Иски физ. лиц к Пенсионному фонду РФ



Решение вступило в силу: 20.09.2010

  Дело №2-350/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата

Облученский районный суд Еврейской автономной области

в составе федерального судьи Алешиной Н.П.,

при секретаре Комаричевой М.Л.

с участием истца Гончаровой О.П.,

ответчика - представителя государственного учреждения управления пенсионного фонда РФ по Облученскому району доверенности от 10.02.2010 года – А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Облучье дело по иску Гончаровой О.П. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району ЕАО о восстановлении нарушенного пенсионного права, -

У С Т А Н О В И Л:

Гончарова О.П. обратилась в Облученский районный суд к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району ЕАО (далее – ГУ УПФ РФ по Облученскому району)  с иском о восстановлении нарушенного пенсионного права ссылаясь на то, что Дата 1 она обратилась в ГУ УПФ РФ по Облученскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.8 ч.1 ст.28 Закона РФ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Протоколом Государственного учреждения – управления пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району Еврейской автономной области от 16.03.2010г. №110 в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не были зачтены периоды работы:

1) с Дата 1 по Дата 2. в должности бракера Учреждения ЯБ – 257/2;

2) с Дата 3 по Дата 4 в должности контролера Учреждения ЯБ – 257/2;

3) с Дата 5 по Дата 6 в должности контролера отдела технического контроля ЯБ-257/2.

С Дата 7 по настоящее время работает в «Федеральном государственном учреждении «Лечебное исправительное учреждение №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области», в том числе с Дата 1 по настоящее время на должностях, занятых на работах с осужденными, отбывающими уголовное наказание.

Считает, что согласно Постановлению Правительства РФ от 03.02.1994г. №85 она имеет право на пенсию в связи с особыми условиями труда, однако ГУ УПФ РФ по Облученскому району необоснованно отказало ей в назначении досрочной пенсии. Ее общий трудовой стаж на момент обращения в ГУ УПФ РФ по Облученскому району составил 30 лет 04 мес. 15 дней, из которых на работах с особыми условиями труда (работа в непосредственном контакте с осужденными) составляет 13 лет. Просит признать незаконным протокол от 16.03.2010г. №110 комиссии по реализации пенсионных прав застрахованных лиц Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Облученскому району ЕАО об отказе в назначении пенсии, и обязать Государственное учреждение – управление пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району Еврейской автономной области назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента наступления права на таковую, т.е. с Дата 6.

В судебном заседании истец Гончарова О.П. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по тем причинам, что из ее трудового стажа исключен период работы в Учреждении ЯБ-257/2 в должности бракера и контролера ОТК по основаниям, что профессия бракер не предусмотрена классификатором профессий, а также, что в структуре учреждения не предусмотрен «отдел технического контроля» для профессии контролер ОТК. По работе она была постоянно в контакте с осужденными, поэтому пенсия по старости должна быть ей назначена по достижении возраста 50 лет. Считает необоснованным не включение в ее трудовой стаж период работы с Дата 1 по Дата 4 и с Дата 5 по Дата 6, то есть 13 лет 2 месяцев и 9 дней, дающий право на назначение досрочной пенсии, что нарушает ее Конституционное право на пенсионное обеспечение. Просит признать незаконным отказ в назначении ей досрочной пенсии и обязать ГУ УПФ по Облученскому району данную пенсию назначить с момента наступления права на нее, то есть с момента обращения.

Представитель ответчика – представитель Государственного учреждения – управления пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району Еврейской автономной области А. в судебном заседании пояснила, что Гончаровой О.П. обосновано отказано, поскольку профессия – бракер не предусмотрена общесоюзным классификатором профессий рабочих и служащих, утвержденным Постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 27.08.1986 года с 01.01.1987 года. В структуре организации не предусмотрен «отдел технического контроля» для профессии контролер ОТК, хотя никто не оспаривает, что Гончарова работала в спорные периоды времени в учреждении, исполняющем уголовное наказание в виде лишения свободы, и была занята на работах с осужденными.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п/п.8 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон №173) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В судебном заседании было установлено, что истец Гончарова О.П. Дата 6 обратилась в ГУ УПФ РФ по Облученскому району за назначением досрочной пенсии по старости на основании п/п. 8 п.1 ст.28 Федерального закона №173 в связи с работой непосредственно с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.  

Согласно протоколу комиссии по реализации пенсионных прав застрахованных лиц Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Облученскому району №110 от 16.03.2010г. Гончаровой О.П. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ее специальный стаж составил 00 лет 00 месяцев 00 дней.

