Решение вступило в силу: 13.11.2010 года. Дело № 2-385/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Алешиной Н.П., при секретаре Комаричевой М.Л., с участием: прокурора – помощника прокурора Облученского района ЕАО Герасименко А.В. представителя заинтересованного лица - представителя администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» М, действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица – главы администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» К., действующей на основании прав по должности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Бирское городское поселение» о признании бездействия администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» муниципального образования «Облученский муниципальный район» незаконным и о понуждении к исполнению обязательств, УСТАНОВИЛ: Прокурор Облученского района в соответствии ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Облученский районный суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Бирское городское поселение» о признании бездействия администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» муниципального образования «Облученский муниципальный район» незаконным и о понуждении к исполнению обязательств. Прокурор свои требования мотивировал тем, что администрацией МО «Бирское городское поселение» не соблюдаются требования федерального и регионального законодательства по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду 2010/2011 г.г. Как указывает прокурор, в собственность данного муниципального образования передано имущество, которое необходимо использовать для целей местного значения, то есть закрепить за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления. В свою очередь, администрация муниципального района, возложила на себя обязанности организации теплоснабжения населения в Бирском поселении по обеспечению и контролю выполнения основных мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и ТЭК в осенне-зимний период 2010-2011 гг.. Перечнем мероприятий по подготовке объектов ЖКХ, необходимых для эксплуатации в течение отопительного периода и утвержденных постановлением администрации, предусмотрены работы по приобретению котельного оборудования, в количестве 2 котлов, котельная Бани пос. Бира, капитальный ремонт тепловых сетей от котельной дома № 61 по ул.Онищенко пос. Бира, обеспечение котельной резервным энергоснабжением, текущий ремонт тепловых сетей, и.д. Указанные объекты ЖКХ, подлежащие эксплуатации в зимних условиях: котельные; теплотрасса находятся в собственности Бирского городского поселения, на основании свидетельств о праве собственности. Однако, до настоящего времени в Бирском городском поселении хозяйствующий субъект, который будет предоставлять населению услуги теплоснабжения, используя муниципальное имущество (котельные) не определен в результате бездействия исполнительном) органа местного самоуправления поселения. Прокурор в заявлении указывает на то, что Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 11.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», готовность объектов жилищного коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, актов на промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября. Данное Постановление, наряду с иными актами, является обязательным для исполнения органами местного самоуправления. Указанное постановление не выполняется. В соответствии с требованиями ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Администрацией МО «Бирское городское поселение» в нарушении указанного закона не приняло меры по передаче имущества (помещения и оборудования котельных) хозяйствующим субъектам посредством проведения конкурса на право заключения долгосрочного договора аренды имущества и заключения укаанного оговора с победителем конкурса. Кроме того, в заявлении прокурора указано, что Постановлением главы администрации муниципального района №824 от 01.06.2010 года «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования «Облученский муниципальный район» к работе в осенне-зимний период 2010/2011 г.г. утвержден график накопления 100-дневного запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок муниципального образования «Облученский муниципальный район» на предстоящий отопительный период. Указанное постановление принято на основании утвержденных графиков 100-дневного запаса твердого топлива на уровне городских и сельских поселений, в том числе в соответствии с графиком утвержденным постановлением администрации Бирского городского поселения № 39 от 10.03.2010 года. Согласно данного графика 100-дневный запас топлива для Бирского городского поселения составляет 5192,5 тонн, из них накопление угля должно составить в июле 2010 года - 1000 тонн; в августе -1196,25 тонн; в сентябре 2010 года- 2596,25 тонн. Указанное количество угля должно быть обеспечено до 15.09.2010 года. Вместе с тем, по состоянию на 05.08.2010 года в Бирском городском поселении планомерное накопление 100- дневного запаса топлива не обеспечивается в полном объеме, о чем свидетельствует отсутствие топлива. Прокурор считает, что бездействие администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» выражается в непринятии своевременных мер по оформлению документов на котельное оборудование и здания, помещения котельных, подтверждающих право собственности, что препятствует объявлению конкурса на право заключения долгосрочных договоров аренды, определению организации, которая будет использовать указанное имущество по целевому назначению (оказывать услуги теплоснабжения) и в не обеспечении накопления 100 дневного запаса