыль металлическая, железа оксид, фтористый водород, ксилол, аэрозоль краски, марганец и его соединения, азота диоксид, пыль неорганическая. В судебном заседании также установлено, что ООО «Шанс» разработало проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, который соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Согласно инвентаризации, проведенной для разработки проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, на предприятии выявлено семь источников выбросов загрязняющих веществ: - площадка № 1, расположенная по Адресу 1, на территории которой расположены: цех по изготовлению дорожных знаков; токарный цех; сварочный цех; покрасочный цех; - площадка № 2, расположенная по Адресу 2, на территории которой расположены: склад инертных материалов; склад цемента; покрасочный цех; бетонный цех. Однако, как следует из сообщения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 11.05.2010 года ООО «Шанс» отказано в установлении лимитов на размещение отходов из-за несоответствия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение требованиям Ростехнадзора от 19.10.2007 года № 703 «Об утверждении методологических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». В судебное заседание представителем ответчика представлено разрешение № 16 на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласно которому ООО «Шанс» разрешается в период с 09.08.2010 года по 31.12.2014 года осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с перечнем и количеством данных веществ, указанных в приложениях к разрешению, тем самым ответчик устранил нарушение экологических требований, установленных в пунктах 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года №96 – ФЗ от «Об охране атмосферного воздуха». Таким образом, в судебном заседании, на основании исследованных доказательств, бесспорно установлено, что ООО «Шанс», осуществляет хозяйственную деятельность, допуская нарушения требований природоохранного законодательства, поскольку отсутствуют утвержденные в нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, отходы от деятельности предприятия не отнесены к конкретному классу опасности, не разработаны паспорта отходов. Суду не предоставлено доказательств тому, что к моменту судебного рассмотрения ответчик в полном объеме устранил допускаемые им нарушения норм природоохранного законодательства, поскольку, имея возможность получить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, паспорта отходов 1-4 класса опасности в течение длительного периода времени, не приняло всех необходимых мер для их получения и осуществляло свою деятельность в отсутствие необходимых документов, следовательно, до настоящего времени ответчик незаконно бездействует. Представитель ответчика Т. иск признал в полном объеме. Судом в соответствии со ст. 173, 39 ГПК РФ принимается признание иска ответчиком, поскольку установлено, что признание иска не противоречит требованиям законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы иных лиц. Представитель ответчика Т. в силу своих полномочий, установленных на основании доверенности, имеет право признания иска. Последствия признания ответчиком иска, предусмотренные п.3 мировое соглашение сторон" target="blank" data-id="12773">ст.173 ГПК РФ ответчику судом разъяснены. В случае признания иска ответчиком и принятии его судом, в соответствии со соглашение сторон" target="blank" data-id="12773">ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, принимается решение об удовлетворении исковых требований истца. Статьей 42 Конституции РФ гарантировано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды. Общество с ограниченной ответственностью «Шанс» обязано исполнять требования действующего законодательство в области охраны окружающей среды, с учетом, установленных в судебном заседании обстоятельств требования прокурора, о признании незаконным бездействия Общества с ограниченной ответственность «Шанс» и о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом времени рассмотрения дела, и необходимого для устранения нарушений законодательства, суд приходит к выводу о предоставлении ответчику срока до 01 марта 2011 года для выполнения требований закона. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 200 рублей, исходя из требований ст. 333.19 ч.1 п.3 Налогового кодекса РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ст. 206 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Облученского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» к Обществу с ограниченной ответственностью «Шанс» о признании незаконным бездействия и о понуждении к исполнению обязательств - удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Шанс» в срок до Дата 2: - получить лимиты на размещение отходов (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение); - оформить паспорта отходов I - IV класса опасности. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Шанс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья С.А. Папулова