При исчислении стажа на соответствующих видах работ исключены следующие периоды трудовой деятельности:

- с Дата 1 по Дата 2 в должности бракера Учреждения ЯБ – 257/2;

- с Дата 3 по Дата 4 в должности бракера (контролера ОТК) Учреждения ЯБ – 257/2;

- с Дата 5 по Дата 6 в должности контролера отдела технического контроля.

Решение комиссии: При рассмотрении документов, предоставленных для назначения пенсии Комиссия Управления постановила - отказать в назначении пенсии Гончаровой О. П., ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.

Проверяя обоснованность исключения периодов из специального стажа истца, суд считает, что исключение периода: с Дата 1 по Дата 2, с Дата 3 по Дата 4; с Дата 5 по Дата 6 нельзя считать правомерным.

Согласно п.13 Правил обращения за пенсией, назначения пенсий и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую…, утвержденных Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ №17/19 пб от 27.02.2002г. (Далее – Правила обращения за пенсией) решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Суд считает, что комиссия по реализации пенсионных прав застрахованных лиц Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Облученскому району недостаточно всесторонне, полно и объективно рассмотрела все представленные истицей документы.

Данные обстоятельства установлены из пояснений истицы и подтверждаются материалами дела.

Так, список профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости по п/п.8 п.1 ст.28 Федерального закона №173 (далее- Список 1992), утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994г. №85.

Данный список указывает:

п.1) Все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.

п.2) Руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.

п.3) Медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.

п.4) Работники общеобразовательных школ воспитательно – трудовых колоний МВД РФ, а также образовательных учреждений и учебно – консультационных пунктов (филиалов) Министерства образования и профессионального образования РФ, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными.

В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. Записи о наименовании работы или должности, на которую работник принят, производится в соответствии с наименованиями профессий указанных в Едином тарифно – квалификационном справочнике работ и профессий, должностей, служащих. Общесоюзный Классификатор (профессий рабочих, должности служащих и тарифные разряды), утвержден Постановлением №016от 28.08.1986г.

Из трудовой книжки Гончаровой О.П. следует, что она принята Дата 7 в предприятие ЯБ – 257/2 УВД Хабаровского крайисполкома на должность фасовщицы, временно. Дата 8 Переведена на должность санитарки аптеки - постоянно. Дата 1 переведена бракером швейного цеха (контролер ОТК). Дата 3  назначена на должность контролера ОТК швейного цеха; С Дата 5 назначена на должность контролера лечебно – производственной (трудовой) мастерской.

Согласно справке, уточняющей специальный трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии со ст.27 п.1 пп.17 Федерального закона от 17.12.2001г. №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Гончарова О.П. за период работы в учреждении ЯБ -257/2 УВД Хабаровского крайисполкома в п.Бира работала полный рабочий день с Дата 1 – приказ №94 от 01.10.1996г. по Дата 2 – приказ №6 от 16.01.2007г. в должности бракера швейного цеха; с Дата 5 – приказ №256 от 26.11.2007г. по настоящее время в должности контролера отдела технического контроля лечебно – производственной (трудовой) мастерской.

В данной справке указано: бракер своевременно и качественно ведет приемку изделий, изготовленных рабочими-осужденными, следит за правильностью организации технического контроля, занимается сортировкой готовой продукции вместе с осужденными; контролер отдела технического контроля, своевременно и качественно ведет приемку изделий, изготовленных рабочими-осужденными, следит за правильностью организации технического контроля, занимается сортировкой готовой продукции вместе с осужденными. Данные обязанности предусмотрены должностной инструкцией бракера и контролера ОТК. Основанием выдачи справки явились приказы по учреждению; штатное расписание; табеля учета рабочего времени; должностные инструкции; расчетно-платежные ведомости на заработную плату; карточка Т-2; учредительные документы и другие, подтверждающие факт льготной работы. данные должности предусмотрены списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работе с осужденными.

Исправительно-трудовое учреждение ЯБ-257/2 УВД Хабаровского крайисполкома с 01.09. 1998 года имело ряд переименований, в том числе с 25.03.2008 года переименовано -  Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по еврейской автономной области» (далее – учреждение). Основной вид деятельности учреждения: исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, обеспечения правопорядка и законности в учреждении, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения, содержащихся в нем осужденных, а также охраны объектов учреждения. Обеспечения привлечения осужденных к труду, организация общего и начального профессионального образования, обеспечение надлежащих условий содержания охраны и здоровья осужденных.