угля. В связи с чем, на сегодняшний день имеются все основания полагать, что к указанному сроку (15.09.2010 года) в Бирском городском поселении стодневный запас топлива обеспечен не будет, что в свою очередь может привести к срыву начала отопительного сезона на территории поселения и как следствие нарушению прав граждан. Бездействие администрации муниципального образования «Бирского городского поселения» по распоряжению муниципальным имуществом (объектами ЖКХ) лишает возможности осуществления полномочий теплоснабжения населения, указанного поселения. Просит обязать администрацию муниципального образования «Бирское городское поселение» в срок до 25 августа 2010 года обеспечить передачу имущества хозяйствующему субъекту (помещений и оборудования котельных) посредством проведения конкурса на право заключения долгосрочного договора аренды имущества и заключения указанного договора с победителем конкурса. Обязать администрацию муниципального образования «Бирского городского поселения» обеспечить запас 100-дневного для котельных, в срок до 15.09.2010 года. С учетом ограниченного времени до наступления даты, с которой закон связывает полную готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях (15.09.2010 года), просит обратить решение к немедленному исполнению. Согласно данным мероприятиям не сможет своевременно обеспечить и проконтролировать выполнение. Не обеспечение готовности к отопительному периоду в установленные законом сроки может повлечь нарушение прав граждан на безопасные условия проживания в муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Бирское городское поселение и привести к негативным последствиям в виде причинения вреда жизни и здоровью гражданам. Реализуя полномочия в указанной сфере администрацией муниципального образования «Бирское городское поселение» издано постановление №39 от 10.03.2010 года, которым определены основные мероприятия по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы поселения к работе в осенне-зимний период 2010-2011 г.г. Данным постановлением определен срок полной готовности объектов ЖКХ Бирского городского поселения до 15 сентября 2010 года Решение суда обратить к немедленному исполнению. В судебном заседании помощник прокурора Герасименко А.В. полостью поддержала заявление прокурора, уточнив требования в части исполнения срока. Просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» муниципального образования «Облученский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по передаче имущества (помещений и оборудования котельных) хозяйствующему субъекту и неисполнении обязанностей по накоплению стодневного запаса топлива. Обязать администрацию муниципального образования «Бирское городское поселение», в срок до 15 сентября 2010 года, обеспечить передачу имущества (помещений и оборудования котельных» посредством проведения конкурса на право заключения долгосрочного договора аренды имущества и заключения указанного договора с победителем конкурса. Обязать администрацию муниципального образования «Бирское городское поселение» до 15 сентября 2010 года обеспечить накопление стодневного запаса угля. Представитель заинтересованного лица - глава администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» К., действующая на основании прав по должности заявленные требования признала, по существу пояснила, что действительно постановлением администрацией муниципального образования «Бирское городское поселение» № 39 от 10.03.2010 года был утвержден график 100-дневного запаса топлива для Бирского городского поселения, однако график не соблюден, на день рассмотрения дела в суде, запаса угля нет. Также не проведен конкурс на право заключения долгосрочного договора аренды имущества с победителем такого конкурса. Однако такая работа ведется. Администрация принимает все возможные меры по подготовке объектов ЖКХ к зиме. Представитель заинтересованного лица – представитель администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» М., суду пояснила, что Постановлением главы администрации муниципального района №824 от 01.06.2010 года были приняты мероприятия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования «Облученский муниципальный район» к работе в осенне-зимний период 2010/2011 г.г. Утвержден состав комиссии по контролю за ходом выполнения данных мероприятий. Решением собрания депутатов от 14.07.2010 года часть полномочий, переданных ранее Бирскому городскому поселению, входящему в состав муниципального образования «Облученский муниципальный район» приняты к исполнению. На муниципальное образование «Облученский муниципальный район» возложены полномочия осуществления контроля за выполнение основных мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса муниципального образования, а также контроль за графиком накопления 100-дневного запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок городских и сельских поселений на предстоящий отопительный период 2010/2011 года. Полномочий по накоплению 100 дневного запаса угля для МО «Бирское городское поселение» нет. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявленные прокурором Облученского района ЕАО подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации муниципальных образований. Согласно ст. 27 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших. В соответствии с законом №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских и сельских поселении относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом, организация жилищного фонда. Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в их числе имущество, предназначенное для теплоснабжения населения. В соответствии с частью 5 данной статьи имущество муниципальных образований должно использоваться только для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Если у муниципального образования возникают права ее собственности на иное имущество, это имущество должно быть перепрофилировано либо отчуждено. Объекты ЖКХ, находящиеся в собственности МО «Бирского городского поселения» не закреплены за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления, следовательно, для его использования в целях обеспечения жизнедеятельности должно быть передано иным хозяйствующим субъектам по результатам конкурсного отбора. Пунктом 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года № 170, являющихся обязательными для исполнения органами местного самоуправления, определено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе обеспеченности топливом котельных и населения, до начала отопительного сезона: твердым не ниже 70% потребности отопительного сезона. Как установлено в судебном заседании, согласно акта проверки, проведенной Биробиджанским отделом по надзору за промышленной и энергетической безопасностью от 28.07.2010г., в числе других объектов района обследованы котельные п.Бира, где начали проводить работы по ремонту оборудования. Выявлены следующие нарушения: не разработаны планы работ по подготовке к отопительному периоду; нет резерва электроснабжения; не запланированы работы по регулировке тепловых сетей; не разработаны инструкции по подключению дизель-генератора, согласованные с элктрическими сетями ЕАО; не установлены перекидные рубильники для подключения передвижного источница электрической энергии; не выполнены профилактические испытания и измерения в электроустановках; не подготовлен персонал для обслуживания дизель-генератора; не разработаны графики противоаварийных тренировок. Постановлением администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО» от 10.03.2010 года № 39, подписанным главой администрации «Бирского городского поселения», утвержден график накопления 100-дневного запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок и населения муниципального образования «Облученский муниципальный район» на отопительный период 2010-2011 года, согласно которому, потребность угля на отопительный сезон составила - 9400 тонн, стодневный его запас – 4,2 тыс. с указанием норм ежемесячного накопления топлива - тонн, с помесячной разбивкой, однако указанного запаса нет. В судебном заседании установлено, что в июле, августе и сентябре текущего года 100-дневный запас топлива муниципального образования «Бирское городское поселение» должен составлять соответственно 1 тысяча тонн, 2 тысячи тонн и 1,2 тысяча тонн, с общим количеством на начало августа 2010 года 3 тысячи тонн, однако, по состоянию на 19.08.2010 года планомерное накопления 100-дневного запаса топлива (согласно графика), абсолютно не выполнено. Таким образом, неисполнение администрацией муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района обязанностей по накоплению стодневного запаса топлива свидетельствует о бездействии администрации, выразившееся в непринятии мер по соблюдению графика, утвержденного свои же Постановлением, что привело к отсутствию необходимого количество потребляемого поселением топлива к предстоящему отопительному сезону 2010 – 2011 года. Также к отопительному сезону не принято решение о передаче имущества (помещений и оборудования котельных) посредством проведения конкурса на право заключения долгосрочного договора аренды имущества и заключения указанного договора с победителем конкурса. Доводы главы администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» о том, что работы по подготовке к отопительному сезону проводятся, суд не может признать обоснованными, поскольку представленными прокурором доказательствами подтверждается, что за оставшийся не полный месяц до начала отопительного сезона, помещения и оборудования котельных не переданы хозяйствующему субъекту, не обеспечен стодневный запас топлива. С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Бирское городское поселение» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» муниципального образования «Облученский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по передаче имущества (помещений и оборудования котельных) хозяйствующему субъекту, не исполнении обязанностей по накоплению стодневного запаса топлива и об обязании администрацию муниципального образования «Бирское городское поселение» в срок до 15 сентября 2010 года обеспечить проведение указанных работ, являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь п. 4 и 6 ст. 14 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года, ст. 309 ГК РФ, ст. ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд – Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» муниципального образования «Облученский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по передаче имущества (помещений и оборудования котельных) хозяйствующему субъекту и неисполнении обязанностей по накоплению стодневного запаса топлива. Обязать администрацию муниципального образования «Бирское городское поселение» в срок до 15 сентября 2010 года обеспечить передачу имущества (помещений и оборудования котельных» посредством проведения конкурса на право заключения долгосрочного договора аренды имущества и заключения указанного договора с победителем конкурса. Обязать администрацию муниципального образования «Бирское городское поселение» до 15 сентября 2010 года обеспечить накопление стодневного запаса угля. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Н.П.Алешина