Согласно п.9 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» (п.1 ст.27 и подпункты 7-13 пункта 28 названного Закона), периоды его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественно выполняемых истцом функций, условий, характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функций обязанностей должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из имеющихся материалов дела, пояснений истицы следует, что она работала в учреждении в должности бракера швейного цеха и контролера ОТК, и она работала на должностях, занятых с работах с осужденными в учреждении, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

Отсутствие в списках наименований учреждения, где работает Гончарова О.П. профессии бракер, а также отсутствие в структуре учреждения «отдела технического контроля» для профессии – контролер ОТК, является формальным основанием для исключения спорного периода из специального стажа истицы и не должно ущемлять ее права на назначение досрочной пенсии по старости.

Учитывая совокупность установленных в судебном заседании доказательств, суд считает возможным включить Гончаровой О.П. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды ее трудовой деятельности в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы на должностях, занятых на работах с осужденными: с Дата 1 по Дата 2 - бракер швейного цеха; с Дата 3 по Дата 4 – контролер ОТК швейного цеха; с Дата 5 по Дата 6 – контролер лечебно-производственных мастерских.

Определяя дату, с которой истице необходимо назначить пенсию, суд исходит из следующего.

 Ст.18 Федерального указанного закона предусматривает, что назначение пенсии производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

В соответствии с п.5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии…, утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года №16/19 па к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27,28 Федерального закона №173 в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным п.1 Перечня, должны быть представлены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

Согласно п.11 Правил обращение за пенсией при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда РФ регистрирует заявление граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывает дату приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их предоставления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии.

В судебном заседании установлено, что истица Гончарова О.П. Дата 6 обратилась в ГУ УПФ РФ по Облученскому району за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.8 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации».

На момент обращения Гончаровой О.П. ее специальный стаж составлял 13 лет 2 месяца 9 дней, страховой стаж – 30 лет 4 месяца 15 дней, Дата 9 ей исполнилось 50 лет, все необходимые документы представила, поэтому отказ в назначении пенсии Гончаровой О.П., ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ, - является незаконным.

Суд считает, что периоды: с Дата 1 по Дата 2;  с Дата 3 по Дата 4; с Дата 5 по Дата 6, то есть работы в должностях: бракера швейного цеха, контролера отдела технического контроля лечебно – производственной (трудовой) мастерской, как особые условия труда, - нашли свое подтверждение, а именно работа на непосредственно занятостью на работах с осужденными в течении полного рабочего дня. Указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж в связи с тем, что документально подтверждены особые условия труда, предусмотренные списком профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по достижении женщин возраста 50 лет, при особом стаже – 10 лет, имеющих страховой стаж – не менее 20 лет.

Суд считает, что отказ о включении в специальный стаж периодов работы для назначения Гончаровой О.П. досрочной пенсии по старости является незаконным по вышеизложенным основаниям ( протокол №110 от 16.03.2010г).

В целях полного восстановления пенсионных прав Гончаровой О.П. суд считает необходимым отменить решение комиссии ГУ УПФ РФ по Облученскому району по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц №110 от 16.03.2010 года об отказе в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия специального стажа, требуемого в соответствии с пп.8 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и обязать ГУ УПФ РФ по Облученскому району зачесть истице в специальный стаж периоды работы в должностях: бракера швейного цеха с Дата 1 по Дата 2;  с Дата 3 по Дата 4; контролера отдела технического контроля лечебно – производственной (трудовой) мастерской с Дата 5 по Дата 6 в «Федеральном государственном учреждении «Лечебное исправительное учреждение №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию (50 летнего возраста достигла Дата 9, обратилась за назначением досрочной пенсии Дата 6), и обязать указанный орган включить вышеуказанные периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, назначив пенсию со дня возникновения права на нее – Дата 9.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39 Конституции РФ, ст.28 Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации; ст.ст.56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Исковые требования Гончаровой О.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району о восстановлении нарушенного пенсионного права – удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району от 16 марта 2010 года в назначении Гончаровой Ольге Петровне досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району включить Гончаровой О. П. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости на основании подпункта 8 статьи 28 Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации период работы: с Дата 1 по Дата 2 в учреждении ЯБ-257/2 в должности бракера швейного цеха (контролер ОТК); с Дата 3 по Дата 4 в ФГУ ЛИУ-2 в должности контролера ОТК швейного цеха; с Дата 5 по Дата 6 в ФГУ ЛИУ в должности контролера ОТК лечебно-производственной мастерской (13 лет 02 месяца 09 дней), и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента наступления права - 27.12.2009 года.

Решение может быть обжаловано в суд ЕАО через Облученский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Н.П.Алешина